«Формирование волевой организации поведения ребёнка старшего дошкольного возраста в НОД».
статья (старшая группа) по теме

ЕВДОКИМОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Огромное значение в коррекции поведенческих расстройств имеет формирование волевой организации поведения в НОД. Обучение детей активно управлять собой заключается в формировании мотивов достижения цели через создание специальных условий. Опыт включает в себя упражнения на выработку саморегуляции для детей 4-5 лет. Данной проблеме посвящена эта работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование волевой организации поведения ребёнка                       дошкольного возраста в НОД».

Немаловажное значение в коррекции поведенческих расстройств имеет формирование волевой организации поведения в НОД. Часто ребёнок не выполняет задание, не отвечает на вопросы не потому, что у него недостаточные знания и умения, а по причине отсутствия сосредоточенности и дисциплинированности.                                                                Обучение детей активно управлять собой на занятиях заключается в формировании мотивов достижения цели через создание специальных условий:                                                                                                        1-е условие – постановка цели (например, на занятии не выкрикивать, а поднимать руку; доводить начатую работу до конца). Цель выдвигается заранее перед занятием отдельным детям.                                                        2-е условие – наличие у ребёнка достаточно сильного и длительного действующего мотива  на занятии (например, : я ставлю цель не разговаривать с товарищем на занятии, даже если он заговорит первым. Мотивом является присутствие героя, которого надо научить адекватному поведению). Главное – определить правильно область мотивов, чтобы постепенно вводить новые, чтобы они реально действующие.                        3- условие – выдвижение дополнительного мотива, или усиление мотивации.                                         

Дополнительный мотив вводится тогда, когда деятельность пресыщает ребёнку и он отказывается от работы, не выполнив её, или нарушает условие поставленной цели (например, если ребёнок всё-таки разговаривает с другими детьми, я говорю: «Андрюша, если ты будешь продолжать разговаривать на занятии, Лунтик ничему не научится у тебя и поэтому не подарит тебе сюрприз в конце занятия (дополнительный мотив)». Сюрпризом может быть календарик, наклейка, медаль, которые можно использовать для портфолио). Это является хорошим стимулирующим средством и дети исправляют своё поведение.                                                        4- условие- введение внешних средств в организацию поведения. Эти способы можно применять, если ребёнок отвлекается от поставленной цели. Например, можно поставить перед ребёнком песочные часы и настроить его таким образом на выполнение задания (работай, пока бежит песочек, тогда ты успеешь выполнить работу в срок). Аналогично иногда используют секундомер, диктофон, фотоаппарат.                                                                5-е условие – оказание ребёнку дозированной помощи:                                 Направляющей – от совместного первого шага выполнения задания к последующему  самостоятельному выполнению, используя наглядные опоры, наводящие вопросы и др.                                                                        Стимулирующей - эмоциональное подкрепление, эмоциональный настрой, похвала, одобрение.                                                                        Обучающей – показ выполнения задания, частично- совместное выполнение задания, при осуществлении педагогом пошагового контроля.                Скрытой помощи – незаметно оказать незначительную прямую помощь ребёнку, не привлекая внимания других, чтобы он по времени успел закончить работу вместе со всеми.                                                                        Соблюдение этих условий помогут детям стать усидчивее, выносливее, смелее идти к достижению цели. Для формирования произвольности поведения на занятиях я использую следующие приёмы и методы: метод создания специальных проблемных ситуаций (например, Саша- неотзывчивый, нечуткий мальчик, очень увлечён игрой. Я разыгрываю ситуацию, что рассыпала коробку с карандашами.  Убедительно прошу Сашу помочь мне собрать карандаши). Использую метод профессора Бельского (перевод отрицательной эненргии на социально полезные дела). Например, расшалился ребёнок, не слышит замечаний- предлагаю ему полить цветы, покормить птиц и т.д.                                                                                        Метод эмоциональной стимуляции по Бабанскому (основан на эффекте удивления или восхищения) – внести что-нибудь необычное. Например: неожиданно достаю воздушный шар, или надеваю шляпу, или шаль на плечи, иногда включаю мелодию и начинаю петь. Использую:                        -метод – «Гуру»- организую увлекательную деятельность на занятии по определённому сценарию. Например, путешествие, встреча с интересными героями.                                                                                                          -приём преднамеренной ошибки. Например, называю неправильно предмет, даю неправильный ответ.                                                                -приём индивидуальных заданий с чёткой установкой. Например: придумай название картинки и не кричи вслух, а подними руку,позови меня и скажи тихо мне на ушко;                                                                                - для выработки произвольности действий на занятиях широко использую такие игровые упражнения типа «Закрой глаза и жди», игры по сигналу  (по хлопку, звону колокольчика выполнить определённые действия) и д.р.                                                                                                                Метод коррекции самооценки (отношение к самому себе) довольно сложен. Оценка дошкольника обычно завышена. Учебная же деятельность в школе предполагает высокий уровень самоконтроля, поэтому формированию адекватной самооценки старшего дошкольника необходимо уделять особое внимание. Сформированность правильной самооценки поможет ребёнку сопоставлять свои и чужие поступки, оценить правильно своё поведение на занятиях. Я учу детей анализировать и сопоставлять свои и чужие работы, смотреть на себя со стороны. Например,: а как ты думаешь, Серёжа, понравился твой поступок Оле? Стараюсь искусственно не занижать самооценку ребёнка, т.к. я должна научить ребёнка адекватной оценке его работ и своего поведения.                                                                                Для формирования правильной самооценки использую режиссёрские игры, в процессе которых ребёнок может взглянуть на себя со стороны. (Режиссёрская игра является игрой – драматизацией, и представляет собой разыгрывание с помощью мелких игрушек в индивидуальном пространстве заранее заданных сюжетов, сказок). Коррекционную работу по формированию отношения ребёнка к самому себе посредством режиссёрских игр осуществляю следующим образом:                                        * Учу детей соединять предметы по смыслу. Для этого беру кубики, на которых изображены рисунки или беру любые мелкие предметы. Например, вот ёжик, бабочка, поезд. Ёжик сел на поезд и поехал в гости к бабочке. Учу детей дружить, сочиняя сказку.                                                                         * Разыгрываю знакомую сказку, одновременно показывая её с помощью мелких игрушек, говорю за разных персонажей разными голосами.        * Начинаю рассказывать и показывать знакомую сказку, а продолжить прошу ребёнка.                                                                                                * Ребёнок самостоятельно рассказывает и показывает знакомую сказку.                                                                                                                   * Знакомую сказку неожиданно меняю в сюжете, а ребёнок импровизирует дальше сам.                                                                        Коррекция по формированию правильной самооценки и произвольности действий ребёнка должна вестись только при хорошем отношении к нему. Изменение оценки, происходящей пр  наказании, может привести ребёнка к невротическим реакциям.                                                На каждом занятии я стараюсь создать обстановку оптимизма, эмоционально- положительного настроя, поддержанич интереса к занятию, уверенности каждого ребёнка в успехе. Стараюсь быть доброжелательной, сдержанной, уверенной в себе. Занятия провожу только в игровой форме, т.к. только игра позволяет ребёнку произвольно управлять своим поведением в деятельности ( подчиняться влиянию большинства на основании правил). Ребёнок быстро понимает, что надо действовать в игре как все. При построении занятия чётко продумываю все его части (смену динамических и статических заданий, приёма заинтересованности, обеспечение доступной интеллектуальной нагрузки, воремя включаю приёмы по снятию эмоционаотного напряжения и утомления. Считаю, что очень важно научить  каждого ребёнка методам саморегуляции своего состояния (научить помогать самому себе). Некоторые упражнения по саморегуляции можно использовать в течение дня несколько раз. Например, упражнение «Дыши и думай красиво» Н. Кряжевой, ребёок может самостоятельно , без побуждения педагога выполнить на занятии (когда устанет). «закрыть глаза, глубоко вдохнуть, мысленно сказать себе: «Я- лев», при этом сделать глубокий вдох и выдох. Аналогично сказать «Я- птица, я- цветок, я спокоен».                                                                                               В течение дня ребёнку можно предложить выполнить следующее упражнение. Обратитесь к ребёнку со словами «как только ты забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека». Хочу предложить упражнения на выработку саморегуляции.                                                                                «Возьмите себя в руки». (для детей с 5 лет).                                                 Ребёнку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого- то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».                                                                        «Врасти в землю» (для детей с 5 лет).                                                        Попробуй пятками сильно – сильно надавить на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны.         Это поза уверенного человека.                «Ты – лев!» (для детей с 5 лет).                                                                Закрой глаза, представь льва – царя зверей – сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя. У него твоё имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!                                                                                 «Просыпайся третий глаз!» (для детей с 5 лет).                                        Человек видит не толькл глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоём третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровями над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз…»                                        «Сбрось усталость» (для детей с 5 лет)                                                        Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся к стороны, вперёд, назад. А сейчас, резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть- чуть осталось, повтори ещё.                                                                                        «Дыши и думай красиво» (для детей с 5лет)                                                Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вздохни, мысленно скажи:                                                         - «Я- лев!» при этом выдохни, вдохни.                                                        - «Я – птица!» при этом выдохни, вдохни.                                                        -«Я- камень!» при этом выдохни, вдохни.                                                -«Я- цветок!» при этом выдохни, вдохни.                                                        -«Я спооен.» выдохни.                                                                                 Ты почувствуешь, что ты действительно успокоился.                                        «Замри» (для детей с 5 лет)                                                                        Если ты расшалился и тобой не довольны, скажи себе мысленно: «Замри!». Посмотри вокруг, что делают другие,найди себе интересное занятие, подойди к кому- нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно. Когда ты сильно возбуждён, и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий солдатик на посту, ты честно несёшь свою службу. Оглянись по сторонам, заметь,что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри ещё пристальнее. Молодец! Ты настоящий защитник!                                 «Спаси птенца» (для детей с 4 лет)                                                                Представь, что у тебя в руках маленький бспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них пренца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладошки и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он ещё прилетти к тебе!                                                                                                                «Солнечный зайчик» (для детей с 4 лет)                                                Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, не подбородке. Поглаживай аккуратненько, чтобы не спугнуть. Вот он перебрался на шею, животик, руки, ноги, забрался за шиворот – погладь его там. Он не озорник- он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

« Гора с плеч» (для детей с 5 лет)                                                                        Когда ты очень утал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо ещё что- то сделать, сбрось  «гору с плеч». Встань, широко раставь ноги, подними плечи, отведи их назад, опусти плечи. Сделай это упражнение 5-6- раз и тебе станет легче.                                                                                                         «Сломанная кукла» ( для детей с 5 лет)

        Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались оборвались верёвочки, крепящие голову, шею, ноги, руки, тело. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй верёвочки- медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Всё – куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней хочеться играть.                                                                        Подводя итоги, хочу сказать, что работа по формированию волевой организации поведения должна осуществляться в сотрудничестве педагогов и родителей детей с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

                        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект " Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения детей старшего дошкольного возраста"

Данный проект  направлен  на  формирование  у  дошкольников  устойчивых  поведенческих реакций, обеспечивающих  эмоциональную  адекватность  в  к...

Агрессивное поведение ребёнка старшего дошкольного возраста

Причины агрессивного поведения старшего дошкольного возраста...

Основы формирования «безопасного типа поведения» в старшем дошкольном возрасте

Основы формирования «безопасного типа поведения» в старшем дошкольном возрастеДошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает скл...

План самообразования «Формирование культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста»

Знакомство детей с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта....

Подвижные игры и игровые упражнения на формирование волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендации для педагогов и родителей   для организации подвижных игр по формированию волевых качеств у старших дошкольников....

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие связной речи и формирование этических норм у детей старшего дошкольного возраста является одной из важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление н...