Учет свойств темперамента детей в работе воспитателя
консультация по теме

Гаврилова Татьяна Анатольевна

Каждый темперамент хорош по-своему и на своем месте. Любая индивидуальность человека имеет свои плюсы и минусы. Следовательно, должен быть не поиск негативных сторон индивидуальности ребенка
и не борьба с ними, а создание условий для максимального проявления положительных сторон индивидуальности и построение на ее основе всего педагогического процесса. Неумение учитывать особенности темперамента порой приводит к серьезным ошибкам в воспитании. Поэтому важно владеть способами распознавания темперамента и учета их в воспитательной работе
с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕТ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА ДЕТЕЙ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

       Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например:
у сангвиника - распыленности, разбросанности интересов; холерика - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

       Поэтому воспитатель должен направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.

       При работе с дошкольниками необходимо учитывать свойства
их темперамента и возрастные особенности:

       Рассмотрим ряд основных способов учета свойств темперамента детей
в работе воспитателя. Они сводятся к следующему:

1. Обеспечение тех условий, которые требуются ребенку в силу его индивидуальных особенностей. Это наиболее простая и необходимая на ранних этапах развития тактика. Например, малыш болезненно реагирует на шум, посторонние раздражители и т.д. – создаем тишину; с трудом переносит смену обстановки – стремимся избегать этого; замедлен во всех действиях – подлаживаемся под его темп; не вписывается в темп занятия – даем дополнительное время и т.д. Подобная тактика необходима в случаях проявления резких, ярко выраженных каких-то особенностей. Но эта тактика формирует «тепличный» тип, приводит к развитию у некоторых детей пониженной приспособленности психики и организма к окружающим условиям среды, поэтому не может быть единственной, особенно у детей среднего
и старшего дошкольного возраста.[8, c.88]

2. Создание условий для развития черт характера ребенка, нивелирующих проявление нежелательных в данный момент особенностей темперамента.
Варьируя условия, постепенно можно приучать ребенка к таким способам деятельности, которые необходимы в обучающих ситуациях: укладываться
в сроки общих занятий, доводить начатое дело до конца, работать в общем темпе, производить необходимую смену деятельности или задерживаться
на ней (например, подвижному ребенку). Эта тактика создает условия для преодоления особенностей темперамента навыками, привычками, чертами характера. Основное требование при использовании этого варианта – постепенность, последовательность, дозировка в ускорении или замедлении темпа деятельности. Такая тактика «маскирует» свойства темперамента
в привычных ситуациях. В экстремальных условиях опять проявятся свойства темперамента в «чистом виде».

3. Усиление положительных качеств в тех или иных свойствах темперамента и ослабление других.

Например, высокая сенсорная чувствительность – основа развития сенсорных способностей, но, в то же время, она причина повышенной отвлекаемости, непереносимости сильных раздражителей. Следовательно, нужно стремиться
не снижать чувствительность ребенка, а уделять внимание созданию оптимальных условий для развития направленности его деятельности
на содержание, требующее тонкого анализа, наблюдательности. В процессе обучения при благоприятных условиях типологическая тревожность может стать основой развития у ребенка ответственности и организованности деятельности. Тревожность нельзя рассматривать только как отрицательное явление, тормозящее эффективность деятельности. Тревожность может быть
и особым условием, стимулирующим активность, саморегуляцию деятельности, что обеспечивает им достаточно высокую продуктивность работы. Чтобы устранить отрицательные моменты тревожности (робость, неуверенность в действиях, иногда повышенную эмоциональную скованность
и т.д.), самый эффективный способ – сформировать навыки деятельности, стимулировать переживания успеха. Уговорами тревожность не снять. Только активная деятельность и развитие адекватной самооценки своих возможностей могут снизить ее.

4. Применение тактики воздействия на свойства темперамента в другом, знакомом и привлекательном для ребенка виде деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверстниками.

5. Построение воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуально-психологического стиля деятельности ребенка. Рассмотрим эту тактику на примере познания. Одни дети сразу приступают
к выполнению задания, а другие долго его обдумывают. У одних детей преобладают стереотипы, у других – своеобразие. Для одних характерна аритмия, для других – размеренность. Некоторые дети затрудняются сразу воспроизвести усвоенный материал, а делают это успешно спустя 20-60 минут.  Но если не дать ребенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, то он забывается.

6. Применение тактики учета индивидуально-типологические особенности саморегуляции деятельности и поведения ребенка. Свойства темперамента, присущие ребенку, влияют на отбор малышом соответствующих раздражителей. Одни ребята стремятся к новым впечатлениям, усиливают стимуляцию, другие избегают ее. Так, одни дети любят озвученные игрушки, другие отказываются от них. Одни с удовольствием включаются в подвижные игры, другие предпочитают спокойные, настольно-печатные. Задача воспитателя увидеть первоначальный уровень саморегуляции ребенка, вычленить ее положительные стороны, поощряя их проявления, усложняя деятельность, способствовать осознанию ребенком этих положительных сторон, то есть формировать у него произвольную саморегуляцию. Она позволит малышу самому преодолевать недостатки и усиливать положительные стороны свойств своего темперамента.

 7. Предвосхищение, ожидание возможного поведенческого репертуара ребенка на занятиях и принятие соответствующих профилактических мер. Работа не с последствиями, а предупреждение нежелательного проявления свойств темперамента. Например, воспитатель прекрасно знает
о безудержности, эмоциональной возбудимости, повышенной двигательной активности ребенка. Значит, надо заранее предвидеть, что на занятии в какое-то время такое поведение может появиться, и заранее спланировать, в какое русло эту активность продуктивно направить. Или, например, предусмотреть замедленный темп действий другого ребенка, предоставив ему дополнительное время для завершения его деятельности.

       Вышеуказанные способы учета свойств темперамента детей обязывает воспитателей индивидуализировать свою работу по форме и по содержанию. Она определяет проведение занятий по подгруппам; побуждает находить индивидуальные формы организации учебных занятий с некоторыми детьми; заставляет разрабатывать индивидуальные обучающие программы.

       Учет особенностей темперамента необходим не только в каких-то исключительных случаях, а постоянно и различно в зависимости от возраста, степени выраженности свойств и от уровня «созревания» (развертывания всех структурных компонентов) темперамента. Важно не только выработать определенный комплекс воспитательных воздействий, но адресовать их тому периоду развития, который является наиболее благоприятным для проявления отдельных типологических свойств (то есть учитывать сензитивные периоды). Наиболее благоприятные предпосылки для воспитательных воздействий создаются в раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте, когда нервная система в стадии становления, когда интенсивно развиваются основные свойства нервных процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....

Учет свойств темперамента детей в воспитательно-образовательной работе

Эффект педагогического воздействия на ребенка во многом зависит от его индивидуальных особенностей. Темперамент ребенка является врожденной особенностью и наиболее ярко влияет на поведение ребенка. Пе...

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация)...

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе.

Определение типа темперамента ребенка.Способы учета темперамента в воспитательно- образовательной работе....

«Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в ОД»

1.      Что такое темперамент.2. Признаки, характерные для детей  с разными темпераментами.3.Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе....