Комплекс упражнений по формированию коммуникативных навыков у неговорящих детей
статья на тему

Ефремова Наталья Анатольевна

В данном материале, отражающем опыт работы с неречевыми детьми, представлены примерные конспекты коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (психическое недоразвитие, задержка речевого развития), которые подходят к любой реализуемой в ДОУ программе, поскольку включают серию игр и упражнений по наиболее распространенным лексическим темам. Может пригодиться логопедам и дефектологам дошкольных образовательных учреждений, имеющим безречевых детей, в т. ч. детей раннего возраста с нормальным речевым развитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_nakhodka.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

Н.А. Ефремова,

Учитель-дефектолог ДОУ

Для большинства детей, поступающих в группы компенсирующей направленности (с нарушением интеллекта) дошкольных образовательных учреждений, типично значительное отставание в речевом развитии. В выписках из истории развития детей, к сожалению, все чаще можно увидеть такие диагнозы, как общее недоразвитие речи I уровня и системное недоразвитие речи. Это означает, что в детский сад поступил практически неговорящий ребенок, которому в решении этой проблемы будут помогать все специалисты ДОУ и в первую очередь учитель-логопед и (или) учитель-дефектолог. Безусловно, стремление специалистов научить ребенка говорить, используя хотя бы элементарную фразу, вызывает уважение к педагогу и его профессиональной компетенции, но следует отметить, что педагогическая работа в этом направлении идет довольно часто по линии отработки на индивидуальных занятиях фраз типа: "Это ляля", "Мишка спит" и т.д. Ежедневно дефектолог отрабатывает эти фразы с ребенком по картинкам и, обыгрывая, по, возможности, предметы, однако чаще это не оказывает влияния на речевое развитие.

Указанный подход к развитию речи следует признать непродуктивным, поскольку он игнорирует ее генетическую связь с деятельностью, ведет ее к искусственному отрыву от возрастных потребностей ребенка-дошкольника. А.Р. Лурия отмечал, что генетические корни языка следует искать не в самом языке, а в предметных действиях ребенка со взрослым, а именно тесной связью с предметно-игровой деятельностью, которая на первоначальном этапе развития ребенка является доминирующей, обеспечивает формирование его речевых навыков.

Проблема развития коммуникативной активности у детей с психическим недоразвитием, обусловленным болезнью Дауна, является одной из наиболее значимых в системе коррекционного обучения и воспитания. У детей указанной категории наиболее часто встречаются  такие состояния как дизартрия - состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц и апраксия - состояние, мешающее правильно программировать, планировать и выстраивать по порядку звуки в речи. Иногда у детей с болезнью Дауна могут наблюдаться и дизартрия, и апраксия одновременно. Поэтому при работе дефектолог должен опираться на наиболее сохранные, для каждого конкретно ребенка, психические процессы. По опыту работы мною замечено, что у детей с болезнью Дауна обычно лучше развита зрительная, память, чем слуховая. Им нужно помогать осваивать речь не только на слух, но и с помощью зрительных опор. И для того чтобы вызвать у ребенка потребность в речевом общении, педагог должен создать такие игровые ситуации и действия с предметами, которые способствуют пробуждению речевой активности у детей. Говорение, осуществляемое ребенком по ходу игры, т.е. применение речи, способствует развитию у него языковой способности (компетенции). Подражая в игре взрослому, ребенок вслед за ним произносит не только отдельные слова - названия игрушек, действий, но и целостные высказывания. Так, например, он может сказать: " Мишка, мишка, хватит спать!", " Я собачку ставлю на пол", " Мы флажки за спину спрячем", или может дополнять неоконченные фразы взрослого. Возможно, при этом слова будут произноситься не всегда верно, но не это должно обращать на себя внимание взрослого. В данном случае педагог должен поддерживать саму готовность говорить! Позже, когда у ребенка образуется необходимый речевой опыт, дефектолог может заниматься отработкой слов, а учитель-логопед - постановкой звуков. На первоначальном этапе важно, чтобы ребенок начал подражать предметным и речевым действиям, стал говорить по поводу того, что происходит в ситуации. Учитель-дефектолог должен в момент игры формировать у ребенка речевое поведение и побуждать его к речи. И в этом случае будет лучше использовать подвижные, малоподвижные игры и физические упражнения.

У детей с особенностями в развитии физические упражнения способствуют восстановлению генетического кода, в котором развитие функциональных систем организма происходит в результате движения. Поэтому основными средствами в работе с неговорящими детьми я выбрала кинезотерапию и логоритмику. В любом конспекте многочисленной методической литературы отводится некоторое время для проведения одной физминутки или пальчиковой гимнастики, но для детей с нарушением интеллекта такого времени недостаточно. В связи с этим возникла необходимость собрать физминутки, уже ставшие классическими, а также авторские наработки в систему. В статье представлены примерные конспекты коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (психическое недоразвитие, обусловленное болезнью Дауна), которые подходят к любой реализуемой в ДОУ программе, поскольку включают серию игр и упражнений по наиболее распространенным лексическим темам. При проведении представленной работы учитываются преемственность образовательных программ, взаимодействие педагогического коллектива, а также деятельностный подход и опора на индивидуальные особенности детей с учетом сопутствующих дефектов. Игры двигательного характера оказывают комплексное воздействие на организм ребенка: увеличивают активность сенсорных систем, совершенствуют вегетативную регуляцию, мобилизуют общую моторную деятельность, повышают эмоциональный тонус организма. Кроме того, мною целенаправленно не представлены движения по тексту стихотворных упражнений, поскольку это дает возможность для развития творческого потенциала педагога.

Форма организации деятельности: подгрупповая.

Цель образовательной деятельности заключается в налаживании эмоционально-положительного контакта взрослого с ребенком  для привлечения к речевой активности.

Оборудование подбирается к каждому конкретному конспекту по необходимости.

В качестве основных методов используются гимнастические упражнения, подвижные игры со словесной стихотворной инструкцией, малоподвижные игры с использованием наглядности, жестовое общение.

Основными приемами является объяснение, показ, совместные действия, действия по подражанию.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.    КОШКА.

(сначала проработать с одной рукой, потом с другой)

Подставляй ладошку,

Расскажу про кошку.

Будем пальчики считать?

Будем пальчики считать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Вот – кулак, а вот – ладошка,

На ладошку села кошка! (желательно маленькая мягкая игрушка)

И крадется потихоньку,

И крадется потихоньку…

Видно, мышка там живет! (пощекотать)

Все котятки мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потом они устали, глазки закрывали!

Тихо-тихо, колокольчик, позвени,

Никого ты, колокольчик, не буди!

Громко-громко, колокольчик, позвени,

Всех котят и всех ребяток разбуди!

Игра «Цыплята и кот» (ролевая)

Вышла курочка хохлатка

С нею желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко.

Там на узенькой дорожке

Улеглась и дремлет кошка,

Кошка глазки открывает

и ребяток догоняет!

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. СОБАКА.

(педагог держит игрушку)

Вот на стуле я сижу

И собачку я держу.

Я собачку ставлю на пол,

Дай собачка детям лапу.

Вот собачка подошла,

(имя ребенка)…. лапку дала.

(Вот собачка подошла,

…. лапку дала и т.д.)

Вот к нам Бобик пришел

Головой качает.

Вот к нам Бобик пришел,

Он так громко лает:

Ав,ав,ав!

Ладушки, ладушки,

Мы пекли оладушки!

Получилось ровно пять:

Один Жучке надо дать,

Один коту с усами,

А три съедим мы сами!

Игра с ложкой.

Ел щенок Митрошка

Кашу у окошка.

Уронил Митрошка

Ложку на окошко.

Кто легок на ножку,

Беги, достань ложку!

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. ЛИСА И ЗАЯЦ.

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала —

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!
А потом в ладошки
Пошлепала немножко
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко

Ну, красавица-Лиса!

До чего же хороша!


За Лисой, тропой тенистой,

Скачет Зайка — прыг да скок.
Он для ягоды душистой

приготовил кузовок.

Скок-скок, скок-скок,

Зайка прыгнул на пенек

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки

ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ.

Скачет зайка – скок-скок,

Скок-скок, скок-скок!

А лисичка – топ-топ,

Топ-топ, топ-топ!

Ну, а мишка-топотун –

Туп-туп, туп-туп!

Под другою сосной

Скачет зайка второй!

Скачет зайка косой

Под высокой сосной

У оленя дом большой.

Смотрит он в свое окошко,

Зайка серенький бежит

В дверь к нему стучит:

Тук-тук, мне открой!

Там в лесу охотник злой!

Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне давай!

Маленький ежик,

Четверо ножек,

На спине листок несет,

Песенку поет:

Ф-ф-ф, ф-ф-ф! (дыхательная гимнастика)

Игра «Мишка в берлоге» (ролевая)

Мишка, мишка, хватит спать!

Выйди с нами поиграть!

Нас тут много, ты – один,

Спать тебе ты не дадим!

МУЗЫКАЛЬНЫЕ  ИГРУШКИ.

Эй, веселые петрушки!

Доставайте погремушки,

Становитесь в круг скорей

Да звоните весей!

Ту-тук-тук, тук-тук-тук! –

Ложки застучали.

Ту-тук-тук, тук-тук-тук! -

Детки заиграли.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь! –

Пляшет погремушка.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь! –

Звонкая игрушка.

Там-там, там-там! –

Бубен веселится.

Там-там, там-там! –

Не надо торопится.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля! –

Вместе мы играем.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля! –

Дружно напеваем.

Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит.

Ты звени, звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог.

Ну-ка, колокольчик, зазвони скорее!

Зазвони скорее! Звонче, веселее!

Ну-ка, погремушки, дружно отвечайте!

Дружно отвечайте, весело играйте!

Где ты, бубен-весельчак?

Без тебя нельзя никак!

Игра «Я бегу…»

Я бегу, бегу, бегу,

Колокольчик я несу.

Колокольчик в руки дам

И на место стану (сяду) сам!

ЧАСТИ ТЕЛА.

Все захлопали в ладошки

Дружно, веселее.

Застучали наши ножки

Громче и быстрее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише…

Ручки выше поднимаем,

Выше, выше, выше…

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Покружились, покружились

И остановились.

Наши ладушки-ладошки

Мягонькие, как у кошки.

Наши ручки-лапушки

Белы, как у заюшки.

Наши руки-птички,

Как птички-синички.

«К-ш-ш…» - полетели,

На головку сели.

Снова взлетели,

На колени сели.

Большие ноги шли по дороге:

Топ-топ-топ!

Поменьше ножки шагали по дорожке:

Топ-топ-топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ! (упражнение на формирование силы голоса)

(логоритмика с атрибутами)

Мы по комнате гуляли

И флажки в руках держали.

Топ-топ, еще раз!

Яркие флажки у нас.

Мы флажки за спину спрячем

И, как зайчики, поскачем.

Прыг-скок, еще раз!

Яркие флажки у нас.

На флажки мы посмотрели,

Закружиться захотели.

Вот-вот, еще раз!

Яркие флажки у нас.

Мы тихонечко присели,

Застучали еле-еле.

Тук-тук, еще раз!

Яркие флажки у нас.

ВЕСНА + («Фрукты», «Овощи, «Домашние животные», «Посуда»)  

Кап-кап,тук-тук,

Дождик по дорожке.

Ловят дети капельки,

Выставив ладошки!

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки,

По камешкам, по камешкам,

В лужу…бух!

Лужи, лужи, лужицы –

Дождика следы.

Лужи, лужи, лужицы –

В лужах пузыри!

Надувайся пузырь,

Надувайся большой,

Оставайся пузырь

Вот такой, вот такой,

Да не лопайся!

Лопнул…пшшш!...(дыхательная гимнастика)

А мы в сад пойдем

И там фрукты найдем

(варианты: в лес, в огород,

Во двор, на кухню и д.т.)

Разработанная и апробированная мной система образовательной деятельности дает положительные результаты в преодолении трудностей речевого характера, поскольку, ребенок постоянно СЛЫШИТ и «ВИДИТ» слово.

Часто родители волнуются, что дети выберут «легкий» способ общения, например, жесты, и гораздо позднее начнут говорить. На самом же деле опыт применения этой системы показывает, что: дети с синдромом Дауна (и не только), использующие жестовый язык, в среднем начинают говорить раньше и словарный запас у них больше чем у детей, не использующих никаких опор.

Таким образом, детям, которых учат слова посредством движения, гораздо легче выразить свои желания, свои мысли. Развивается их мышление, воображение, повышается мотивация к общению. У детей, которые не могут говорить и не имеют альтернативной системы выражения, может развиться фрустрация (депрессия) и нежелание продолжать попытки наладить общение.


Используемая литература:

  1. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие – Ярославль: Академия развития, 2008
  2. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005
  3. Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2007
  4. Управителева Л.В. Подготовка к школе в детском саду. Счет, чтение, речь, мышление. Для детей 4-5 лет. – Ярославль: Академия развития, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной функции у неговорящих детей

Очень важна правильная дифференциальная диагностика безречевых детей потому ,что сейчас распространен элективный мутизм.Логопедическая работа с безречевыми детьми строится с учетом данных общей педаго...

Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Разработанные тесты для определения степени сформированности грамматических форм словоизменения  и непосредственно комплекс упражнений по формированию навыка словообразования является непосредств...

Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей среднего и старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии

Данный  комплекс упражнений, направлен на формирование у детей навыка словообразования,  как грамматического строя родной   речи. Как и любое другое начинание, проект, прошел ...

Галкина О.В. "Комплекс упражнений по формированию навыков построения простых и сложных предложений с использованием наглядно-образных ориентиров"

Комплекс лингвистических упражнений для формирования навыков построения обучающимися простых и сложных предложений....

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".

Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...

«Формирование коммуникативных навыков у дошкольников» дети 4-5 лет

laquo;Формирование коммуникативных навыков у дошкольников» дети 4-5 летВремяМодульСодержаниеЦельПримечание5 минут Обсуждение правил работы в группе.  Знакомство с правилами поведения ...