"Пальцы помогают говорить"
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Хохлова Наталия Владимировна
   "Пальцы помогают говорить"
   Почему для малышей так важны игры, тренирующие мелкую моторику- движения пальцев и кисти рук? У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраження в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движение пальцев рук тесно связано с речевой функцией. Этот факт должен использоваться в работе с детьми. Рекоминдуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук.
  Дети с плохо развитой моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозайкой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и апликации, не успевают за ребятами в группе.
   Таким обазом возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его саомоценку. Вот почему родителям и воспитателю нужно следить за развитием общей и мелкой моторики. Посколько развитие ручной умелости предпологает определенную степень зрелости мозговых структур, заставить ребенка заниматься через силу не эффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, которые будут получатся и доставлять удовольствие.
   Я работаю воспитателем в колледже, в 1 мл. группе. Хочу предложить вашему вниманю игру, развивающую мелкую моторику, которую мы изготовили сами, вместе с родителями. И вам это будет под-силу. Эта игра также для близкого контакта взрослого и ребенка. Это фартук. Чудесный фартук. На нем имеются накладные и потайные карманы на замочках, цветы из ткани на липучках и кнопках, божьи коровки на руговицах средней величины, шнурки разного цвета и металические детальки. 
   Эта игра также обогащает восприятие окружающего мира, формирует представление о св-вах предметов, форме, величене, цвете, положению в пространстве.
   Предлагаю вашему вниманию игру "чудесный фартук"
 
 
ВОЛШЕБНЫЙ ФАРТУК
 
 
Программное содержание:
1. Способствовать обогащению сенсорного развития детей раннего возраста через восприятие окружающего мира.
2. Формировать представление о внешних свойствах предметов: форме, величине, цвете, положение в пространстве.
3. Развивать мелкую моторику рук, зрительный контроль.
4. Воспитывать заботливое и бережное отношение к окружающему миру.
 
Материал: фартук с накладными и потайными карманами;
а) цветы из ткани (на липучках, на кнопках);
б) божьи коровки на пуговицах;
в) шнурки разного цвета;
г) шарики деревянные разного цвета.
 
Ход игры
Воспитатель:
Добрый день, малыши!
Рада вам я от души.
Сейчас одену фартук – 
Он вовсе не простой!
Сказочно красивый, веселый, озорной.
Поудобнее садитесь,
К фартуку вы приглядитесь.
А здесь на фартуке божьи коровки,
Да здесь их целая семья,
Малышей так много,
Мама, папа к вам, друзья,
Слетелись на подмогу.
Девочки и мальчики,
Приготовьте пальчики,
Будем их тренировать.
На полянку вас «коровки»
Приглашают поиграть.
 
1-е задание
Воспитатель:
Божьи коровки дружно идут,
Детки за мамою с папой бегут,
Кто отстает, подскажите, детишки,
Это, конечно, коровки – малышки!
Выручайте, отстегните, наверх попасть им помогите.
(3 ребенка отстегивают «коровок» снизу и пристегивают наверх)
 
2-е задание
Божья коровка – мама
Нас зовет, друзья!
Что под красным крылышком к меня?
Расстегни замочек – 
Что же там внутри? Цветочек!
Каждому цветочку место кто найдет?
Так, где вшита кнопочка – цветочек расцветет.
(двое детей пристегивают цветочек, который на кнопочках)
Там, где есть липучка – розочка растет!
(двое детей пристегивают розочку на липучке)
 
3-е задание
Божья коровка – папа
Нас зовет, друзья!
Что под красным крылышком к меня?
Расстегни замочек – 
Что же там внутри? Шнурочек!
(дети вместе с воспитателем называют цвета: красный, синий, зеленый, желтый)
А шнурок дорожкою
Трудною пойдет
И ребяток наших
Он с собой зовет.
Петелька за петельку
Шнурок не пропускает.
(каждый ребенок вставляет шнурок в петельку – по очереди)
Вот она дорожка, яркая какая!
 
4-е задание
В потайных карманах
Игрушки поищите
Божьим коровкам их покажите.
(дети достают из кармана шарики и называют, какого они цвета)
- Ребята, а давайте посмотрим, какой формы у нас шарики? (круглой)
- Значит, шарики любят кататься. Давайте поиграем с шариками. У меня на столе стоят воротца, давайте покатаем шарики через эти воротца (первая показывает воспитатель).
Проводится игра «Прокати шарик в воротца» (участвуют все дети)
Воспитатель: 
- Ребята, вам понравилось играть с «божьими коровками». Мы помогли маленьким божьим коровкам догнать маму и папу, посадили цветочки на чудесном фартучке, протянули дорожку из шнурочка, поиграли с шариками, а теперь «божьи коровки» приглашают вас за столы поиграть в ваши любимые игры.
 
 
Воспитатель Чапаевского губернского колледжа Хохлова Н.В.
г.Чапаевск, 2013г
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пальцы помогают говорить

развитие мелкой моторики у детей-консультация для родителей...

Пальцы помогают говорить

Буклет для родителей с игровым массажем пальчиков ребенка...

Мастер-класс "Пальцы помогают говорить"

Представляла опыт работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста педагогам детских садов города....

Родительское собрание « Пальцы помогают говорить» ( нетрадиционная форма проведения- семинар-практикум)

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский) Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует  возрасту , то и речевое р...

Развитие мелкой моторики рук у детей. Пальцы помогают говорить

Консультатция для родителей по развитию мелкой моторикики у детей....

" Связь движений пальцев рук и речи. Пальцы помогают говорить"

В консультации говорится о,том, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, а только потом появляются артикуляция слогов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие р...