Организация воспитательных мероприятий с дошкольниками по сказкотерапии, сюжетно-ролевым играм.
материал на тему

Семёшина Елена Леонидовна

 

 

Не бойся сказок. Бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет.

Ребенку сказку расскажи –

На свете правды больше станет.

 

Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в общеобразовательный процесс форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении учебного материала, в адаптации поведения к школьным и социальным требованиям общества, основанной на принципах комплексного подхода.

Идея комплексного подхода в воспитании в отечественной педагогике впервые рассматривалась в работах Н.К.Крупской, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, а позже – в исследованиях  Ю.К. Бабенского.

Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса.

Специфика воспитания и развития  и реализация принципов комплексного подхода  требует обращения к таким основным понятиям как обучение, воспитание и развитие. Говоря о комплексном подходе в области воспитания и обучения, Л.К. Новикова, А.Т. Куракин  отмечают, что в ходе управления воспитательно – образовательным процессом этот принцип предполагает соблюдение целостного, системного характера целей, задач методов и приемов . В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Один из древнейших методов, активно разрабатываемых  психологами и педагогами, в последнее 10 лет, и применяемых в работе с детьми - использование сказки.

Педагогические технологии – основа достижения целей обучения, воспитания и развития личности. В практике работы рассматриваю и выбираю технологии как совокупности личностно – осмысленных педагогических действий и приводящих к определенному результату.

Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка где главная цель - подлинная активность ребенка.

Исходное требование к предметной среде группы - ее развивающий характер и вариативность с учетом всех основных принципов (по В.А. Петровскому): статичность и подвижность предметного окружения; гибкость зонирования; комфортность; открытость-закрытость.  В группе имеется игровой материал для познавательного развития детей, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов. Все оборудование размещено по тематическому принципу для того, чтобы каждый ребенок мог найти себе занятие по душе. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. Это является дополнительным источником развития ребенка. Игровая деятельность реализуется через сюжетно-ролевую игру, театрализованные игры, игры-драматизации, дидактические игры, подвижные игры.

Совместная деятельность и занятия, которые основаны на методике сказкотерапии и вариативном обучении связной речи, а так же придумыванию собственных сказок. Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели “одну забаву”, достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований этих великих личностей была построена современная концепция работы со сказкой .

Сказка, – говорил Э. Фромм, – также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством .

О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали ученые Б. Брун , В. П. Аникин  и другие. В энциклопедическом литературном словаре  дается следующее определение сказки: «сказка – это один из основных жанров устного народно - поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют различные виды устной прозы» .

Проанализировав литературные источники, посвященные данной теме  можно краткими тезисами сформулировать значение сказки в жизни людей:

- Сказку знают все: “от мала до велика”, на ее содержании происходит воспитание подрастающего человека.

- Своим содержанием сказка развивает творческий потенциал, креативность;

- Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира.

- Происходит развитие эмоциональной сферы через метафорические формы воплощения сказок, историй, притч. Это очень доступно ребенку. При слове “волшебство”, “волшебное” сразу возникает интерес, восторг. Причина такой реакции – особая положительная мотивирующая  народного и авторского творчества.

- Сказка представляет собой мощное средство психокоррекции. Человек учится не только находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, но и моделировать ситуации их изменения, подвергая анализу личную активность через самоанализ в контексте сказочного сюжета.

Таким образом, мы видим, что сказка создает условия для максимальной реализации потенциала человека.

 Работа со сказкой с детьми дошкольного  возраста  в  воспитательно – образовательном процессе:

  1. использование сказки как метафоры (тексты и образы сказок вызывают ассоциации и могут быть обсуждены);
  2. обсуждение поведения и мотивов действий персонажей (система оценок в категории «хорошо -плохо);
  3. проигрывание эпизодов сказки  (индивидуально, с подгруппой детей или всей группой);
  4. использование сказки как притчи-нравоучения;
  5. рисование по мотивам сказок;
  6. творческая работа по мотивам сказок (анализ, рассказывание сказки, сочинение сказки).

. Оценка и суждение.

1. Мой любимый герой. Даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказывают достоинства своего героя.

2. Любимая сказка. Умение выделить любимую сказку из прочитанных или прослушанных.  В данных беседах ставится цель развития монологической речи: инициативно высказываться, реагировать на высказывания сверстников, соблюдать очередность, обобщать имеющийся опыт в форме текста.

3. Беседа (индивидуальная или коллективная) о литературных героях. Цель - пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими радостями и переживаниями.

4. Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод («Какие еще смешные книжки ты помнишь?»). Такую же беседу провожу о самой страшной, самой печальной книжке — в любом случае у ребенка развивается мышление и возникает определенная систематика прочитанного: по сходству и различию героев, авторов, по сходству полученных от книг впечатлений. Наряду с этим вырабатывается умение выделять в сказке  конкретный эпизод. Цель-умение выстраивать взаимодействие речевых партий педагога и детей, когда один начинает фразу, а другой ее завершает.

5. Игры-беседы детей с персонажами сказок. 

После проведения в группе беседы с детьми, которая дает возможность оценить, насколько понято содержание художественного произведения, иногда продолжаю обсуждение книги, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами (театральные куклы, мягкие игрушки). Цель - учить поддерживать беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания.

6.Игры-драматизации.

Следующий этап в работе - это игра - драматизация, игра - инсценировка. С. Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его “можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения”. Именно эту особенность подлинного художественного произведения использую в дальнейшей работе. Сюжетно-ролевым  и играм - драматизациям принадлежит значительная формирующая, воспитательная роль в развитии личности дошкольника. Игра-драматизация  важна для развития диалогического общения еще и потому, что в ней, принимая на себя роль, ребенок встает в позиции сказочного персонажа  и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.

             К третьему периоду дети  активнее проявляют творчество в играх - драматизациях, играх- инсценировках, что позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Это  раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его речевую активность. Детям нравится возвращаться к одним и тем же текстам, особенно, если появляются новые элементы, игрушки. Рассказы по набору игрушек, из личного опыта в играх – драматизациях характеризуются прежде всего  отсутствием установки на ответ, что активно способствует развитию элементов монологической речи, становлению диалога со сверстниками и инициативности в диалоге со взрослыми.

Сказкотерапия позволяет детям безболезненно и безопасно относится к жизненным ценностям. В занятия включаю распространенные методы и подходы психотерапии (психогимнастика, этюды), АРТ-терапия (рисунок, театр), которые способствуют не только успешной психокоррекции, но и развитию внимания, памяти и воображения, что является необходимым условием для подготовки ребенка к школе. Это также и обучение позитивному общению, и приобщение к культурному наследию, возможность соприкосновения с глубинными ценностями человечества, такими как любовь, дружба, милосердие, трудолюбие.

В театрализованных представлениях дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, мимику, манеру разговора. Проявляется умение регулировать интонационной выразительностью, происходит становление  диалога и освоение произвольного построения монолога.

Возможности работы со сказкой

1. Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения клиента, выявляет его систему оценок в категориях “хорошо – плохо”.

4. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов, дать каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции. Так же можно проиграть сказку в песке или осуществить ее постановку с помощью кукол. Работа с куклами помогает ребенку или взрослому корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет совершенствовать и проявлять через нее те эмоции, которые он обычно по каким-либо причинам не может себе позволить проявить.

5. Использование сказки как притчи-нравоучения, которая подсказывает клиенту с помощью метафоры вариант решения проблемы.

Всякий ребенок по своему понимает и воспринимает ту или иную сказку. Поэтому одна сказка производит на него большое впечатление, а другая проходит мимо не задевая его чувств. Но это не означает, что в “копилке” жизненных ситуаций не прибавилось еще одной “ячейки”, просто она не будет задействована до того момента, когда человек столкнется с подобной жизненной проблемой (например, проблемы выбора, формой взаимоотношения между зятем и тещей, снохой и золовкой, отношением к потере либо краже чего-то важного или значимого и т.д.).

В античном мире, средневековье и сегодня человек проходит один и тот же путь от рождения до смерти, встречает на пути любовь, друзей, недругов и врагов, ищет себя, самоутверждается. Все эти этапы и события человеческого существования содержатся в сказках.

 Можно смело называть сказкотерапию “детским” методом. Тем более, что ребенок, самый главный на земле. Именно к такому выводу пришли еще в 16 веке великий индийский падишах Акбар и его верный советник Бирбал…

Как-то раз прохладным вечером падишах и Бирбал гуляли по саду, радуясь весенней благодати. Вдруг падишах спросил:

— Скажи, Бирбал, кто, по-твоему, на свете самый главный?

Бирбал сразу понял, куда клонит Акбар. “Видно возгордился он своей властью, надеется, что я назову его самым главным. Но не тут-то было!” – подумал Бирбал.

— Думаю, государь, что главнее всех малое дитя. С ребенком никто не справится – ни раджа, ни сам падишах.

— Как же это неразумный ребенок может быть всех главнее? Докажи-ка, попробуй, - отозвался падишах.

— Что ж, и докажу. Только это не редькой торговать: раз-два и готово. Дело это не пустячное, придется устроить проверку.

На том и порешили. Через несколько дней пришел Бирбал во дворец с хорошеньким шаловливым мальчуганом на руках.

Малыш сразу понравился падишаху, он посадил его на колени и стал играть. А малыш, разыгравшись, вцепился падишаху в бороду и давай тянуть изо всех сил. Еле оторвал его от себя падишах и говорит сердито Бирбалу:

— Ты, зачем принес такого озорника?! С ним же сладу нет!

А Бирбалу только того и надо:

Вот видите, владыка мира, никто не смеет до вас даже пальцем дотронуться, а этот малыш дергает за бороду. Да так, что даже волоски выдрал. Вот и выходит, что ребенок – самый главный на свете!

Итак, самый главный на свете – Ребенок. А мы будем понимать это шире – и Внутренний Ребенок тоже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_pedsovetu.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         ГБОУ  Салтыковский детский дом

                                            Тема доклада к педсовету:

                       «Организация воспитательных мероприятий

                                          с дошкольниками

                   по  сказкотерапии , сюжетно-ролевым играм »

                                                                               

                                                                                                             Воспитатель: Семёшина Е. Л.

                                                              Апрель 2013 г.

Не бойся сказок. Бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет.

Ребенку сказку расскажи –

На свете правды больше станет.

Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в общеобразовательный процесс форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении учебного материала, в адаптации поведения к школьным и социальным требованиям общества, основанной на принципах комплексного подхода.

Идея комплексного подхода в воспитании в отечественной педагогике впервые рассматривалась в работах Н.К.Крупской, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, а позже – в исследованиях  Ю.К. Бабенского.

Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса.

Специфика воспитания и развития  и реализация принципов комплексного подхода  требует обращения к таким основным понятиям как обучение, воспитание и развитие. Говоря о комплексном подходе в области воспитания и обучения, Л.К. Новикова, А.Т. Куракин  отмечают, что в ходе управления воспитательно – образовательным процессом этот принцип предполагает соблюдение целостного, системного характера целей, задач методов и приемов . В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Один из древнейших методов, активно разрабатываемых  психологами и педагогами, в последнее 10 лет, и применяемых в работе с детьми - использование сказки.

Педагогические технологии – основа достижения целей обучения, воспитания и развития личности. В практике работы рассматриваю и выбираю технологии как совокупности личностно – осмысленных педагогических действий и приводящих к определенному результату.

Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка где главная цель - подлинная активность ребенка.

Исходное требование к предметной среде группы - ее развивающий характер и вариативность с учетом всех основных принципов (по В.А. Петровскому): статичность и подвижность предметного окружения; гибкость зонирования; комфортность; открытость-закрытость.  В группе имеется игровой материал для познавательного развития детей, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов. Все оборудование размещено по тематическому принципу для того, чтобы каждый ребенок мог найти себе занятие по душе. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. Это является дополнительным источником развития ребенка. Игровая деятельность реализуется через сюжетно-ролевую игру, театрализованные игры, игры-драматизации, дидактические игры, подвижные игры.

Совместная деятельность и занятия, которые основаны на методике сказкотерапии и вариативном обучении связной речи, а так же придумыванию собственных сказок. Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели “одну забаву”, достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований этих великих личностей была построена современная концепция работы со сказкой .

Сказка, – говорил Э. Фромм, – также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством .

О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали ученые Б. Брун , В. П. Аникин  и другие. В энциклопедическом литературном словаре  дается следующее определение сказки: «сказка – это один из основных жанров устного народно - поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют различные виды устной прозы» .

Проанализировав литературные источники, посвященные данной теме  можно краткими тезисами сформулировать значение сказки в жизни людей:

- Сказку знают все: “от мала до велика”, на ее содержании происходит воспитание подрастающего человека.

- Своим содержанием сказка развивает творческий потенциал, креативность;

- Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира.

- Происходит развитие эмоциональной сферы через метафорические формы воплощения сказок, историй, притч. Это очень доступно ребенку. При слове “волшебство”, “волшебное” сразу возникает интерес, восторг. Причина такой реакции – особая положительная мотивирующая  народного и авторского творчества.

- Сказка представляет собой мощное средство психокоррекции. Человек учится не только находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, но и моделировать ситуации их изменения, подвергая анализу личную активность через самоанализ в контексте сказочного сюжета.

Таким образом, мы видим, что сказка создает условия для максимальной реализации потенциала человека.

 Работа со сказкой с детьми дошкольного  возраста  в  воспитательно – образовательном процессе:

  1. использование сказки как метафоры (тексты и образы сказок вызывают ассоциации и могут быть обсуждены);
  2. обсуждение поведения и мотивов действий персонажей (система оценок в категории «хорошо -плохо);
  3. проигрывание эпизодов сказки  (индивидуально, с подгруппой детей или всей группой);
  1. использование сказки как притчи-нравоучения;
  2. рисование по мотивам сказок;
  3. творческая работа по мотивам сказок (анализ, рассказывание сказки, сочинение сказки).

. Оценка и суждение.

1. Мой любимый герой. Даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказывают достоинства своего героя.

2. Любимая сказка. Умение выделить любимую сказку из прочитанных или прослушанных.  В данных беседах ставится цель развития монологической речи: инициативно высказываться, реагировать на высказывания сверстников, соблюдать очередность, обобщать имеющийся опыт в форме текста.

3. Беседа (индивидуальная или коллективная) о литературных героях. Цель - пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими радостями и переживаниями.

4. Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод («Какие еще смешные книжки ты помнишь?»). Такую же беседу провожу о самой страшной, самой печальной книжке — в любом случае у ребенка развивается мышление и возникает определенная систематика прочитанного: по сходству и различию героев, авторов, по сходству полученных от книг впечатлений. Наряду с этим вырабатывается умение выделять в сказке  конкретный эпизод. Цель-умение выстраивать взаимодействие речевых партий педагога и детей, когда один начинает фразу, а другой ее завершает.

5. Игры-беседы детей с персонажами сказок. 

После проведения в группе беседы с детьми, которая дает возможность оценить, насколько понято содержание художественного произведения, иногда продолжаю обсуждение книги, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами (театральные куклы, мягкие игрушки). Цель - учить поддерживать беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания.

6.Игры-драматизации.

Следующий этап в работе - это игра - драматизация, игра - инсценировка. С. Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его “можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения”. Именно эту особенность подлинного художественного произведения использую в дальнейшей работе. Сюжетно-ролевым  и играм - драматизациям принадлежит значительная формирующая, воспитательная роль в развитии личности дошкольника. Игра-драматизация  важна для развития диалогического общения еще и потому, что в ней, принимая на себя роль, ребенок встает в позиции сказочного персонажа  и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.

             К третьему периоду дети  активнее проявляют творчество в играх - драматизациях, играх- инсценировках, что позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Это  раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его речевую активность. Детям нравится возвращаться к одним и тем же текстам, особенно, если появляются новые элементы, игрушки. Рассказы по набору игрушек, из личного опыта в играх – драматизациях характеризуются прежде всего  отсутствием установки на ответ, что активно способствует развитию элементов монологической речи, становлению диалога со сверстниками и инициативности в диалоге со взрослыми.

Сказкотерапия позволяет детям безболезненно и безопасно относится к жизненным ценностям. В занятия включаю распространенные методы и подходы психотерапии (психогимнастика, этюды), АРТ-терапия (рисунок, театр), которые способствуют не только успешной психокоррекции, но и развитию внимания, памяти и воображения, что является необходимым условием для подготовки ребенка к школе. Это также и обучение позитивному общению, и приобщение к культурному наследию, возможность соприкосновения с глубинными ценностями человечества, такими как любовь, дружба, милосердие, трудолюбие.

В театрализованных представлениях дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, мимику, манеру разговора. Проявляется умение регулировать интонационной выразительностью, происходит становление  диалога и освоение произвольного построения монолога.

Возможности работы со сказкой

1. Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения клиента, выявляет его систему оценок в категориях “хорошо – плохо”.

4. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов, дать каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции. Так же можно проиграть сказку в песке или осуществить ее постановку с помощью кукол. Работа с куклами помогает ребенку или взрослому корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет совершенствовать и проявлять через нее те эмоции, которые он обычно по каким-либо причинам не может себе позволить проявить.

5. Использование сказки как притчи-нравоучения, которая подсказывает клиенту с помощью метафоры вариант решения проблемы.

Всякий ребенок по своему понимает и воспринимает ту или иную сказку. Поэтому одна сказка производит на него большое впечатление, а другая проходит мимо не задевая его чувств. Но это не означает, что в “копилке” жизненных ситуаций не прибавилось еще одной “ячейки”, просто она не будет задействована до того момента, когда человек столкнется с подобной жизненной проблемой (например, проблемы выбора, формой взаимоотношения между зятем и тещей, снохой и золовкой, отношением к потере либо краже чего-то важного или значимого и т.д.).

В античном мире, средневековье и сегодня человек проходит один и тот же путь от рождения до смерти, встречает на пути любовь, друзей, недругов и врагов, ищет себя, самоутверждается. Все эти этапы и события человеческого существования содержатся в сказках.

 Можно смело называть сказкотерапию “детским” методом. Тем более, что ребенок, самый главный на земле. Именно к такому выводу пришли еще в 16 веке великий индийский падишах Акбар и его верный советник Бирбал…

Как-то раз прохладным вечером падишах и Бирбал гуляли по саду, радуясь весенней благодати. Вдруг падишах спросил:

— Скажи, Бирбал, кто, по-твоему, на свете самый главный?

Бирбал сразу понял, куда клонит Акбар. “Видно возгордился он своей властью, надеется, что я назову его самым главным. Но не тут-то было!” – подумал Бирбал.

— Думаю, государь, что главнее всех малое дитя. С ребенком никто не справится – ни раджа, ни сам падишах.

— Как же это неразумный ребенок может быть всех главнее? Докажи-ка, попробуй, - отозвался падишах.

— Что ж, и докажу. Только это не редькой торговать: раз-два и готово. Дело это не пустячное, придется устроить проверку.

На том и порешили. Через несколько дней пришел Бирбал во дворец с хорошеньким шаловливым мальчуганом на руках.

Малыш сразу понравился падишаху, он посадил его на колени и стал играть. А малыш, разыгравшись, вцепился падишаху в бороду и давай тянуть изо всех сил. Еле оторвал его от себя падишах и говорит сердито Бирбалу:

— Ты, зачем принес такого озорника?! С ним же сладу нет!

А Бирбалу только того и надо:

Вот видите, владыка мира, никто не смеет до вас даже пальцем дотронуться, а этот малыш дергает за бороду. Да так, что даже волоски выдрал. Вот и выходит, что ребенок – самый главный на свете!

Итак, самый главный на свете – Ребенок. А мы будем понимать это шире – и Внутренний Ребенок тоже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)

Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....

Статья на тему "Организация процесса гендерного воспитания дошкольников через применение сюжетно-ролевых игр"

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его гендерной принадлежностью является на сегодняшний день актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. При этом, как...

Опыт работы на тему: "Организация процесса гендерного воспитания дошкольников через применение сюжетно-ролевых игр"

В рамках воспитания детей с учётом их гендерных особенностей, особенно остро встаёт вопрос о своевременном и полноценном развитии девочек и мальчиков в игровой деятельности, потому что принятие роли и...

Наибольшее значение в экологическом воспитании старших дошкольников имеют сюжетные (сюжетно-ролевые игры).

Наиболее детально использование сюжетно-ролевых игр как средства экологического воспитания в ДОУ рассматривается С.Н. Николаевой и И.А. Комаровой. В частности, С.Н. Николаева вводит специальный термин...

Условия организации предметно-развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Данная статья рассказывает о том, что необходимо для формирования ППРС группы, какие функции и принципы помогают правильно организовать ППРС группы...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

Открытое мероприятие по математике с элементами сюжетно-ролевой игры

Открытое мероприятие по математике с элементами сюжетно-ролевой игры. Путешествие на планету "Знайка"...