«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через использование художественной особенности дымковской росписи»
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа)

Щелканова Людмила Константиновна

Дымковская роспись как средство развития логического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka.doc456.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Тюменская область

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей  «Снегурочка»

Методическая разработка пособия:

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через использование художественной особенности дымковской росписи»

Составитель: Щелканова Л.К.,

старший воспитатель

Содержание

Актуальность проблемы, пути решения ……………………………………………....3

Методы и приемы…………………………………………………………………….…5

Соответствие концепции образовательных стандартов……………………………...8

Этапы развития логического мышления………………………………………………9

Применение игровых технологий……………………………………………………..13

Межпредметные связи………………………………………………………………….19

Результаты внедрения в практику……………………………………………………..20

Приложение 1……………………………игры на развитие логического мышления средствами дымковской росписи

Приложение 2………………………………………………………………. методические рекомендации по применению авторского сенсомоторного пособия «Радужная полянка»

Приложение 3 …………………………………………………………..мультимедийная интерактивная презентация «Составь орнамент дымковской росписи»

Актуальность проблемы: 

Часто в начальной школе дети испытывают затруднения при освоении школьной программы по математике. Белошистая А.В. отметила, что практика начальной школы доказывает - залог успешности обучения математике - в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в ориентации ДОУ на развитие математических способностей, познавательных интересов, в индивидуальном подходе в обучении, в математически и методически корректной передаче знаний, умений навыков.

Дошкольное детство - это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Одна из важнейших задач, которая стоит перед системой дошкольного образования - это всестороннее развитие личности дошкольника: развитие познавательных, умственных, физических, нравственных и эстетических способностей, формирование физической и интеллектуальной зрелости.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить. Отсюда следует, что научить ребенка логически мыслить можно лишь в ситуации требующей осмысления. Невозможность разрешить трудности привычным путем и мы должны побудить ребенка к активному поиску средств и способов решения задач.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Не следует ждать, когда ребенку исполниться 14 лет и он достигнет стадии логических операций, когда его мышление приобретет характерные черты мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Развитие логического мышления у детей  имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника.

Пути решения проблемы: Развитие логического мышления включает в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. Выготский Л.С. говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения его собственной мысли». Отсюда единственный правильный путь, ведущий к ускорению логического мышления - это игра. И как один из видов: дидактические игры на основе декоративно-прикладного творчества.

 Внедрение и использование выразительных средств декоративно-прикладного искусства, в частности дымковской росписи. Применение данной игровой технологии значительно повышает мотивацию воспитанников  при реализации образовательной области «Познавательное развитие», в разделе формирование элементарных математических представлений. Реализация данной образовательной области проходит в совместной деятельности взрослого и ребенка в течение всего времени реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  

Таким образом, из предложенного пути решения проблемы вытекает Цель: развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через использование художественной особенности дымковской росписи

Для достижения данной цели необходимо решить следующие Задачи: 

     1. Формирование элементарных математических представлений:

-формировать первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве.

2. Сенсорное развитие:

 -развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.),

-продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические).

-продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.

-формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету.

3. Дидактические игры:

-организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила игры.

-развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей.

-учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).

-формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками, в частности с народными.

-побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.

4. Декоративное рисование;

-продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке и её росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов..

-учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).

Методы и приемы

При выборе методов успешно используются разнообразные методы обучения; практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские, учитывается ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей и др. Наглядные и словесные методы при развитии логического мышления сопутствуют практическим и игровым методам.

В своей работе используем приёмы, относящиеся к наглядным, словесным и практически методам и применяемые в тесном единстве друг с другом. Единственно правильный путь развития и совершенствования познавательных интересов ребенка стоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития в его гармоническом единстве с развитием физическим, т.е. в соответствии с психофизическими особенностями каждой возрастной группы дошкольников.

 Постоянное внимание к обоснованному выбору методов и приёмов, рациональному использованию их в каждом конкретном случае обеспечивает:

- успешное развитие логического мышления и отражение его в речи;

- умение воспринимать и выделять отношения равенства и неравенства (по числу, размеру, форме), последовательную зависимость (уменьшение или увеличение по размеру, числу), выделять количество, форму, величину как общий признак анализируемых объектов, определять связи и зависимости;

- ориентировку детей на применение освоенных способов практических действий (например, сравнение путём сопоставления, счёта, измерения) в новых условиях и самостоятельный поиск практических способов выявления, обнаружения значимых в данной ситуации признаков, свойств, связей. К примеру, в условиях игры выявить порядок следования, закономерность, чередования признаков, общность свойств.

Ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определённых способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.).

Характерные особенности практического метода при развитии логического мышления является:

-выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственной деятельности;

-широкое использование дидактического материала;

-возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;

- широкое использование сформированных преставлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т.е. в разнообразных видах деятельности.

Данный метод предлагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным материалом.

Новизной предлагаемых методов достижения поставленных задач по развитию логического мышления можно считать использование выразительных особенностей орнамента дымковской росписи в совместной педагогической деятельности взрослого и ребенка (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность в познавательных центрах, викторины, и др).  

Выразительность художественной особенности дымковской росписи заключается в ее яркой орнаментальности, четкой измеримости ритма и счета элементов узора. Использование этой особенности позволяет педагогу формировать  элементарные математические представления о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве, закреплять знания о геометрических фигурах (круг, овал, клетка, волнистая линия и т.д.). Дети при этом, не ощущают давления, ведь занятия продуктивной художественной деятельностью являются близкими и понятными еще с младенческого возраста.

Для структурированного и последовательного достижения поставленных задач было составлено методическое пособие по теме  «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через использование художественной особенности дымковской росписи». Пособие включает в себя дидактические игры на развитие логического мышления средствами дымковской росписи (Приложение 1), методические рекомендации по применению авторского сенсомоторного пособия «Радужная полянка» (приложение 2), мультимедийную интерактивную презентацию «Составь орнамент дымковской росписи» (приложение 3).  

Для успешной реализации поставленной цели и задач необходимо что бы:

Развивающая предметно-пространственная среда  была насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.

Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.

Важнейшие образовательные ориентиры:

• обеспечение эмоционального благополучия детей;

• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

     • развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности

Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.

Соответствие концепции образовательных стандартов

Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации Д. Медведева от 24 декабря 2013 г. № 2506-р утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.

Цель настоящей Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Изучение и преподавание математики, с одной стороны, обеспечивают готовность учащихся к применению математики в других областях, с другой стороны, имеют системообразующую функцию, существенно влияют на интеллектуальную готовность школьников и студентов к обучению, а также на содержание и преподавание других предметов.

Задачами развития математического образования в Российской Федерации является:

- обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки "нет неспособных к математике детей", преодоление индивидуальных трудностей;

Система учебных программ математического образования в дошкольном и начальном образовании при участии семьи должна обеспечить:

в дошкольном образовании - условия (прежде всего предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни;  

Следовательно,  создание образовательных ситуаций и педагогическая поддержка ребенка может реализовываться при использовании данной методической разработки.

Кроме того, согласно данной Концепции одним из принципов является преодоление индивидуальных трудностей, что тождественно основному принципу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – индивидуализации образования.

Реализация  данного пособия,  соответствует принципу индивидуального подхода, также предоставляет возможность самостоятельного выбора каждому ребенку способов деятельности и достижения собственных целей.

Согласно федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования система дошкольного образования в образовательной организации должна быть нацелена то, чтобы у ребенка развивались игра и познавательная активность. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое.

Адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.

  Этапы развития логического мышления

1. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с  объяснением, или образец воспитателя. Это основной приём обучения, он носит наглядно-действенный характер. Выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств, даёт возможность формировать навыки и умения у детей. К нему предъявляются следующие требования:

- чёткость, расчленённость показа способа действия;

- согласованность действия со словесными пояснениями;

- точность, краткость и выразительность речи, сопровождающий показ;

- активизация восприятия, мышления и речи детей.

2. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Это приём связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция даётся полностью до начала выполнения задания, в младших – предваряет каждое новое действие.

3. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приёмы используются воспитателем при демонстрации способа действия или в ходе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т.д. Они должны быть конкретными, короткими и образными. Показ уместен во всех возрастных группах при ознакомлении с новыми действиями (приложение, измерение), но при этом необходима активизация умственной деятельности, исключающая прямого подражания. В ходе освоения нового, формирование умения считать, измерять, желательно избегать повторного показа. Освоение действия.

4. Вопросы к детям – один из основных приёмов развития логического мышления во всех возрастных группах. В педагогике принята следующая классификация вопросов:

- репродуктивно-мнемические: (Сколько? Что это такое? Как называется эта фигура? Чем похожи квадрат и треугольник?);

 -репродуктивно-позновательные: (Сколько будет на полке кубиков, если я поставлю ещё один? Какое число больше (меньше): девять или семь?);

-продуктивно-познавательные: (Что надо сделать, чтобы кружков стало 9? Как разделить полоску на равные части? Как можно определить, какой флажок в ряду красный?).

Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и освоение материала. При развитии логического мышления наиболее значима серия вопросов: от более простых, направленных на описание конкретных признаков, свойств предмета, результатов практических действий, т.е. констатирующих к более сложным вопросам, требующих установления связей , отношений, зависимостей, их обоснования и объяснения или использования простейших доказательств. Чаще всего такие вопросы задаются после демонстрации воспитателем образца или выполнения упражнения детьми. Например, после того как дети разделили бумажный прямоугольник на две равные части, педагог спрашивает : «Что ты сделал? Как называются эти части? Почему каждую из частей можно назвать половиной? Какой формы получились части? Как доказать, что получились квадраты? Что надо сделать, чтобы разделить прямоугольник на четыре равные части?».

Разные по характеру вопросы вызывают различный тип познавательной деятельности: от репродуктивной, воспроизводящей изученный материал, до продуктивной, направленной на решение проблемных задач.

Основные требования к вопросам как к методическому приёму:

- точность, конкретность, лаконизм;

- логическая последовательность;

- разнообразие формулировок, т.е. об и том же следует спрашивать по разному;

- оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста и изучаемого материала;

-вопросы должны будить ребёнка, заставлять задуматься, выделить требуемое, провести анализ, сравнение, сопоставление, обобщение;

- количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;

- следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.

Старших дошкольников следует учить формулировать вопросы самостоятельно. В конкретной ситуации, используя дидактический материал, воспитатель предлагает детям спросить о количестве предметов, их порядковом месте, о размере, форме, способе измерения и т.д. Учим задавать вопросы по результатам непосредственного сравнения Дети успешно овладевают умением задавать вопросы в том случае, если они адресуются конкретному лицу – воспитателю, товарищу.

Ответы должны быть:

- краткими или полными, в зависимости от характера вопроса;

- самостоятельными осознанными;

- точными, ясными, достаточно громкими;

- грамматически грамотными (соблюдения порядка слов, правил их согласования, использование специальной терминологии).

5. Контроль и оценка. Эти приёмы взаимосвязаны. Контроль осуществляется через наблюдение за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Данные приёмы сочетаются с указаниями, пояснениями, разъяснениями, демонстрацией способа действий взрослым в качестве образца, непосредственной помощью, включают исправление ошибок. Исправление ошибок осуществляем в ходе индивидуально и коллективной работы с детьми. Использованию подлежат практически действенные и речевые ошибки. Взрослый разъясняет их причины, даёт образец или в качестве примера использует действия или ответы других детей.

6. В ходе развития логического мышления у дошкольников сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только как познавательные процессы (операции), но и как методические приёмы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребёнка в процессе учения. На основе анализа и синтеза детей подводят к обобщению, в котором обычно суммируются результаты всех наблюдений и действий. Эти приёмы направлены на осознание количественных, пространственных и временных отношений, на выделение главного, существенного. Обобщение делается в конце каждой части и всего занятия. В начале обобщает воспитатель, а затем – дети.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение осуществляются на наглядной основе с привлечением разнообразных дидактических средств. Наблюдения, практические действия с предметами, отражение их результатов в речи, вопросы к детям являются внешним выражением этих методических приёмов, которые тесно связаны между собой, связаны и используются чаще всего в комплексе.

Реализация всех этапов развития логического мышления возможна в течение всего времени реализации образовательной программы дошкольного образования при использовании возможностей декоративной росписи в совместной деятельности взрослого и ребенка (дидактические игры)

Применение высокоэффективных образовательных технологий.

 Использование наглядных моделей или моделирование – наглядно-практический приём, включающий в себя создание моделей их использование с целью развития элементарных математических представлений у детей. В настоящее время положено лишь начала теоретической и контрольно-методической разработке этого приёма, являющегося чрезвычайно перспективным в силу следующих факторов:

- использование моделей и моделирование ставит ребёнок в активную позицию, стимулирует его познавательность;

- дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для введения отдельных моделей и элементов моделирования; развитие - действенного наглядно-образного мышления;

- все без исключения математические понятия рассматриваются как своеобразные модели реальной действительности.

Модели следует рассматривать и как дидактическое средство, причём достаточно эффективное. «При овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений – отношений моделей и оригинала и соответственно формируются два тесно связанных между собой плана отражения: план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты. Эти планы отражения имеют огромное значение для развития наглядно-образного и понятийного мышления.

 Модели могут выполнять разную цель: одни воспроизводят внешние связи, помогают ребёнку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно на воспроизводимые свойства вещей. Широко используют модели при формировании количественных  представлений (числовая лесенка, числовая фигура и т.д.), пространственных (модели геометрических фигур) и т.д. Для успешной реализации данного направления разработано сенсомоторное пособие «Радужная полянка» (приложение1). Прием моделирования также с успехом можно применять и в виде интерактивных презентаций (приложение 2).

Игровые технологии. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе.

Соловьева Н. заключила, что максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока.

При развитии логического мышления игра выступает как самостоятельный метод обучения. Но её можно отнести и к группе практических методов, имея ввиду особую значимость разного вида игр в овладении разными практическими действиями, такими как составление целого из частей, рядов фигур, счёт, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение и др.

Наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря развивающей задаче, облечённой в игровую форму (игровой смысл), игровым действиям и правилам ребёнок непреднамеренно усваивает определённое познавательное содержание. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом развития логического мышления.

Знания в виде способов действий и соответствующих им представлений ребёнок получает вначале вне игры, а в ней лишь создаются благоприятные условия для их уточнения, закрепления, систематизации (в сюжетно-дидактических, дидактических и других видах игр).

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

По определению Щербаковой Е.И., под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Выразительность декоративных средств

В качестве средства развития логического мышления  у дошкольников можно использовать  декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность ребёнка, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
В мотивах и узорах различных бытовых изделий  отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимание формы, силуэта, цвета, материала. Изучение декоративно – прикладного искусства в старшей и подготовительной группе позволит детям выработать умение строить узор, располагая его элементы в определенном ритме: на полосе, круге, квадрате, располагать элементы узора в определенной последовательности: в середине, по углам.

      В старшем дошкольном возрасте продолжается  развитие у детей интереса к изобразительной деятельности с включением элементов дымковского орнамента и создания декоративных композиций по мотивам народных изделий.  Дети закрепляют способы рисования дымковских узоров: круги различного диаметра, зерновидные формы, клетки, полоски, волнообразные  мотивы. Ребята знакомятся с правилами симметричного расположения элементов в узоре на глиняных заготовках.
     В подготовительной к школе группе у детей необходимо воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Дошкольники учатся самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в декоративной деятельности, используя выразительные средства росписи дымковского орнамента.

Дети составляют более сложные узоры на бумажных и глиняных заготовках  на основе  наглядных образцов дымковской игрушки.
Упражнения бывают коллективными – выполняются всеми детьми одновременно и индивидуальными – осуществляются отдельным ребёнком у доски или стола воспитателя. Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля. Индивидуальные, выполняя те же функции, служат ещё и образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности. Взаимосвязь между ними определяется не только общностью функций, но и постоянным чередованием, закономерной сменой друг друга.

С точки зрения проявления детьми активности, самостоятельности, творчества в процессе выполнения можно выделить репродуктивные (подражательные) и продуктивные упражнения.

Репродуктивные основаны на простом воспроизведении способа действия. При этом действия детей полностью регламентируются взрослым в виде образа, пояснения, требования, правила, определяющих, что и как надо делать.

Продуктивные упражнения характеризуются тем, что способ действия дети должны полностью или частично открыть сами. Это развивает самостоятельность мышления, требует творческого подхода, вырабатывает целенаправленность и целеустремлённость. При выполнении упражнений ребёнок прибегает к мыслительным и практическим пробам, выдвигает предложения и проверяет их, мобилизует имеющиеся знания, учится использовать сообразительность, смекалку и т.д. При выполнении таких упражнений оказывается помощь не прямо, а в косвенной форме, предлагается детям подумать и ещё раз попробовать, одобряются правильные действия, напоминается об аналогических упражнениях, которые ребёнок уже выполнял, и т.д.

Соотношение продуктивных и репродуктивных упражнений определяется возрастом детей, имеющимся у них опытом решения практических познавательных задач, характером самих математических представлений и уровнем развития их у детей. С возрастом увеличивается степень самостоятельности у детей при выполнении упражнений. Возрастает роль словесных указаний, пояснений, разъяснений, организующих и направляющих самостоятельную деятельность дошкольников. Дети учатся, выполнив задание, упражнение, оценивать правильность своих действий и действий товарищей, осуществлять само – и взаимоконтроль.

Сущность декоративно-прикладного искусства обусловливается его условно-синкретичным характером (Вагнер Г.К., Василенко В.М., Воронов В.С., Канцедикас Л.С., Рыбаков Б.А., Семёнова Т.С.) — единством утилитарного и эстетического, общего и конкретного.

Специфика декоративно-прикладного искусства обусловливается выразительностью декоративных средств. Лаконичный силуэт, пластическая линия, ритмическая организация элементов, цвет и композиция служат утверждению синтетичности, единства эстетического и функционального, общего и конкретного в художественном образе и тем самым определяют эмоционально-выразительные качества произведения декоративно-прикладного искусства, способствующие эстетическому чувствованию и познанию, формирующие эстетическое отношение к искусству и миру в целом.

Народный мастер глубоко и устойчиво-определённо воспринимает пространство, время, бесконечность, движение и т.д. в своём мироощущении и передаёт это ощущение-представление в предельно-выразительном образе. В связи с этим, постоянными атрибутами народного декоративно-прикладного искусства выступают геометризация формы и живая экспрессия как факт интуитивного воспроизведения самого себя в мире через ритм, динамику и конфигурацию, как свидетельство глубокого постижения самых общих основ искусства — пространства и пластики.      

Наиболее характерный способ художественного выражения в декоративно-прикладном искусстве — орнамент с его большим количеством форм и видов. В основу построения орнамента закладывается ритмическая структура, базирующаяся либо на повторении одного элемента, образующего мотив, либо на чередовании нескольких элементов, образующих ряд мотивов.

 Орнамент моделирует присущее бытию движение: образ мира в декоративно-прикладном искусстве замыкается в неоглядное, бесконечное, многообразное целое. Орнамент при этом проявляет три свойства (способности): образовывать художественное пространство; сопрягаться с другими орнаментами; переходить в иную форму художественно-ритмического движения. Моделируя мир, орнамент предстаёт формой художественного движения, рациональным и выразительным способом изображения мудрости порядка и логики гармонии в мире, в строении природы, человека, вещей и т.д.

Орнаментальная выразительность. Ритм, а также связанные с ним темп и динамика являются побудителями и выразителями эстетического отношения в декоративной деятельности детей дошкольного возраста. В исследованиях природы эстетических чувств и генезиса эстетического сознания высказано предположение о ритмике как первооснове чувства красоты. Эти данные подтверждают выводы А.В. Бакушинского об особенностях и динамике чувства ритма в художественном творчестве детей, сделанные на основе анализа типических параллелизмов индивидуального и родового развития человека.

«Декоративный вкус» ребёнка очень рано побуждает к «украшательству» (Бакушинский А.В.). Первые узоры выполняются, как правило, в геометрическом стиле: орнамент имеет двигательно-зрительную основу построения и подчиняется простому ритму движения руки. По мере укрепления зрительного контроля над двгательно-осязательным ритмы усложняются — осуществляется переход к зрительно-двигательной фазе. В последующем усложнение форм и направлений орнаментизации обусловливается характером и уровнем развития зрительного восприятия: орнаментальные композиции перерастают в декоративные. Декоративным композициям детей старшего дошкольного возраста свойственны ритмическая упрощённость форм, тяготеющая к симметрии и статике (Флерина Е.А.).

Эффективная методика формирования орнаментального творчества основывается на развитии сенсорной культуры и представляет собой поэтапный переход от практического освоения композиционного размещения элементов узора к построению орнамента в умственном плане.

  Межпредметные связи выражаются в интеграции образовательных областей Старшая группа

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Декоративное рисование.

Знакомство детей с изделиями народных промыслов, создание изображений по мотивам народной декоративной росписи, знакомство с ее цветовым строем и элементами композиции,  создание узоров на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).

Для развития творчества в декоративной деятельности можно использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).

Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Декоративная лепка.

Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).

Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом, использовать стеку.

Аппликация.

Закреплять умение создавать изображения орнаментального характера по мотивам дымковской росписи

Подготовительная группа

Декоративное рисование.

Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых. Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.

Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать xapaктерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Декоративная лепка.

Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.

Образовательная область «Социализация»

Развитие игровой деятельности

Старшая группа

Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила игры.

Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).

Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.).

Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.

Учить подчиняться правилам в групповых играх.

Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

Подготовительная группа

Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки и др.). Развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего.

Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности

Результаты внедрения методических материалов в практику можно отследить если применить несложную тестовую пробу на сформированность  и применение Орнаментальной выразительности. Такая тестовая проба проводится на точке входа (на начальном этапе реализации методического пособия) и на точке выхода (при завершении работы с методическим пособием)

Задание:  составление произвольных композиций на разных формах из готовых элементов.

Для проведения задания нужно подготовить формы из бумаги белого цвета в виде круга (15 см), квадрата (15x15 см), полосы (5x22 см), силуэта «букета» (22 см) и вырезать разнообразные элементы: геометрические (круги, квадраты, треугольники), растительные (цветы,  листья, плоды), зооморфные (цыплята, петушки, уточки, «бараньи рожки»).

Задание предъявляется в 2 этапа (в разные дни). Первая часть задания проводится микрогруппами по 6-8 детей в форме художественно-игрового занятия «Художники на ткацкой фабрике». Испытуемым, сидящим за отдельными столами, предлагается украсить «изготовленные» на фабрике «салфетки» (круги), «полотенца» (полосы) и «платки» (квадраты) разноцветными узорами из готовых элементов. Образцы не демонстрируется способы оформления не обсуждаются. Предоставляются сразу все виды форм и элементов. Фиксируются: наличие замысла, этапность работы, характер орнамента (вид композиции и элементов), речевые высказывания, мимические реакции. Вторая часть задания предполагает украшение силуэта «букета» готовыми разнообразными «цветами» индивидуально каждым ребёнком и включает вопросы об орнаменте: «Что такое узор (орнамент)?», «Для чего нужны узоры?», «Какие бывают узоры?»

 В результате проведения тестовой пробы на начальном этапе внедрения методического материала можно было заключить, что преобладающее число воспитанников не восприняли задачу «украсить» как декоративно-орнаментальную, т.е. необходимость составить узоры. Только 8-10% принявших участие  детей создали разнообразные ритмические композиции в соответствии с заданными формами: украсили «салфетку» в центре и по краю круга, «платок» — по углам или по углам, сторонам и в центре, а «полотенце» — линейным чередующимся узором из разных элементов. Ещё 9-12% детей предприняли попытки составить ритмические композиции, но по причине несформированности композиционных умений и нечёткости замысла допустили нарушения ритма, смешение видов композиционных решений, несоответствие исполненной композиции исходной форме и др. Значительная часть испытуемых (45-50%) выполнили художественную задачу как изобразительную, составляя из готовых элементов на разных формах не узоры, а «картины»: предметные («домики», «деревья (лес)», «часы» и др.), сюжетные («цыплята на дорожке гуляют», «два цыплёнка играют в мячик, а петушок смотрит на цветок», «цыплята водят хоровод возле цветов») и даже пейзажные («сад: деревья, кусты и цветы», «закат: солнце садится в море и чайки летят»). Остальные дошкольники (8%) заполнили весь фон без определённого замысла.

Анализ детских работ показал, что преобладающее число (83-90%) оставляют смешанные типы орнаментальных композиций, причём 40-46% включают в свои «узоры» все виды предложенных в задании элементов (геометрические, растительные, зооморфные). Дети предпочитают те виды элементов и, в конечном счёте, орнаментальных композиций, которые близки по содержанию и понятны. Этот вывод соотносится со сделанным выше наблюдением о склонности дошкольников к созданию изображений предметного или сюжетного характера.

 

Во второй части задания детям предлагается  украсить силуэты «букетов», наклеивая по своему замыслу разнообразные розетковые и тюльпанные цветы, вырезанные  из разноцветной бумаги. В результате дошкольники составили ритмические (19 или 36%) или сплошные (14 или 27%) композиции, что в целом соотносится с результатами предыдущего задания. Следовательно, качество результатов детских аппликационных работ практически не зависит от вида исходных форм и элементов, но обусловливается уровнем сформированности композиционных умений, а также развитием уровня логического мышления.

 Ответы детей на вопросы в ходе беседы об орнаменте показали, что значительная часть испытуемых (40%) осмысленно воспринимают термин «узор», но лишь некоторые из них (17%) связывают это представление с декоративностью. Термин «орнамент» детям не знаком, а «узор»  они характеризуют либо по эстетическому признаку («красивая картина», «что-нибудь очень красивое и разноцветное»), либо по содержанию, припоминая знакомые, наиболее распространённые элементы («всякие красивые цветы», «цветы, листочки и ещё разные завитки») или же — редко — по способу изготовления («это когда вышивают или шьют, чтобы было красиво»). Наиболее существенный признак, выделяемый дошкольниками в определении узора, — красота. Этот же признак доминирует при выявлении детьми функции орнамента: «для красоты», чтобы всё было красиво». Вопрос о видах орнаментов (узоров) вызвал у большинства детей затруднения. Наиболее часто приводились следующие ответы: «разные», «разноцветные», «бывают с цветочками». В общей сложности только треть испытуемых показывали адекватное представление об орнаменте, его назначении и видах.

Анализ результатов экспериментального исследования позволил выявить следующие особенности  Композиция как одно из основных средств выразительности аппликации позволяет дошкольникам «открыть» основную закономерность декоративно-прикладного искусства — обусловленность характера узора формой изделия. Однако дети 5-6-летнего возраста эту взаимозависимость самостоятельно не выявляют (90%).

Несформированность представления о декоре и соответствующих декоративных умений объясняет стремление детей к воплощению в аппликационных композициях из готовых элементов не декоративного, но более близкого тематически — предметного и сюжетного содержания, а также к предпочтению знакомых типов орнамента — растительного и зооморфного в их различных комбинациях. Орнаментальные композиции детей старшего дошкольного возраста отличаются не ритмической стройностью и простотой, как предполагалось, а, напротив, многокомпонентной громоздкостью, тяготеющей к статике.

  • Преобладающее большинство испытуемых (около 90%) создают «спонтанные» композиции, не обдумывая замысел, не строя умственный план действий, в процессе работы размещая готовые элементы поочерёдно: первоначально, как правило, в центре, а затем — по сторонам и на оставшихся свободных местах.
  •    На основе интерпретации полученных результатов были выделены следующие уровни композиционной выразительности аппликационных работ детей   экспериментальной группы:

I —           высокий уровень (9,62%): декоративные композиции составлены в соответствии с украшаемой формой (линейные, центрические и др.) орнамент раскрывает замысел и чётко определён;

II —     средний уровень (34,61%): композиции в целом можно охарактеризовать как декоративные, однако вследствие нечёткости замысла и отсутствия умений его разработки, отмечаются следующие дисгармонии: неоправданное смешение типов орнамента, нарушения ритма и колористических сочетаний.

III —            низкий уровень (55,77%): создаются недекоративные композиции или композиция как таковая не выявлена.

Такой результат был выявлен на начальном этапе реализации методического пособия, диагностирование результативности применения пособия будет проведено при завершении реализации пособия (конец учебного года)

     Предполагаемые результаты внедрения методического материала

Использование средств декоративно-прикладного искусства способствует формированию логического мышления дошкольников. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие национального достояния культуры русского народа, изучаются самобытные  традиции, ритуалы и обряды, передаваемые от поколения к поколению.

  • Дошкольник учится анализировать результаты своей деятельности и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие, даёт возможность почувствовать себя в качестве дымковских мастеров, позволяет создать «цветное чудо».
  • В процессе углубленного изучения  народно-прикладного  творчества, дети многое узнают об элементах орнамента дымковской игрушки,  его символичном значении, связи с окружающей природой.
  • Рассматривая иллюстрации дымковских узоров, дети учатся образному восприятию:  глиняные игрушки  похожи на персонажей из сказки. Описывая изделия вятских  мастеров, дети рассказывают об их значении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.

В разделе «Количество и счет» дети учатся развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками; совершенствуют навыки количественного и порядкового счета в пределах 10; закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10); знакомятся с составом чисел в пределах 10;

В разделе «Величина»: учится считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

В разделе «Форма»:  закрепляют знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. Умеют распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких фигур – одну, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

В разделе «Ориентировка в пространстве»: умеют ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Познакомятся с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Учатся «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Делаем вывод:

Занятия декоративно-прикладным искусством способствует формированию логического мышления детей. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие национального достояния культуры русского народа, изучаются самобытные  традиции, ритуалы и обряды, передаваемые от поколения к поколению.

Дымковская роспись как искусство помогает детям дошкольного возраста овладеть способами выявления количественных и пространственных отношений, закрепить геометрические фигуры, счет, способ наложений. Дети учатся анализировать результаты своей деятельности и находить им применение.

Таким образом, можно заключить, что изучение  декоративно-прикладного искусства  как часть художественно - эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях не только творческие способности, но и любознательность и тягу к экспериментам, а также успешно применяется для развития логического мышления.

Несмотря на то, что внедрение данного пособия началось сравнительно недавно (с начала учебного года), но уже дает положительные результаты. Поэтому данное методическое пособие можно рекомендовать  для применения воспитателями дошкольных учреждений в старших возрастных группах.  Использовать данные материалы можно комплексно и отдельными элементами в совместной деятельности при реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Кроме того, планируется дополнить данное пособие материалом для подготовительной группы с использованием других видов росписи: городецкой, мезенской, хохломской и гжельской. Кроме того, для развития математических способностей планируется составить подобное методическое пособие для детей младшего дошкольного возраста с использованием возможностей народной игрушки – матрешки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через формирование элементарных математических представлений»

Цель: Дать родителям представление о том, как развивать логическое мышление детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и задач. Задачи:Расширить знания родителей о развити...

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста – залог успешного обучения в школе. Использование дидактических и математических игр в работе педагога.

Мышление — основной познавательный процесс. Несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал в школе. Поэтому особенно важно в старшем дошкольном...

Сценарий родительского собрания «Использования ТИКО - конструктора в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста».

Цель: формирование компетентности родителей по вопросу развития у детей конструктивных умений, технических способностей посредством организации работы по ТИКО - конструированию.Задачи:Развивать познав...

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру.

Актуальность:   наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научи...

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»

laquo;Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста  через обучение игре в шахматы»...