Создание условий для психоэмоционального благополучия как фактора психического здоровья ребенка с ОВЗ.
статья по теме

Банных Наталия Леонидовна

Статья, по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья по работе с детьми с ОВЗ23.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Банных Наталия Леонидовна

                                        педагог-психолог высшей категории

                                        МБДОУ – детский сад

компенсирующего вида №46,

 Ленинского р-на,

                   г. Екатеринбурга.

Создание условий для психоэмоционального благополучия  как фактора психического здоровья ребенка с ОВЗ.

МБДОУ № 46 является детским садом компенсирующего вида для детей с нарушением зрения с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции нарушений зрения и сопутствующих отклонений в речевом и психофизическом развитии детей с амблиопией, косоглазием и слабовидящих.

До недавнего времени вопросы развития детей с ОВЗ решались преимущественно в плане коррекции и компенсации дефекта. На современном уровне развития тифлопсихологии и тифлопедагогики во главу угла следует, очевидно, ставить задачу управления развитием личности ребенка с нарушением зрения в целях предупреждения возникновения вторичных дефектов.

В соответствии с программой развития дошкольного учреждения, основной компонент работы психологической службы ДОУ № 46 компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения базируется на принципе комплексного сопровождения ребенка, т.е. учет взаимосвязи между психическим и соматическим здоровьем, их взаимное влияние на развитие физических и личностных качеств ребенка.

Что касается качественных особенностей психики детей с дефектами зрения, то они проявляются, хотя и в различной степени, почти во всех областях психической деятельности: изменяется система взаимодействия анализаторов, возникают определенные специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи. Нарушается соотношение образного и понятийного в мыслительной деятельности, наблюдаются отдельные изменения в эмоционально-волевой сфере и некоторых свойствах личности: дети с нарушением зрения более тревожны, неуверенные в себе, более замкнуты. У некоторых детей эти проявления закрепляются и приводят к социальной дезадаптации.

 Полное или частичное нарушение функций зрения отражается и на физическом развитии, что обусловлено сложностью пространственной ориентации, ограничением детей в свободе передвижения. Малоподвижный образ жизни в свою очередь вызывает мышечную вялость, деформацию скелета, гипофункции внутренних органов и т. д.                    

Поэтому задачей работы коллектива является не только сохранение и укрепление психофизического здоровья детей, а также создание социально-психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и индивидуальными особенностями.

Для того чтобы коллектив был готов к реализации данной задачи необходимо повысить  уровень психологической компетенции педагогов, разрушить сложившиеся профессиональные стереотипы во взаимодействии с детьми и их родителями. Работа с детьми с нарушениями в развитии осложняется тем, что педагоги не всегда учитывают индивидуальные особенности и возможности детей и это приводит к еще большей невротизации участников педагогического процесса.

В результате анализа сложившейся ситуации, в качестве основного вида деятельности психолога с педагогами является профилактика, просвещение и обучение методам взаимодействия с детьми и родителями.

 Данная работа проводится в форме семинаров-практикумов, групповых и индивидуальных консультаций. Последующая деятельность педагогов контролируется проведением диагностики детей и анкетированием родителей.

Хочется отметить, что данная деятельность на протяжении нескольких лет дает положительные результаты:

  •  у педагогов появилось понимание к проблемам в развитии и поведении детей, интерес к причине возникновения данного нарушения, а также замечено изменение в предъявлении требований к детям соответственно их индивидуальным особенностям  и возможностям;
  •  постепенно усиливается взаимосвязь педагогов с психологом, что выражается в увеличении количества обращений педагогов к психологу, а также в количестве обращений родителей по рекомендации педагогов;
  •  данные наблюдений и диагностики детей говорят о том, что улучшается ситуация эмоционального благополучия детей в ДОУ, которая проявляется в повышении самооценки детей, их открытости и доверия к окружающим людям, положительному отношению к детскому саду;
  •  замечено уменьшение количества детей с трудностями в адаптации к ДОУ.

В работе с детьми активно используется методы психогимнастики, в основе которой лежит игра с элементами телесной терапии (обучение детей способам саморегуляции, снятию мышечного и эмоционального напряжения, способам адекватного выражения негативного состояния). Данный метод позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения. Метод психогимнастики является приоритетным в работе психолога с детьми с нарушениями зрения, т.к. именно эта категория детей отличается повышенной тревожностью, замкнутостью, агрессивностью. Такие особенности приводят к трудностям в общении, в игре, в развитии познавательной сферы детей. Дети с нарушением зрения, общаясь по подражанию «лицом к лицу» с родителями, педагогами и сверстниками, не в состоянии, как остальные дети, из-за нарушения выразительности моторики адекватно пользоваться широкой пантомимикой, выражать свои эмоции. Психогимнастика прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Психогимнастика помогает преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Также в работе с детьми коллектив ДОУ активно использует методы работы с песочницей. В каждой группе детского сада созданы сенсорные уголки, где центральное место занимает песочница. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного. В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто педагоги используют  песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Результатом коррекционной работы с использованием режиссерских игр на песке становится постепенное развитие творческой активности, расширение ролевого репертуара и ролевого поведения детей, развитие коммуникативной функции речи не только во время совместных игр со взрослым, но и в свободной игре в группе сверстников. С течением времени, при дальнейшем активном участии воспитателя, у них заметно развивается способность вступать в конструктивные речевые диалоги, налаживать отношения со сверстниками в игре и вне игры, а также мирно разрешать возникающие конфликты, используя речь в качестве основного эффективного коммуникативного средства. Все это позитивно влияет в целом на уменьшение различных нарушений в поведении детей  и предупреждении появления вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения.

Работа с семьей является одним из приоритетных направлений в работе психолога, но, как правило, является наиболее сложной именно с родителями детей, имеющих трудности в развитии. Семьи с детьми, имеющими особые образовательные потребности – особые семьи. Они нуждаются в психолого-педагогической помощи и поддержке развития личности детей. Как правило, родители этих детей в своих требованиях к ребенку редко учитывают состояние его здоровья, уровень физического и психического развития, что затрудняет процесс полноценного развития ребенка. В целом, современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и общей тенденцией пренебрежением родительскими обязанностями и проявлением жестокости.

Поэтому для оптимизации детско-родительских отношений проводится своевременное информирование родителей по проблемам в развитии ребенка, в форме родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, а также работа в паре родителя с ребенком. Данный вид взаимодействия позволяет под контролем специалиста отслеживать и оптимизировать общение матери и ребенка, формировать адекватное отношение к нему и развивать понимание и принятие ребенка какой он есть.

Также в ДОУ создан «Клуб заинтересованного родителя» как форма психологической поддержки семей с детьми с ОВЗ и активное включение родителей в образовательное пространство ДОУ.

Главная цель – формирование у родителей позитивного восприятия ребенка с нарушениями развития, обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми с целью общего оздоровления ребенка, развития коммуникативных навыков и с целью оптимизации детско-родительских отношений. Координирует работу клуба педагог-психолог и музыкальный руководитель.

На занятиях клуба участвуют, как правило, 8-10 пар родителей с детьми. Периодичность занятий – 2 раза в месяц. Каждое групповое занятие состоит из нескольких этапов: приветствия участников, дыхательные упражнения, подвижные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, внимания, ориентировки в пространстве, расслабление, массажики.

Такие занятия способствуют сближению детей в группе со взрослыми и друг с другом, создают положительную эмоциональную атмосферу, ощущение психологической безопасности, доверия и комфорта.

        Групповые эффекты дают возможность родителям снять ощущение единственности и уникальности собственных проблем, позволяют получить поддержку и обратную связь от родителей детей, имеющих такие же трудности.

Подводя итог, можно говорить о том, что основным условием нормального психосоциального развития ребенка является спокойная и доброжелательная обстановка. Именно в детстве проблемы психического здоровья имеют прямую связь с окружающей действительностью. А т.к. ребенок, посещающий ДОУ, большую часть своей активности проводит на территории детского сада, то основополагающей задачей педагогов ДОУ  является создание социально-психологических условий для успешного развития каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы и условия, влияющие на психическое здоровье ребенка.

В консультации рассказывается о факторах и условиях которые влияют на психическое здоровье детей. Что понимается под психологическим здоровьем?...

Создание условий для полноценного физического и психического развития ребенка в семье.

Создание условий для полноценного физического и психического развития ребенка в семье....

Консультация для педагогов: "Создание условий для психоэмоционального благополучия как фактора психического здоровья ребёнка с ОВЗ.

В данной консультации раскрывается вопрос создания безопасных социально-психологических условий для психоэмоционального благополучия ребёнка с ОВЗ...

Условия и факторы психического развития ребенка

Понятие нормального психического развития ребенка .Нормальное развитие- значит "соответствующее неким нормам". И тут сразу возникает проблема- что считать нормой психического развития в дошк...