Методические рекомендации для педагогов по использованию в работе с детьми русских народных игр
методическая разработка по теме

Аршинникова Любовь Анатольевна

   В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека, поэтому обращение  к национальной игре более чем оправдано.

   Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную способность ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.nar_.igry_.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов

по использованию в работе с детьми

русских народных игр.

                                                           Разработала воспитатель

                                                                               Аршинникова Л.А.

МДОУ «Белочка»

г. Тамбов

2008

   Человеческая личность – это гармония мысли и движения. Отличительной чертой современного человека является его культура личности, которая выражается не только в умении гармонично, красиво и правильно излагать свои мысли, но и гармонично двигаться. Воспитание  умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется в детском саду с помощью упражнений и подвижных игр. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц, в равномерном их развитии. Но значение подвижных игр не только в этом. Они играют большую роль во всестороннем развитии детей. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств.

   В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека, поэтому обращение  к национальной игре более чем оправдано.

   Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную способность ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.

   Отмечая педагогическую ценность народных игр, К.Д. Ушинский писал: «… Придумать детскую игру, может быть, одна из труднейших задач для взрослого человека. Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача будущей педагогики».

   В народных играх есть все: фольклорный текст, и музыка и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если не это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр. Они привлекают еще и тем, что допускают конструирование новых правил, новой игры на традиционной фольклорной основе, позволяют ребенку ощутить себя не только участником игры, но и её творцом.

    Рекомендую использовать народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. В подборе игр могут принимать участие не только воспитатели, но и специалисты: педагог по физическому воспитанию, психолог, логопед, музыкальный руководитель.

   Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и

физическое совершенство. Работая с детьми, нужно помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной творческой деятельности.

Русские народные игры:

Игра «Утица»

  Дети становятся в круг. Подняв сцепленные руки, образуют «воротики». В середине круга «утка», а «селезень» за кругом. Стоящие в кругу поют:

                                     Селезень утку догонял,

                                     Селезень серу догонял.

                                     Ходи, серая, домой,

                                     Ходи, серая, домой.

                                     У тя семеро детей,

                                     Восьмой селезень,

                                   А девятая сама,

                                   Поцелуй разок меня.

Правило: во время пения «селезень» догоняет «утку». «Воротики» стараются ему помешать. Но если все же «селезню» удается  догнать «утку», то она танцует.

Игра «Барашеньки»

  Дети идут по кругу и поют:

                                    Барашеньки-крутороженьки

                                    По полям ходят, по лесам бродят,

                                    В скрипочку играют, Ваню забавляют:

                                    Ваня, Ваня – простота

                                    Купил лошадь без хвоста.

                                    Сел задом наперед,

                                    И поехал в огород.

  Правило: по окончании песни дети разбегаются, а Ваня их догоняет. Тот до кого он дотронулся или поймал, выбывает из игры.

Игра «Дед Сысой»

  Дети стоят перед дедом и поют песню:

                                    Здравствуй седой

                                    Дедушка Сысой.

                                    Не тряси бородой,

                                    Словно венчиком,

                                    Не стучи клюшечкой,

                                    Словно ступочкой,

                                    А послушай, что мы скажем,

                                    Отгадай, что мы покажем.

  Правило: по окончании песни играющие, договорившись заранее, показывают движением предмет или образ, а «дед Сысой» отгадывает его. Если ответ верен, ребята разбегаются, дед Сысой их ловит.

Игра «Ручейки»

  Дети становятся в круг. Подняв сцепленные руки, образуют  «воротики». «Ручейки» (цепочка ребят, взявшихся за руки) перебегают  под «воротиками», выходя и входя в круг. Дети поют песенку:

                                     Как из-под горы

                                     Все текут ручьи.

                                     Ручьи вы куда?

                                     Закрываем ворота.

  Правило: по окончании песни стоящие в кругу закрывают «воротики», опустив руки. Тот из «ручейков», кто не успел выскочить из круга, считается пойманным.

Игра «Дед Трифон»

  Дети идут по кругу и поют песню:

                                      Как у деда Трифона

                                      Было семеро детей,
                                     Они не пили, не ели,

                                      Друг на друга глядели,

                                      Разом делали вот так…

  Правило: по окончании песни Трифон показывает движение, а стоящие в кругу должны безошибочно повторить его.

Игра «Жаворонок»

  По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик.  Он входит в круг, который образуют, играющие, и бегает в нем. Все говорят:

                                       В небе жаворонок пел,

                                       Колокольчиком звенел.

                                       Порезвился в тишине,

                                       Спрятал песенку в траве.

                                       Тот, кто песенку найдет,

                                       Будет весел целый год.

  Правило: играющие закрывают глаза. «Жаворонок выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной колокольчик, становится «жаворонком». Впоследствии колокольчик прячется в любом месте.

Игра «Родничек»

  Дети становятся друг за другом по одну сторону весеннего ручья, обхватывают друг друга за пояс и поют:

                                     Разлился родничок,

                                     Золотой рожок.

                                     У-ух!

                                     Разлился ключевой,

                                     Белый снеговой.

                                      У-ух!

                                     По мхам, по болотам,

                                     По гнилым колодам.

                                     У-ух!

  Правило: спев песню, боком перепрыгивают через ручей на другую сторону. При этом мешают друг другу, придерживают, стараясь столкнуть в воду. Кто коснется воды – из игры выбывает.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Речевые игры с использованием технологии моделирования на материале русских народных сказок"

В  методической  разработке  представлены  речевые  игры  с  использованием  технологии  моделирования  для  детей  младшего,  среднего...

методические рекомендации для педагогов по использованию кейс-технологий в работе с дошкольнтками

данные методические рекомендации содержат также алгоритм работы с дошкольниками....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Использование возможностей мульттерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

В этом материале описаны рекомендации для педагогов, возможности использования мульттерапии в работе с детьми дошкольного возраста....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Методические рекомендации для педагогов по использованию музыкально-дидактических игр с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи

Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у д...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом соче...

Методические рекомендации для педагогов "Техника Эбру в работе с детьми дошкольного возраста"

Как сохранить интерес ребенка к творческой деятельности и дать возможность почувствовать себя волшебником?  Интересная идея - предложить детям создать оригинальные композиции в технике Эбру - вед...