«Формирование коммуникативных навыков у дошкольников» дети 4-5 лет
план-конспект занятия (старшая группа)

Кочеткова Людмила Алексеевна

«Формирование коммуникативных навыков у дошкольников» дети 4-5 лет

Время

Модуль

Содержание

Цель

Примечание

5 минут

 

Обсуждение правил работы в группе.

 

Знакомство с правилами

поведения во время тренинга

Чтобы весело играть пять правил нужно выполнять:

1.  Игру всем вместе начинать;

2.  По очереди отвечать, друг друга не перебивать

3.  Активным быть, все выполнять

4.  По имени всех называть

5.  Друг над другом не смеяться и чаще улыбаться

Познакомить детей с правилами тренинга. Обсудить, проговорить.

 

5 минут

 

Приветствие Участников тренинга

Приветствие: «Здравствуй, друг! »

 

Приветствие: «Здравствуй, друг! »

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

 

«Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, матушка- земля!

Здравствуйте, мои друзья!»

 

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

Создание групповой атмосферы

Установление эмоционального контакта между участниками. 

 

«Волшебный сундучок», разрезанные картинки

 

5 минут

 

1.Упражнение «Правда или нет?»

 

1.Загадки обманки

 

1. Загадки обманки

Загадки с подвохом — это загадки на внимание, сообразительность и чувство юмора. Их нужно задавать быстро, не давая много времени на раздумья.

Поднятие настроения.

 

 

5 минут

 

2.«Покажи сказку»

Сказка «Репка»

 

2.Сказка «Репка»

Выбираем на роль: Репка, дед, бабка, внучка, Жучка, Кошка,Мышка. Показать какие герои, характер, мимика, жесты.

 

2.«Покажи сказку»

-Развитие способности и стремления к изучению себя, своих способностей и особенностей;

-Раскрытие личностного потенциала.

 

Лейка, маски героев

 

5 минут

 

3.Упражнение на релаксацию

 

«Тряпичная кукла и солдат»Фопель К.

Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными... Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.) Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова станьте солдатом... (10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой... Повторить несколько раз. 
Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос...

 Теперь — с верхней части ног и ступней...

 

Упражнение на релаксацию.

Снять эмоциональное напряжение;

-учить навыкам саморасслабления.

  1.  

Снятие напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы.

 

Спокойная музыка

 

5 минут

 

4.Упражнение разминка «Австралийский дождь»

 

4.Упражнение разминка «Австралийский дождь»

1.Легко ли вам было выполнять это упражнение?

2.Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?

3.Ваши впечатления по проведенному упражнению?

 

4.Упражнение разминка «Австралийский дождь»

- учить осознавать свое поведение;

развитие уверенного поведения.

 

 

5 минут

 

5.Знатоки сказок

 

5.Знатоки сказок

По правилам этой игры для детей всех «знатоков» нужно разделить на две команды. У каждой команды есть писатель (если ребята пока плохо пишут, писарем должен стать взрослый).

Ведущий объявляет начало игры. Длится она всего три минуты (ведущий следит за временем по секундомеру). Задача каждой команды - вспомнить как можно больше сказок, в которых участвует какое-нибудь животное. Например, мышь встречается в сказках «Теремок», «Кот в сапогах» и т.д.

 

5.Знатоки сказок

Развиваем  познавательную активность, аналитическое и образное мышление,

Формируем мотивацию к чтению книг;

Воспитываем  интерес  к художественному слову, умение работать в команде.

 

Листы бумаги, ручки.

5 минут

 

6.Неожиданные картинки

 

6. Неожиданные картинки.

Нравится ли тебе твой рисунок, который ты начал рисовать?

Понравилось тебе дорисовывать чужие рисунки? Какой рисунок тебе нравится больше всего? Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

5 минут

 

7. «На мостике»

 

7.«На мостике»

Взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу мостик –  ширину 5-10 см, но можно обойтись и простой линией. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернётся. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается провалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому, что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребёнка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

7.«На мостике»

Цель – развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости. В контексте данного занятия упражнение выступает моделью конфликтной ситуации, и к нему можно возвращаться при обсуждении стратегий поведения в конфликте. Обсуждение. Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения?  Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто, прежде всего стремились помочь партнёру.

мостик – полоска шириной 5-10 см

 

5 минут

 

8.Танцевальная терапия.

 

8.Танцевальная терапия.

- Музыкальные движения повышают настроенье.

Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.

- Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета – быстро найдём себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочерёдно) .

Звучит песня «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского.)

Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.

 

8.Танцевальная терапия.

 

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания.

 

 

5 минут

 

9. упражнения.

 

 

 

 

Раздать памятки

 

Расставание

Упражнение: построить «башню из рук». Мы большой построим дом, дружно в доме заживем, двери закрываются, сказка не кончается, сказка продолжается……

 

Наши ладошки сияют немножко

Ярким лучистым светом добра!

Мы прикоснемся ими друг к другу,

Дружными станем мы навсегда!

 

 

 

6. Неожиданные картинки

-Снижение конфликтности во взаимоотношениях со сверстниками.

 

Альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативных навыков у дошкольников» дети 4-5 лет

Время

Модуль

Содержание

Цель

Примечание

5 минут

Обсуждение правил работы в группе.

Знакомство с правилами

поведения во время тренинга

Чтобы весело играть пять правил нужно выполнять:

1.  Игру всем вместе начинать;

2.  По очереди отвечать, друг друга не перебивать

3.  Активным быть, все выполнять

4.  По имени всех называть

5.  Друг над другом не смеяться и чаще улыбаться

Познакомить детей с правилами тренинга. Обсудить, проговорить.

5 минут

Приветствие Участников тренинга

Приветствие: «Здравствуй, друг! »

Приветствие: «Здравствуй, друг! »

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

«Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, матушка- земля!

Здравствуйте, мои друзья!»

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

Создание групповой атмосферы

Установление эмоционального контакта между участниками. 

«Волшебный сундучок», разрезанные картинки

5 минут

1.Упражнение «Правда или нет?»

1.Загадки обманки

1. Загадки обманки

Загадки с подвохом — это загадки на внимание, сообразительность и чувство юмора. Их нужно задавать быстро, не давая много времени на раздумья.

Поднятие настроения.

5 минут

2.«Покажи сказку»

Сказка «Репка»

2.Сказка «Репка»

Выбираем на роль: Репка, дед, бабка, внучка, Жучка, Кошка,Мышка. Показать какие герои, характер, мимика, жесты.

2.«Покажи сказку»

-Развитие способности и стремления к изучению себя, своих способностей и особенностей;

-Раскрытие личностного потенциала.

Лейка, маски героев

5 минут

3.Упражнение на релаксацию

«Тряпичная кукла и солдат»Фопель К.

Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными... Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.) Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова станьте солдатом... (10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой... Повторить несколько раз. 
Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос...

 Теперь — с верхней части ног и ступней...

Упражнение на релаксацию.

Снять эмоциональное напряжение;

-учить навыкам саморасслабления.

Снятие напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы.

Спокойная музыка

5 минут

4.Упражнение разминка «Австралийский дождь»

4.Упражнение разминка «Австралийский дождь»

1.Легко ли вам было выполнять это упражнение?

2.Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?

3.Ваши впечатления по проведенному упражнению?

4.Упражнение разминка «Австралийский дождь»

- учить осознавать свое поведение; 

развитие уверенного поведения.

5 минут

5.Знатоки сказок

5.Знатоки сказок

По правилам этой игры для детей всех «знатоков» нужно разделить на две команды. У каждой команды есть писатель (если ребята пока плохо пишут, писарем должен стать взрослый).

Ведущий объявляет начало игры. Длится она всего три минуты (ведущий следит за временем по секундомеру). Задача каждой команды - вспомнить как можно больше сказок, в которых участвует какое-нибудь животное. Например, мышь встречается в сказках «Теремок», «Кот в сапогах» и т.д.

5.Знатоки сказок

Развиваем  познавательную активность, аналитическое и образное мышление,

Формируем мотивацию к чтению книг;

Воспитываем  интерес  к художественному слову, умение работать в команде.

Листы бумаги, ручки.

5 минут

6.Неожиданные картинки

6. Неожиданные картинки.

Нравится ли тебе твой рисунок, который ты начал рисовать?

Понравилось тебе дорисовывать чужие рисунки? Какой рисунок тебе нравится больше всего? Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

6. Неожиданные картинки

-Снижение конфликтности во взаимоотношениях со сверстниками.

Альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры.

5 минут

7. «На мостике»

7.«На мостике»

Взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу мостик –  ширину 5-10 см, но можно обойтись и простой линией. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернётся. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается провалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому, что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребёнка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

7.«На мостике»

Цель – развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости. В контексте данного занятия упражнение выступает моделью конфликтной ситуации, и к нему можно возвращаться при обсуждении стратегий поведения в конфликте. Обсуждение. Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения?  Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто, прежде всего стремились помочь партнёру.

мостик – полоска шириной 5-10 см

5 минут

8.Танцевальная терапия.

8.Танцевальная терапия.

- Музыкальные движения повышают настроенье.

Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.

- Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета – быстро найдём себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочерёдно) .

Звучит песня «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского.)

Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.

8.Танцевальная терапия.

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания.

5 минут

9. упражнения.

Раздать памятки

Расставание

Упражнение: построить «башню из рук». Мы большой построим дом, дружно в доме заживем, двери закрываются, сказка не кончается, сказка продолжается……

Наши ладошки сияют немножко

Ярким лучистым светом добра!

Мы прикоснемся ими друг к другу,

Дружными станем мы навсегда!

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование коммуникативных навыков у дошкольников

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - конфликтные и дружеские; здесь...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...

Литературный материал для работы с детьми по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников в игре.

Одним из аспектов формирования коммуникативных навыков детей  является обогащение опыта детей образцами речевых и поведенческих проявлений в диалоге. Для этого требуется обеспечить многократное в...

Картотека подвижных игр по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников

Основными в технологии О.А. Бизиковой "Развитие диалогической речи в игре" являются игровые методы. Подвижные игры, представленные в картотеке,  используются в непосредственно образовательно...

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР

Одним из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ЗПР, является формирование коммуникативных умений. У детей с ЗПР отмечается несформированность языковых и речевых средств, что при...

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников

Общее представление об коммуникативных навыков дошкольников,согласно ФГОСТ...