Особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями в развитии
статья на тему

Степанова Наталья Владимировна

 

    У детей с тяжелыми нарушениями развития задерживается процесс восприятия предметов и овладения предметным действиями. Поэтому важно развивать мелкую моторику и координацию движений рук  через дидактические игры, упражнения, различные задания. Но, отдельно взятые дидактические игры, мало приносят радости детям. Добавьте в занятие пальчиковые игры, нетрадиционные виды изо- творчества! Это доступно, интересно! Систематическая работа дает положительные результаты.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Работая много лет с детьми с тяжелыми нарушениями интеллекта, я столкнулась с множеством проблем в развитии их сенсорной сферы.

     Общеизвестно, что у таких детей интерес к окружающему миру появляется лишь к концу дошкольного возраста. Восприятие предметов у них замедленно, фрагментарно, имеет малый объем и низкий уровень развития избирательности и дифференцированности. Такое своеобразное восприятие существенным образом задерживает процесс овладения ребенком предметными действиями. У многих детей к 5 – 6 годам предметная деятельность оказывается несформированной или достигает низкого уровня. Только часть детей может выполнить элементарные действия, направленные на обследование предмета: рассматривание, ощупывание,  сравнение.

    Это связано с недоразвитием мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения пальцев рук у детей неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены.

    Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие функции, как восприятие, внимание, память, мышление, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни ребенок должен овладеть различными бытовыми навыками, которые формируют его самостоятельность.

        В связи с этим я уделяю должное внимание дидактическим играм, упражнениям, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук:

- всевозможные шнуровки;

- различные застежки;

- игрушки вкладыши;

- игры с мозаикой;

- игры с мелкими и крупными предметами: бусинами, пуговицами, камушками, зернами;

- игры с прищепками.

    Но, отдельно взятые дидактические игры, мало приносят радости детям. Часто ребенок отказывается выполнять те задания, которые у него не получаются или отдает предпочтение к определенным видам задания.

    В связи с этим я обратила внимание, как дети относятся к различным видам изобразительного творчества: рисованию, аппликации, лепке. Данная деятельность вызывала у детей положительные эмоции, интерес. Но у большинства детей с тяжелыми нарушениями развития технические навыки слабо развиты: они не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами.     Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования, аппликации.

     Одной из эффективных форм развития сенсомоторики у детей я считаю занятия по продуктивным видам деятельности с применением нетрадиционных материалов и техник.

    Во время работы дети  получают необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.  Им интересно рисовать пальчиками, ладонью, кулачками, различным бросовым материалом. Ведь это все для детей необычно, а главное - доступно.

         Основные виды деятельности, которые я использую на занятиях с детьми, это:

- нетрадиционные техники рисования;

- аппликация в нетрадиционной форме с использованием лепки;

-

    Каждое занятие я начинаю с пальчиковой гимнастики. Вернее с пальчиковой игры. Это и обычная разминка для рук: сжимание в кулачки, удержание пальцев рук в определенной позе, растирания пальчиков. Пальчики могут «поскакать», «пошагать», «согнуться», «поиграть» с палочками, спичками, коробочками, зубной щеткой, ниткой, губкой, бусинкой и т.д. Также использую и разучиваемые комплексы упражнений. Слушая потешку, дети первой подгруппы пытаются воспроизводить соответствующие движения. При повторении потешки дети побуждаются к договариванию слов стишка, затем дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят ее, сопровождая движениями пальцев рук.

    В связи с тем, что дети быстро утомляются, часто отвлекаются, вношу в занятие много игровых моментов, связанных с любимыми игрушками, новыми куклами, озвучиваю их, меняю интонации.

    Вследствие этого, занятие представляет собой игру, которая состоит из трех частей:

- пальчиковые игры;

- дидактические игры и упражнения;

- изобразительное творчество.

    Все три части занятия должны быть взаимосвязаны между собой одной темой.

    Все занятия проходят с музыкальным сопровождением. Это и детские песни, и классические произведения. Музыка вносит яркую эмоциональную окраску в занятие, а также позволяет ребенку психически расслабиться.

     Основные усилия на первоначальном этапе обучения детей направлены на развитие эмоционального интереса к деятельности, к материалам и орудиям, с которыми детям предстоит в дальнейшем работать. Дети только наблюдают за моими действиями и радуются, полученным результатам.

     Далее я обучаю детей действиям с этими материалами. В это же время начинаю знакомить их со свойствами и качествами материалов, с цветом и формами.

     И только после этого мы приступаем к тематическим работам, где отрабатывается каждый навык и умение. Одним детям я активно помогаю, т.е. практически делаю работу за него его руками. Другие дети способны выполнить по образцу, после тщательного объяснения и показа.

     На протяжении всех занятий я стараюсь обращать внимание на сенсорные характеристики материалов, орудий, а также стимулировать детей отвечать на вопросы об изображаемых объектах.

     В конце занятия обязательно провожу просмотр всех работ и обсуждение.

     Подводя итог, могу сказать, что систематическая и целенаправленная работа по ИЗО-деятельности с использованием нетрадиционных техник изображения дает положительные результаты:

  1. У детей наблюдается согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для дальнейшей практической деятельности.
  2. Часть детей способны различать цвет, форму, величину предметов, называть их свойства и качества.
  3. Такие занятия дисциплинируют детей, воспитывают усидчивость, внимательность, благотворно влияют на эмоциональный настрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Особенности речевого развития детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

Консультация для родителей. Родителям необходимо закреплять с детьми знания и умения, полученные на занятиях у логопеда, в свободном речевом общении....

Развитие сенсорно-перцептивных функций , как эффективное средство в развитии и обучении детей с тяжелыми нарушениями речи

Статья раскрывает возможности развития детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях сенсорной комнаты...

Особенности обучения детей с речевыми нарушениями английскому языку в ДОУ.

Иностранный язык на ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта ребёнка и развития его способностей; средство социального взаимодействия, с помощью которого ребёнок овладевает ...

Использование пособия "Нумикон". Базовый уровень для развития и обучения детей с тяжелым нарушением интеллекта.

Использование пособия "Нумикон". Базовый уровень для развития и обучения детей с тяжелым нарушением интеллекта....