Развитие навыков самостоятельных игр младших дошкольников
методическая разработка (младшая группа) по теме

Мною была разработана программа педагогического сопровождения игр с ноября по апрель.
       Первым  направлением моей работы было:
- создание педагогически целесообразной развивающей среды.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитию навыков самостоятельных игр младших дошкольников.

      Мною была разработана программа педагогического сопровождения игр с ноября по апрель.

       Первым  направлением моей работы было:

- создание педагогически целесообразной развивающей среды.

        Работу я начинала с подбора игрушек. В группе было множество разных кукол, но часть их несоответсвовала данному возрасту. Были куклы с длинными волосами и твердыми руками и ногами. Я убрала их. Вместо  убранных кукол внесла в группу новые. Остальные игрушки, я оставила, так как есть. Игровая мебель в группе соответствовала данному возрасту и требованиям,( крупная  кукольная мебель – сервант, диван, кровать и др). В уголок  ряженья добавила новые аксессуары  (ленточки, бусы, разного цвета косынки  и  юбочки).

       Далее стояла задача обогащать знания детей об окружающем, по темам разных новых игр.

      В ноябре я  поставила цель работы – закрепить навык использования игрушки по назначению; формировать навык взаимодействия со сверстниками; формировать навык принятия роли; расширять знания по темам «Семья», «Магазин»; учить детей выполнять разные игровые действия.

Когда я начинала свою работу то заметила, что у многих детей было безразличное отношение к куклам, ребенок мог взять куклу потащить ее за ногу, бросить на пол. Поэтому  куклам дали имена и разработала ряд  игр – занятий с куклами: «Напоим куколку Машеньку чаем», « Искупаем Машу», «Уложим Машеньку спать» « Поможем  Катеньке одеться на прогулку» и др. Также, замечая что ребенок как-то небрежно обращается с куклой или другой игрушкой, я напоминали ему, что так делать не хорошо.

      Через некоторое время были заметны изменения в играх детей, у них появились любимицы, с куклами стали играть даже мальчики. Девочки часто называли свою куклу  своим именем.  Ещея создавала игровые проблемные ситуации, в которых ребенку  нужно было принять решение или как-то по другому  поставить цель игры. Например: «Детки, посмотрите- наш Заинька устал, что же нам делать?» Или,  посадив кукол за стол,  спрашивала: «Посмотрите наши куколки сели за стол, наверное, они хотят покушать. А что же мы им приготовим?», « Собачка плачет, она трясется, ей очень холодно, что же нам сделать?»

       Когда у детей не возникало игр, я брала инициативу на себя, например, брала медвежонка и сажала его за стол, приговаривая «Миша  хочет кушать, сейчас мы его будем кормить. Мишенька, а что ты любишь кушать? «Я люблю макароны с котлеткой».  «Хорошо, сейчас мы приготовим тебе макароны и котлетки». Поначалу часть детей наблюдала, а затем подходили ближе и  дети с интересом смотрели на мои действия. Некоторые  сразу хотели помочь в приготовлении еды для Миши. Другая часть детей наблюдала нашу совместную игру со стороны. Некоторое время спустя те дети, которые не вступили в игру, стали играть в похожую игру со своей игрушкой, повторяя в точности наши действия.

       Еще мы наблюдали за трудом нашей няни: как она моет посуду; пол; накрывает на столы, как вытирает пыль. Через некоторое время стали замечать, что в играх детей стали появляться некоторые элементы увиденного. Так например, Таня, играя с куклой, положив ее в кроватку, взяла простынку и начала протирать пыль с мебели.

       На прогулке мы наблюдали за машиной, которая привозит в садик продукты, придя в группу, и  запланировали поиграть с детьми в магазин.

Для этого  вначале рассмотрели иллюстрации (какие бывают товары в магазине) затем поиграли в игру «Что я купил в магазине». Детям предложили картинки с товарами, и каждый, подходя, выбирал себе те, которые ему нравились и приклеивал их на фланелеграф. Затем вместе детьми перечисляли их названия. Здесь у нас возникли затруднения, потому что у многих детей был очень низкий уровень речевого умения. Затем я рассказала детям « Как я выбирала фрукты в магазине». Более эффективными методом как мне показалось, были: дидактические игры, рассказ воспитателя, наблюдение за работой няни, наблюдения на прогулке и создание игровой проблемной ситуации. Детям   очень нравились наблюдения, им было  интересно,  были и такие дети, которых заинтересовать было слишком тяжело, это в основном  дети с отсутствием речи и стеснительные. Но я особенно не настаивала и старалась ненавязчиво привлечь их. Например, купая куколку, я предлагали таким детям как Сонечка:  « Подойди, пожалуйста, к нам. Мы без тебя никак не можем справиться, помоги нам». И  это, как правило, помогало мне в работе с такими детьми. Затруднения вызывали такие приемы как: рассматривание иллюстраций. Многим детям был этот прием неинтересен, хотя иллюстрации были очень красочные. Может быть потому- что дети не могут еще долго сосредоточить свое внимание на статичной плоской картинке.

       На декабрь месяц мною были запланированы темы: «Парикмахерская», «Шофер». Здесь  использовались такие приемы, как, наблюдения на прогулке  за машинами, разные дидактические игры, чтение книг, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя и постройка «Поезд» в группе из стульчиков. Как и в предыдущем месяце,  дети с удовольствием наблюдали за проезжающими машинами на прогулке, высказывались кому какая машина больше нравится, у кого какая есть дома. У детей потихоньку стали возникать одинаковые интересы, даже стали появляться игровые взаимодействия по 2 человека, но на очень короткое время. В группе  мы играли в разные дидактические игры с подгруппами детей. Мальчикам очень понравилась игра «Покажем Мишке , как нужно аккуратно катать кукол на машине». В основном  мальчики катали машины просто так, а здесь в машину мы усадили кукол, показали как правильно нужно везти машину, что бы куколкам было комфортно. Если ехало несколько машин, учили соблюдать правила дорожного движения, что – бы не случилось аварии. Позже мы стали замечать,  что часть девочек тоже переключилась, от колясок к машинкам, а мальчики, которые возили машинки так что – бы  специально столкнутся с другими машинами, стали более аккуратно играть с машинками, возили их не спеша и не сталкивая друг с другом. Позже на машинах катались и куклы, и зайцы, и  другие разные игрушки.

 Игра « Сделаем кукле прическу» тоже очень понравилась детям, они с удовольствием принимали в ней участие, как в роли парикмахера, так и  в роли посетителя. В начале игры мы делали прическу куколке, а позже девочки стали вовлекать мальчиков, и наоборот.

 А наша постройка из стульчиков поезда привела детей в восторг, игра им настолько понравилась, что они стали играть в нее почти  каждый день. В начале возникали ссоры, кто будет машинистом, а кто кондуктором, в этом случае я вступала в игру предлагая разрешить конфликт( «Давайте не будем ссориться. Пускай сначала Никита будет машинистом, а потом Максим». Когда игра возникала, могло даже получится что у нас не один, а два или три поезда. И у каждого был кондуктор и свой машинист. Приемы рассматривания иллюстраций и рассказ воспитателя  по прежнему были не очень эффективны .

       В январе я запланировала посетить медицинский кабинет. В начале,  создали проблемную игровую ситуацию. «У нас  простудилась Машенька.  Нам нужно срочно помочь ей. Давайте пойдем к нашему доктору и попросим вылечить нашу Машеньку». Мы заранее договорились с врачом и медсестрой. Когда мы пришли в кабинет, доктор осмотрел нашу Машеньку, послушал, посмотрел ей горлышко и выписал ей микстурку, которую мы взяли с собой. Во время посещения медицинского кабинета двое детей  испуганно смотрели на врача и чуть не плакали. Но я находилась рядом и подбадривала их: «Посмотри, какой хороший у нас врач. Наша куколка не плачет. Сейчас он посмотрит ее, выпишет ей лекарство и она обязательно выздоровеет». А в конце нашего посещения доктор угостил нас всех витаминками.  После возвращения в группу   я стала замечать, что дети начали переносить в игру некоторые моменты из нашей экскурсии. По ходу игр детей я давала деткам указания и советы. Стимулировала их действия наводящими вопросами, тем самым побуждая их самостоятельно ставить цель в игре.

      В феврале я продолжала расширять знания  детей по теме «Магазин». Мы заранее договорились с воспитателями подготовительной группы, что придем к ним в группу  с целью обогащения опыта детей по теме « Магазин». Дети старшего возраста должны были показать нам, как правильно вести себя в магазине, как нужно выбирать продукты, и показать, что дети должны играть вместе  и взаимодействовать, не ссорясь друг с другом. Мы пришли  к детям подготовительной  группы и наши детки  стали наблюдать, как более старшие  взаимодействуют друг с другом. Затем они пригласили нас посетить их магазин и купить нужные нам товары. Мои дети с удовольствием взяли корзины для продуктов и принялись выбирать разные товары. После экскурсии мы   собрались на прогулку, там как раз приехала машина с овощами и фруктами, дети наблюдали, как водитель разгружал ящики с картофелем, морковью, яблоками. Придя в группу после обеда, няня принесла с кухни  яблоки, мы сразу же спросили: « Дети, помните, как мы сегодня на прогулке видели машину, которая привезла  фрукты и овощи? Вот смотрите, на кухне их нам помыли и принесли, что бы мы их скушали».

      Еще  мы поиграли в игру « Покажи  Карлсону, как работает водитель автобуса». Водитель должен вести автобус аккуратно, что бы не случилось аварии и вовремя делать остановки. Затем я провела с детьми подвижную игру «Загудел паровоз и вагончики повез». Детям очень понравилась игра, и она стала в дальнейшем  очень помогать собрать внимание детей, мы  собирались все вместе   и ехали в гости к кукле Маше или отправлялись в путешествие.

        В группе стало меньше конфликтных ситуаций, дети  стали играть  в разные игры , кто – то в шофера, кто – то в магазин, другие в семью.

      В марте я продолжила расширять знания по темам « Доктор», «Семья». Создавала разные проблемные ситуации, стимулируя детей самостоятельно  поставить цель в игровой ситуации. Например, «Детки наша Машенька устала, она хочет отдохнуть, давайте положим ее спать. Ой, а где же простынка на кроватке?» или « Маша проснулась, она не может сама одеться, что же делать?»

        Когда наша няня   пришла   после болезни, я решила провести беседу с детьми, вспомнить, как мы ходили в медицинский кабинет, а затем няня рассказала « Как я заболела». Затем мы вместе с  детьми поиграли в доктора полечили нашу куколку.  Моей задачей было научить детей  сопереживать больному, и учить детей действовать в соответствии с ролью при этом выполняя разные игровые действия.   В начале года большая часть детей вообще не разговаривала, на данном этапе детки стали потихоньку говорить, но все, же  остались и такие которые не заговорили и к апрелю месяцу, и это затрудняло  работу с  данными  детьми. Детки все понимали, но по каким – то причинам не могли выразить  это словом.  С такими детьми  не очень хотят играть другие, и они, как правило, играют в одиночестве, в уголке вдали от других. Моей задачей было  постоянно вовлекать  таких детей в наши игровые ситуации –  «Димочка иди скорее к нам посмотри, у нашего зайчика лапка заболела,   помоги нам его полечить».  Как правило, ребенок реагировал на мои просьбы и   вовлекался в игру,  выполняя правильные действия. И я всегда хвалила  его,  «Какой молодец  Дима, посмотрите дети, как Дима забинтовал лапку зайчику. Зайчик говорит: «Спасибо Дима». В группе появилась игра « Чаепитие», дети накрывали стол и приглашали других  за стол, перенося действия увиденные ранее в игре «Покормим куколку».

       В апреле месяце  я продолжила расширять знания детей по теме  «Парикмахерская», добавила новые атрибуты для игры – фен, заколки и бантики. Проиграла с детьми в дидактические игры «Сделаем Маше прическу», «Покажи, как работает парикмахер»,  «Что нужно парикмахеру для работы». Создавала проблемные игровые ситуации: «Кукла собралась в гости. Ой, а платье, у нее какое, грязное. Дети что же нам делать?» «Нужно срочно постирать платье». «Какая у нас Катя растрепанная, что же делать? Давайте поможем ей причесаться, сделаем  ей красивую  прическу».

       На прогулке мною было запланировано общими усилиями построить из песка домик для Медвежонка. Задачей  было учить детей в совместной работе, неторопясь, и не мешая другому, всем вместе построить домик. И это у нас получилось. Дети аккуратно старались насыпать песок. Некоторые насыпали даже в одно ведерко. Никто не ссорился и не ругался. Всем очень хотелось угодить Медвежонку.  

     Проведя работу, я сделала для себя следующие выводы , работая по своей разработанной программе педагогического сопровождения развития игр  моей группы, добилась следующего: дети стали меньше ссорится из – за игрушек, у большей части  детей появились свои излюбленные игры, у детей появились элементарные взаимоотношения в игре друг с другом, дети осознано  стали брать на себя роли, большая часть детей  могла уже поставить самостоятельно себе цель в игре. Затруднения были  в  совершении действия в соответствию с ролью.  Часто ребенок охотно брал на себя ту или иную роль, но быстро переключался на другой вид деятельности. Он мог пойти варить обед и, поставив на плиту кастрюлю, уйти кататься на велосипеде, забыв про то, что он   хотел сделать. Это вполне свойственно данному возрасту. Еще не все дети могли пояснить свои игровые действия, по отсутствию речи или не могли сформулировать, что они делают. Но в основном я осталась довольна результатами своих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические и педагогические особенности развития самостоятельности у младших дошкольников.

Психологические и педагогические особенности развития самостоятельности у младших дошкольников.Важное значение,  в жизни человека имеет труд, причем, труд добросовестный, в котором нет места лени...

«Развитие навыков самообслуживания у младших дошкольников»

Значение самообслуживания в воспитании младших дошкольников...

"Развитие самостоятельности у младших дошкольников"

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в младшем дошкольном возрасте. Поэтому, очень важный момент - это взаимодействие сотрудников дошкольного учрежд...

Технология использования игровых методов в формирования лексико-грамматических компонентов речи и навыков самостоятельного высказывания у дошкольников с ОНР

Данная технология применяется в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....

Тема: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании детей раннего возраста раздевания и одевания, умывания и мытья рук, навыков приёма пищи.

Технологическая карта по темам: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании детей раннего возраста раздевания и одевания, умывания и мытья рук, навыков приёма пищи"....

Статья "Развитие навыка самостоятельного одевания и раздевания у дошкольника".

В данной статье я рассказываю, как научить ребенка одеваться самостоятельно....