ВЛИЯНИЕ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа) по теме

Мамышева Гузалия Фатыховна

Маленькие жители нашей загадочной планеты под названием «Сказка» живут в своем особом мире, в котором немалое место отводится праздникам, веселью и радости.  И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!»

     Праздник в нашем  детском саду - особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их.

В нашем детском саду большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.  Приобщение детей к истокам русской народной культуры в виде тематических развлечений и музыкальных праздников проходит наиболее эмо­ционально.

В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, сезонными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии;

При проведении народных праздников, досугов и развлечений мы  широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Праздник в нашем детском саду выполняет важные общественные функции, имеет глубокий смысл, в нем ребёнок наиболее остро ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществляет контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.

     Народные праздники, как совместная деятельность дошкольников оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственных норм.  Они дают возможность в процессе их подготовки объединить весь детский коллектив группы,  взрослых, а также родителей воспитанников ДОУ.

Вначале учебного года составляется перспективный план, в котором мы выделяем наиболее значимые русские народные праздники, доступные пониманию детей. В плане ставим цель и  задачи.

Основная цель – приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с  праздниками. В плане видна взаимосвязь работы музыкальных  руководителей, воспитателей и  родителей. Весь процесс подготовки и проведения народных праздников осуществляется в три этапа: подготовка к празднику, мероприятие (проведение), закрепление (обсуждение после праздника).

·         1 этап -  подготовительный.  Воспитатели  проводят с детьми беседы о празднике, традициях, предлагают для рассматривания различные иллюстрации и картинки -   восстанавливают  смысл празднования, т.е.  готовят детей к проведению самого праздника. Немаловажную роль в праздниках играет предварительная подготовка, в которой участвуют дети, воспитатели, родители. В каждой группе для родителей и детей оформляются папки - передвижки к различным обрядовым праздникам, с помощью  которых дети с увлечением, интересом знакомятся с традициями бабушек, прабабушек.

·         2 этап -  проведение.  Это этап действенной реализации того замысла, где каждый участник включается исходя из своего понимания происходящего. Очень важно делать “незаорганизованным” само празднование, чтобы не лишить детей непосредственного восприятия того красочного действа, в которое они были активно включены.

·         3 этап – работа по закреплению.  Это заключительный этап, который является наиболее важным с точки зрения трех составляющих. Понимание праздника происходит через обсуждение всеми участниками того, что и как праздновалось, установлением причинно – следственной связи, умозаключения.

Вся работа, осуществляемая на трех этапах взаимосвязана. Каждый этап несет в себе определенные функции и задачи.

I этап:

1.     Содержание пед. процесса:

 Подбор литературы для чтения,

Иллюстраций для рассматривания,

Разучивание народных игр, знакомство с традициями

корректировка плана по социально- нравственному воспитанию.

2. Организация взаимодействия всех членов воспитательного процесса (воспитатели, музыкальные руководители, родители).

II этап:

1.     Утверждение, согласование сценария праздника.

2.     Место проведения праздника.

3.     Музыкальное сопровождение.

4.     Необходимые атрибуты.

5.     Распределение обязанностей.

IIIэтап:      Организация выставки рисунков на тему: «Что мне понравилось…», «Что мне запомнилось…», «Лучшие моменты праздника…». Составление творческого рассказа о  празднике.

ВЫВОД: Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста"

Эта консультация поможет воспитателям ДОУ разобраться что же это  такое- русские народные игры....

План самообразования «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Работа над  самообразованием поможет мне:- выявить значение народного творчества в воспитании де...

Консультация для родителей "Влияние фольклора на патриотическое воспитания детей дошкольного возраста".

Влияние фольклора на патриотическое воспитания детей дошкольного возраста....

Доклад для воспитателей "Позитивное влияние русской народной сказки на воспитание детей дошкольного возраста".

С раннего возраста ребёнок нуждается в образах, звуках, красках. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество....

Статья по теме: "Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста"

Статья по теме: "Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста"...

Роль народных праздников в приобщении детей дошкольного возраста к русским народным традициям

Нравственное воспитание и развитие является приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования....

Мастер-класс "Влияние народного творчества на развитие детей дошкольного возраста."

Мастер-класс  для родителей "Значение устного народного творчества в воспитании и развитии детей"...