Особенности развития логической памяти в старшем дошкольном возрасте.
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Дронина Екатерина Вячеславовна

Особенности   логической  памяти  детей дошкольного возраста являются той   главной  основой,  на  которой  формируются   понятия.   Недостаточность логической      памяти     дошкольников     отрицательно    сказывается    на   все познавательной   деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

        Особенности развития логической памяти в

                        старшем дошкольном возрасти.

Дошкольный     возраст      характеризуется      интенсивным      развитием способности  к  запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер. Ребенок еще не умеет ставить перед собой задачу     запомнить     и     не    воспринимает    такое    задание    от    взрослых. Непроизвольно  запечатлевается  тот  материал,  который  включен  в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходит независимо  от  воли и сознания ребенка, и  зависят  от  характера  его  деятельности. Именно  поэтому новые  знания  должны  иметь  для  ребенка  какое-то   значение  –  чем  больше эта информация соприкасается с его интересами,  тем легче он ее запоминает.

Воспоминания   дошкольника   обладают   ярко  выраженным  наглядным, образным характером. Часто воспринимаемый предмет  представляется ребенку так живо и ярко, будто он вновь его воспринимает. Часто  какая-нибудь  деталь, которая оставалась бы замеченной взрослым, ребенком  запоминается  прочно и надолго.

Наглядный   материал   (предметы   и   их   изображения)   в   дошкольном возрасте   запоминается   легче,   чем   отвлеченные   положения.  Из словесного материала   значительно   лучше  удерживаются  в  памяти  образные  описания, особенно  когда  они  носят  художественный,   эмоционально – выразительный характер.

Существовало   неправильное   мнение,    что    в    дошкольном    возрасте механическая    память    преобладает    над   логической.   В   действительности осмысление  нового  материала, активное его изучение оказывает существенное  влияние   на   запоминание     дошкольника.     Если     младшие     дошкольники ориентируются,  главным,  образом  на  внешние,  наиболее  бросающие в  глаза признаки предметов, то старшие начинают замечать менее яркие, но зато  более существенные их особенности. В соответствии с этим изменяется и содержание детских представлений.

У старших дошкольников  наряду   с   наглядными   представлениями   об отдельных  вещах  большую  роль  начинают  играть   общие   представления   о группе сходных предметов.

Таким образом,  у  дошкольников  наряду  с  образной  памятью  начинает складываться  словесно - логическая.  В  этом  обнаруживается развитие второй сигнальной системы  в  ее  взаимодействии  с  первой.  Образование  временной связи  между  словесными  сигналами,   обозначающими   обобщенные   группы сходных  предметов  и  явлений,  придает  запоминанию  словесно - логический характер.

Важно   отметить,  что  у  детей  преддошкольного  и  раннего  школьного возраста  память  является  непреднамеренной,  непроизвольной.  Они   еще   не умеют принять исходящую извне или поставить перед собой  задачу  запомнить что-либо. Можно сказать, что они не столько сами  запоминают,  сколько  у них все запоминается «само собой»

В   дошкольном  возрасте  в  связи  ростом  познавательной  активностью,  а  также  в  связи  с  требованиями,  предъявляемыми жизнью, процессы памяти существенно   изменяются. К числу  этих  изменений  относятся,  прежде  всего, увеличение  скорости заучивания и рост объема памяти (количество предметов, которые  можно  запомнить  после  однократного  восприятия,  у дошкольников увеличивается по сравнению с детьми более раннего возраста).

           Наиболее  существенным  изменениям  в  памяти  ребенка  в  дошкольном возрасте  является,  однако, не этот, часто количественный рост, а качественное изменение мнемических процессов, отмечаемое по  мере  общего  психического развития  ребенка.  А именно: постепенный переход от непроизвольной памяти,  единственно  функционирующей   в   раннем   возрасте,   к   начальным   этапам произвольного  запоминания  и  припоминания.   Выражением   этого   является умение   принять   и   выполнить   исходящую   извне   мнемическую  задачу.  С возрастом   объем  такой  произвольной  памяти  также  заметно  увеличивается. Если  в  трехлетнем  возрасте  он  был  равен  запоминанию  трех картинок, то у четырехлетних он равнялся четырем картинкам,  у пятилетних – шести - семи  и у восьмилетних – восемь картинок.

По  мере  своего  развития  у людей, как считал Л.С. Выготский, все более приближалась  к  мышлению. «Анализ показывает, - писал он, - что мышление ребенка  во  многом  определяется  его  памятью…  Мыслить  ребенка – значить вспомнить… Никогда мышление обнаруживает такой корреляции памятью, как в  самом  раннем  возрасте.  Мышление  здесь  развивается  в непосредственной зависимости от памяти». Решающие  событие  в  жизни  человека,  изменяющие отношение   между    памятью    и    другими    психологическими    процессами, происходит  ближе  к юношескому возрасту, причем по своему содержанию эти изменения  порой противоположны тем, которые существовали между памятью и психическими процессами в раннее годы.

Например,  отношение  «мыслить – значит  припоминать»  с  возрастом  у ребенка   заменяется   на   отношение,   согласно   которому   само  запоминание сходится к мышлению: «запомнить или вспомнить – значит понять,  осмыслить, сообразить».   Специальные    исследования    развития    непосредственного    и опосредованного    запоминания    в    детском    возрасте    показали   как   один мнемический       процесс  –  непосредственное      запоминание  –  с    возрастом  заменяется   другим,   опосредованным.   Это  происходит  благодаря  усвоению ребенком     более      совершенных      стимулов  –  средств      запоминания      и воспроизведение          материала.         Роль         мнемотехнических        средств совершенствования    памяти    в     том,    что,    «обращаясь    к    употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру  нашего  акта  запоминания;  прежде   прямое,   непосредственное   запоминание становится опосредованным».

На  развитие  памяти  влияет  уровень   умственных   способностей  –  чем больше  ребенок  умеет  делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше  он  в  состоянии запомнить. По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память.

В  дошкольный  период  память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество  вопросов  и получают огромное количество информации. В этот период  по  скорости  она  опережает  другие  способности. Вот  чем  объясняется  легкость,  с   которой   3 – 6   летние   дети    запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное.

У дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредованного запоминания. Параллельно  с  этим  увеличивается  разрыв  в  продуктивности  данных  видов запоминания в пользу первого.

Успешность  запоминания  в  значительной  мере  зависит  от смысловых связей   между   элементами   запоминаемого   материала.   Успех   запоминания определяется  правильной  организацией  повторений. Повторение должно быть осознанным,  осмысленным  и  активным.  В  противном  случае   оно   ведет   к механическому    запоминанию.    Поэтому    лучший    вид     повторения  –  это включение усвоенного материала  в последующую  деятельность,  с  тем  чтобы повторение  каждый  раз  проводилось  на  новом  уровне  осознания  и  в новых связях.  Запоминание,  опирающиеся  на  содержательные  и  активные способы работы с материалом, оказывается более продуктивным.

 Продуктивность запоминания зависит от  характера  запоминания. Под влиянием     систематического     обучения     память     развивается.   При   этом наблюдается   не   только   количественное   увеличение   объема    и    скорости запоминания  и воспроизведения,  но  и  ряд  качественных  изменений  памяти. Значительно  возрастает  преднамеренное  запоминание, что связано с быстрым развитием отвлеченной, словесно-логической памяти.

Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный  характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет  наибольшей  интерес, дает  наилучшее  впечатление.  Элементы  произвольной  памяти  появляются  у ребенка   к  концу  дошкольного  детства  в тех ситуациях, когда ребенок ставит перед    собой    задачу   запомнить  и  вспомнить.  Это  желание  надо  всячески поощрять,     учить     ребенка    запоминать    с    помощью    игр,    упражнений, контролировать правильность усвоения информации.  

В  дошкольном  возрасте особенно ярко выступает зависимость памяти от особенности   деятельности   ребенка.  Один  и  тот  же  материал  запоминается детьми   по-разному,   в   зависимости   от   того,  что  они  с  ним  делают. Если, например, привести  дошкольника  в  лабораторию  и  заставит  его  запоминать отдельные    слова,    произносимые     исследователем,      то      он       запомнит незначительное    их  число.  Но  если  дать ребенку запомнить тот, же материал в процессе игры или содержательного занятия, то он удержит  в памяти гораздо большее число слов.

В развитии логической памяти у  дошкольников  решающую  роль  играет организация  воспитательной  работы.  Ребенок  не сам выдумывает себе задачу запоминания и не сам изобретает соответствующие  приемы. Дело начинается с того, что взрослый предлагает  ребенку  запомнить  то  или  другое,  организует деятельность,  при  которой   эта   задача   может   быть   разрешена,   указывает некоторые  приемы,  способствующие  лучшему  запоминанию,   и   т.д.    Когда ребенок приобретает известный  опыт  в  этом  отношении,  он  и  сам  начинает ставить  перед   собой   задачу    запоминания,    по    собственной    инициативе произвольно запоминает или припоминает необходимый материал.

Развитие   логической  памяти  имеет  важное  значение   для подготовки ребенка к школьному  обучению.  Никакая  учебная  деятельность  не  окажется возможной,  если ребенок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует,  не  считаясь  с  требованиями  учителя,  с  теми  задачами, которые выдвигаются школьной программой.

Дальнейшие  развитие  памяти происходит уже в школьном возрасте. Под влиянием   систематического   обучения   логическая   память,   которая   только начинала   складываться   в   дошкольном   возрасте,   достигает   у    школьника высоких ступеней развития. Вместе с тем, совершенствуется прием логического запоминания.  Овладевая  основами  научных  знаний,  школьники  в  процессах запоминания  и  припоминания  опираются  уже  не  на  внешние признаки, а на более существенные их особенности, характеризующие внутреннее содержание запоминаемого материала.

Развитие  логической  памяти  не  заканчивается  в  период   детства,   оно может,   продолжатся   и   у  взрослого  человека, изменяя  свои особенности   в зависимости  от  условий  его  жизни  и  характера его деятельности. Например, у лиц художественных профессий (художников, музыкантов) большое развитие получает  образная  память,  в  то  время  как  у  ученых-теоретиков  интенсивно развивается память словесно-логическая.

            В   дошкольном   возрасте   часто   наблюдается   явление  реминисценции (смутного  воспоминания),  при  котором  забытое  сразу  же  после  восприятия может  восстанавливаться  через  некоторое  время.  Сущность   реминисценции заключается в том, что последующее воспроизведение  пополняется  фактами  и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала. Он часто наблюдается  при  воспроизведении  словесного  материала  объема,   что является  результатом  утомления  нервных  клеток.  Дети  не  всегда  сразу  как следуют, осмысливают материал при его восприятии  и поэтому  передают   его не полно.  Им  требуется  какой-то промежуток времени для его осмысления,   в результате чего воспроизведение становится более полным.  Если  же  материал осмыслен сразу, реминисценции не наступает.  Этим  объясняется  факт,  то чем старше   ребенок,  тем  реже  наблюдается  это  явление  их  памяти.  В  явлении реминисценции обнаруживается единство процессов запоминания, забывания и воспроизведения.  Они  представляют собой различные стороны одних и тех же нейродинамических процессов.

Для    памяти    дошкольника     характерна    так    же    сильно развитая эйдетическая   «фотографическая»   память.   Дошкольники   с   такой памятью запоминают   все,   что   они  воспринимают,  до  мельчайших  подробностей.  В дальнейшем эта способность исчезает.

В среднем начиная со  среднего  дошкольного  возраста воспринимаемые мозгом сведения, закрепляются  настолько  прочно,  что  могут восприниматься во       взрослом       состоянии.     Однако     здесь     отмечается      значительные индивидуальные  различия.  Известны  воспоминания,  прочно   сохранившиеся  даже  с  3 – 4  лет  и раньше. С раннего  возраста  чаще  всего  запоминаются  те  факты,  имеющие  эмоционально   отрицательную   окраску   (ожог,   нападение собаки,     травма   и   т. д.)   в   большинстве    случаев    ранние    воспоминание  взрослых  относится  именно к дошкольному возрасту.

Оптимизировав опыт исследователей, занимающихся изучением развития памяти    у    человека,    мы    выяснили,    что    память    является    важнейшей основополагающей      способностью      человека.     Без    памяти    невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.  Впечатления,  которые человек   получает   об   окружающем   мире,   оставляет   определенный    след, сохраняются,      закрепляются,     а     при     необходимости     и     возможности – воспроизводятся. Эти  процессы  называются  памятью.  Она  лежит  в  основе способностей   человека,  является  условием  научения,  приобретения  знаний, формирование   умений   и   навыков.   Без   памяти    невозможно    нормальное функционирование   ни   личности,  ни  общества.  Благодаря  своей  памяти,  ее совершенствованию   человек    выделяется    из    живого,    царства    и   достиг   тех   высот,   на   которых   он   сейчас   находится.  Да  и  дальнейший  прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память  можно определить  как  способность  к  получению,  хранению  и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто  не  смог  бы  совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретет, не с чем было бы сравнить, и оно было бы безвозвратно утеряно.

В   памяти   выделяют  три  процесса:  запоминание  (ввод  информации  в память),    сохранение     (удержание)     и     воспроизведение.    Эти    процессы взаимосвязаны.   Организация   запоминания   влияет  на сохранение.  Качество сохранения   определяет   воспроизведение.   В   зависимости   от   деятельности хранения материала  выделяют  мгновенную,  кратковременную,  оперативную, долговременную и генетическую память.

Согласно  исследованиям  было  выявлено,  что  часто случается, что дети дошкольного   возраста   усваивают   все   новое   очень  медленно,  лишь  после многих   повторений,   быстро   забывают   воспринятое   и,  главное,  не  умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и  умениями  на  практике. У  детей  –  дошкольников   в   памяти   слабо   сохраняются   пространственные отношения,     в     которых     находятся     объекты.     Вместо     специфических пространственных    отношений    предметов    реального    мира    приобретают неспецифические отношения. У дошкольников так же  иногда  прослеживаются фрагментарность,     скудность,     искаженность     представлений.      В     место обобщенных     представлений     дети     репродуцируют     конкретные    черты, возникшие    на   основе   индивидуального    опыта,  либо  называют   случайно возникшие в памяти признаки других объектов сходных с описанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития логической памяти в старшем дошкольном возрасте.

Особенности   логической  памяти  детей дошкольного возраста являются той   главной  основой,  на  которой  формируются   понятия....

Особенности развития логической памяти в старшем дошкольном возрасте.

Особенности   логической  памяти  детей дошкольного возраста являются той   главной  основой,  на  которой  формируются   понятия....

Особенности развития логической памяти в старшем дошкольном возрасте.

Развитие  логической памяти в старшем дошкольном возрасте происходит наиболее  успешно  в  результате  специально  организованного  обучения детей приемам логическог...

Особенности развития логической памяти в старшем дошкольном возрасте.

Развитие  логической памяти в старшем дошкольном возрасте происходит наиболее  успешно  в  результате  специально  организованного  обучения детей приемам логическог...

Особенности развития логической памяти в старшем дошкольном возрасте.

Развитие  логической памяти в старшем дошкольном возрасте происходит наиболее  успешно  в  результате  специально  организованного  обучения детей приемам логическог...

Особенности развития логической памяти в старшем дошкольном возрасте.

Развитие  логической памяти в старшем дошкольном возрасте происходит наиболее  успешно  в  результате  специально  организованного  обучения детей приемам логическог...