Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи
статья по развитию речи (старшая группа)

Салчак Азията Сергековна

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений в образовательной сфере является работа с детьми дошкольного возраста по активизации их речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.24

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи

Салчак А.С., студентка 3 курса ДО_200 группы 

Кызылского педагогического колледжа

Научный руководитель Ооржак А.А., преподаватель

ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», Кызыл, Россия

Аннотация. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений в образовательной сфере является работа с детьми дошкольного возраста по активизации их речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

Ключевые слова: коммуникативная функция речи, речь, дети дошкольного возраста.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная. По требованиям стандарта на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.

Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Особенно продуктивным и важным в этом плане возрастным этапом является период раннего и дошкольного возраста. В течение этого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка, его словарь увеличивается.

Цель исследования: изучить уровень сформированности коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи.

Основные понятия:

Речь – это форма общения дюдей, опосредствованная языком, как один из видов коммуникативной деятельности человека.[1]

Коммуникативная функция речи – это обмен и передача информации между людьми.

Экспериментальная работа была организована на базе МБДОУ «Детский сад Алые Паруса № 18» г. Кызыла. В эксперименте приняли участие 15 детей 5-6 лет старшей группы.

Мы выбрали методику О.С. Ушаковой, которая состоит из серии заданий. 1 задание - описание. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке). 2 задание - рассказ. Воспитатель предлагает серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ. 3 задание – пересказ текста. В каждом из трёх заданий суммировались баллы по всем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ, пересказ и описание складывались и представлялись в процентном выражении.

Итак, результаты исследования констатирующего эксперимента показывают, что у 4 детей высокий уровень развития связной речи, т.е., дети самостоятельно описывают предмет, составляют рассказ по предложенной картинке, могут пересказать прослушанный текст. У 8 детей – средний, т.е. им нужна помощь педагога. Низкий уровень развития связной речи обнаружен у 3 детей (рис.1).

Рис.1 Результаты исследования констатирующего эксперимента

Цель формирующего эксперимента – уточнить и расширить представления детей по формированию коммуникативной функции речи на занятиях по развитию речи, познакомить детей с разными сказками, обеспечить их участие к итоговому занятию по средствам языка и речи.

Было проведено 8 занятий по развитию речи: «Дружба начинается с улыбки», «Домашние птицы», «Тувинские сказки», «Чтение сказки «Репка», «Костюмы народов мира», «Разнообразный мир предметов», «Чтение сказки «Конек-Горбунок», «Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке».

Итак, результаты исследования в контрольном эксперименте показывают, что у 5 детей высокий уровень развития связной речи. У 8 детей – средний, т.е. им нужна помощь педагога. Низкий уровень развития связной речи обнаружен у 2 детей (рис. 2).

 

Рис.2 Результаты исследования контрольного эксперимента

В результате проведенного нами исследования уровень развития связной речи в исследуемой группе хоть и не значимо, но повысился, что доказала статистическая обработка результатов. На основании выше изложенного, выдвинутую нами гипотезу, можно считать подтвержденной.

Таким образом, мы думаем, что систематическое и последовательное обучение детей в детском саду положительно влияет на развитие их связной речи.

Таким образом, проблема формирования коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи остается актуальной. Для детей старшего дошкольного возраста характерен достаточно высокий уровень развития речи.[2] Основная цель речевого развития старших дошкольников заключается в формировании базы для всестороннего развития личности, облегчающей вхождение в современный социум. Проведенное исследование показало, что после развивающей работы преобладающая доля воспитанников обладает высоким уровнем сформированности коммуникативной функции речи.

Библиографический список

1. Белобрыкина, О.А Речь и общение. Ярославль, 2018. 250 с.

2. Глазунова, Л.Н, Смирнова Е.О Ступени общения: от года до семи лет. М: Просвещение, 2020.  143 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Консультация для родителей об использовании игр для корекции лексико-грамматических нарушений речи....

Мнемотехника, как средство формирования связного высказывания и коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

    Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;       Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой неп...

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речиПредлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой...

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

В статье рассматриваются особенности связной речи детей с ЗПР. Представлены основные результаты исследования процесса формирования навыков монологической речи у дошкольников с ЗПР с...

методическая разработка «Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования элементов мнемотехники»

laquo;Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка...

Рабочая тетрадь по формированию коммуникативно-речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной рабочей тетради собраны задания для формирования комуникативных, эмоциональных и речевых навыков....