Формирование коммуникативной функции у неговорящих детей
методическая разработка по логопедии на тему

Миразизова Ольга Васильевна

Очень важна правильная дифференциальная диагностика безречевых детей потому ,что сейчас распространен элективный мутизм.

Логопедическая работа с безречевыми детьми строится с учетом данных общей педагогики, дефектологии и логопедии, что мотивировано общностью тенденции речевого развития детей разных категорий, выявленных исследованиями Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, A.M. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 8 "Ромашка"

Сообщение на тему:

"Формирование коммуникативной функции речи у неговорящих детей"

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с «безречевыми» детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. По статистике 2-3 ребенка на 1000 детей - дети неговорящие, поэтому у каждого из нас на логопункте может быть безречевой ребенок.

Кого же можно назвать неговорящим, безречевым ребенком? Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха.

Что же является общим для этих детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость — все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Причины задержки в развитии речи детей различны: это и состояние его анамнеза, и частые заболевания малыша, ослабляющие его организм ,и недостаки педагогических воздействий и др. Такие дети нуждаются в своевременной квалификационной помощи невролога, логопеда, психолога, что в значительной мере ускорит ход речевого и умственного развития детей.

Родителям порой бывает трудно решить, насколько такой ребенок нуждается в особом внимании. Действительно, иной раз сложно определить сдерживающий фактор речевого развития дошкольника — либо это неумение или же просто нежелание использовать свои речевые возможности. Участие логопеда в данном случае необходимо для выяснения причины безмолвия ребенка и определения этапов квалифицированной помощи ему. Логопед поможет его родителям наметить прогноз, от которого зависит социальная адаптация неговорящего дошкольника.

Очень важна правильная дифференциальная диагностика безречевых детей потому ,что сейчас распространен элективный мутизм.

Логопедическая работа с безречевыми детьми строится с учетом данных общей педагогики, дефектологии и логопедии, что мотивировано общностью тенденции речевого развития детей разных категорий, выявленных исследованиями Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, A.M. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина. 

Работа с безречевыми детьми строится с учетом следующих дидактических принципов:

комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений, в работе принимают участие не только логопед, но и врач, психолог, воспитатель и родители;

максимальной опоры на полимодальные афферентации, на различные анализаторы, так как формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;

опоры на сохранные (интактные) звенья нарушенной функции, поскольку опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых, компенсаторных началах;

поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;

учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;

усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;

  • онтогенетический, учитывается последовательность формирования коммуникативной деятельности и ее составляющих в онтогенезе;

- функционально-семантический, с позиций которого к обучению языку общность эмоциональных реакций партнеров выступает в роли ориентировки на коммуникативную ситуацию, а согласованность предметных и речевых действий логопеда и ребенка — в роли комплексных познавательных и языковых ориентировок.

Исходя из особенностей речевого дефекта детей, приемы
логопедической работы могут варьироваться:

с сенсорной алалией

воздействие направляется на воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия, понимание речевых структур;

с моторной алалией

важны формирование мотивационной основы высказывания, развитие психической активности и отраженной речи;

с нарушением слуха

большое значение имеет подражание, широко используется предметная деятельность на основе эмоционального воздействия со взрослым, уточняется характер имеющихся звуков;

с интеллектуальной недостаточностью

важны развитие наглядного мышления, ознакомление с предметами окружающей действительности.

Чаще всего среди неговорящих детей встречается такое нарушение как моторная алалия.

Содержание логопедической работы при моторной алалии.

Алалия –отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми являются неоднозначными. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущим являются языковые нарушения.

Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы при моторной алалии: развитие речи, развитие личности, развитие сенсорных и двигательных возможностей.

Рекомендации к организации работы с моторными алаликами

  • Раннее начало работы
  • Создание благоприятных для развития речи ребенка условий, исключить возможное травмирующее воздействие окружающей среды.
  • Связь работы над речью с предметно-практической и игровой деятельностью ребенка.
  • Строгая дозировка занятий.
  • Использование в работе над речью возможно большего числа анализаторов: двигательного, слухового, зрительного, осязательного.
  • Индивидуальный подход ребенку. 
  • Обеспечение возможности общения ребенка с нормально говорящими детьми, которые младше его по возрасту.  
  • Учет основных закономерностей развития речи детей в ходе нормального онтогенеза
  • Системное воздействие на все нарушенные компоненты речи

Первый этап

Цель:Формирование первоначальных речевых навыков.

  • Игры на 1 этапе: Деревянный пазл "Дом"На начальных этапах работы с неговорящими детьми для активизации слов: "дом", "всё"
  • «Сложи животное» Подходит для работы с детьми, имеющими алалию: в процессе игры, закрепляются простые слова: тюлень, зайка, тело, голова, лапы и пр.
  • Вкладыш с держателями подходит для использования на начальных этапах с неговорящими детьми, для актуализации простых слов: камин, диван и пр.

Второй этап

Цель: развитие словаря и фразовой речи.

Задачи второго этапа обучения:

  • Интенсивная работа по развитию понимания речи, направленная на различения форм слова.
  • Развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса практического усвоения простых грамматических категорий.
  • Овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова.
  • Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря;
  • Развитие сознательного воспитания речи.

Характеристика этапа

Словарь увеличивается в основном за счет выученных слов.

Становятся часты различные искажения слов: а) сокращения, б) перестановки в) более сложные искажения —литеральные парафазии; г) расширенное употребление слов - вербальные парафазии.

Расширяется возможность правильного повторения некоторых звуков в изолированном звучании.

С развитием словаря могут самостоятельно появляться новые звуки, но произношение всех звуков остается неустойчивым в слове и зависит от сложности слоговой структуры слова, от других звуков, входящих в слово.

В конце этого этапа словарь начинает обогащаться быстрее, притом за счет самостоятельно появляющихся у ребенка слов на основе подражания речи окружающих. Слова часто употребляются самостоятельно, хотя не всегда к месту.

На фоне всех описанных явлений все чаще отмечаются поиски артикуляции

На 2 этапе

Игра «Одень мишку» собирая мишек, изучаются эмоции, части тела, предметы одежды. В работе с неговорящими детьми - закрепляется глагольный словарь, отрабатывается слоговая структура.

Игрушки для занятий с неговорящими детьми.

Набор резиновых игрушек, который может быть использован для игры в чудесный мешочек, либо для поддержания мотивации к занятиям в виде повествования от "лица" игрушек. Названия игрушек состоят из простых слогов, которые легки для воспрития на слух и повторения безречевыми детьми.

Третий этап Цель: Формирование речевого высказывания, как основной единицей речевого действия. Задачи:

  • Формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы.
  • Работа над развитием описательного рассказа.

Клиническая картина:

Характеризуется появлением фразы в речи ребенка. У ребенка богатый словарный запас, парафазий становится меньше, они менее грубые. Звукопроизношение уточняется, остается смешение звуков. В быту ребенок использует короткие фразы, при усложнении фразы появляются грубые аграмаматизмы.

Методы и приемы работы: Отраженное повторение за логопедом фраз, выражений; Ответы на вопросы, дополнение предложений; Работа с деформированным текстом; Составление предложений по сюжетным картинкам; Заучивание легких стихотворений;

Пересказ прослушанных рассказов, сказок.

Содержание работы:

I. Формирование навыка осознанного вычленения фонем и артикулем и на этой основе — расширение активного словаря и закрепление морфологических обобщений.

II. Формирование навыка слогового анализа слова и закрепление на этой основе морфологических грамматических стереотипов, развитие активного словаря

III. Формирование анализа словесного состава предложения и закрепление на этой основе фразового стереотипа.

Игры на 3 этапе

Игровые упражнения для закрепления простых слов. 

Четвертый этап

Цель:Формирование коммуникативных умений и связной речи.

Задачи:

  • Развитие связной речи.
  • Формирование коммуникативных умений.
  • Предупреждение аграмматизмов.
  • Обучение грамоте.

Клиническая картина: появляется возможность пользоваться связной и контекстной речью;

Ребенок может посещать общеобразовательную или вспомогательную школу;

При усвоении школьной программы возникают трудности:

Трудности восприятия и воспроизведения устной и письменной речи:

а) аграмматизмы

б) искажение слов

в) замены букв и звуков

- чтение предложений с одним и тем же лексическим составом, но с различным грамматическим оформлением слов и соотнесение прочитанного с соответствующими картинками.

- прочтение предложения и дополнение соответствующим слогом или буквой слова, в которых пропущены указанные элементы, либо дополнение в предложение (устно, а затем выложить из букв разрезной азбуки) пропущенное слово в соответствующей грамматической форме с опорой на картинку.

- чтение несложного связного текста и показ соответствующих предметов по картинке;

- чтение несложного текста и ответы на вопросы педагога по тексту; после чтения текста найти первое, второе, третье предложение и повторить их устно;

- чтение текста, ответы на вопросы, пересказ текста;

- чтение связного текста, данного в неправильной последовательности, определение правильного порядка расположения предложений.

 чтение предложений с одним и тем же лексическим составом, но с различным грамматическим оформлением слов и соотнесение прочитанного с соответствующими картинками.

- прочтение предложения и дополнение соответствующим слогом или буквой слова, в которых пропущены указанные элементы, либо дополнение в предложение (устно, а затем выложить из букв разрезной азбуки) пропущенное слово в соответствующей грамматической форме с опорой на картинку.

- чтение несложного связного текста и показ соответствующих предметов по картинке;

- чтение несложного текста и ответы на вопросы педагога по тексту; после чтения текста найти первое, второе, третье предложение и повторить их устно;

- чтение текста, ответы на вопросы, пересказ текста;

- чтение связного текста, данного в неправильной последовательности, определение правильного порядка расположения предложений.

Существуют множество методик по формированию коммуникативной функции речи у неговорящих детей. «Методика обучения ребенка с пиктографическими изображениями» Е.К.Грачевой.

« Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия ». (академик Павлов И.П.)

                                                                                                       Подготовила

                                                                            учитель-логопед: Миразизова О.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Формирование коммуникативных функций детей с нарушениями речи через различные виды игр»

Формирование коммуникативных функций является важным условием нормального психического развития ребенка, а также одной из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни....

Комплекс упражнений по формированию коммуникативных навыков у неговорящих детей

В данном материале, отражающем опыт работы с неречевыми детьми, представлены примерные конспекты коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (психическое недоразвитие, задержк...

«Формирование коммуникативной функции речи у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи».

Многочисленные исследования Б.М. Гришпун, Г.В. Гуровец, Р.Е.Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и других авторов указывают на факт наличия у детей с фонетико- фонематическим недо...

Мнемотехника, как средство формирования связного высказывания и коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

    Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;       Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой неп...

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речиПредлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой...

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений в образовательной сфере является работа с детьми дошкольного возраста по активизации их речевой деятельности, профилактике и предупреждению возник...