Сплочение педагогического коллектива и развитие чувства коллективизма
консультация по теме

Млечко Анастасия Витальевна

В работе представлены упражнения для провидения психологом семинара для воспитателей на тему: "Сплочение педагогического коллектива и развитие чувства коллективизма".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ №18 Раменский р-н д. Островцы

   Заведующий Ищенко А.В.

Семинар

«Сплочение педагогического коллектива.

Развитие чувства коллективизма»

Составлено педагогом-психологом

Млечко Анастасией Витальевной

2013 год

Задачи семинара:

• Повысить коммуникативные навыки педагогов;

• Повысить сплоченность коллектива;

• Снять эмоциональное и мышечное напряжение;

• Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;

• Повысить сплочение коллектива педагогов;

• Повысить взаимопонимание между педагогами;

• Повысить самооценку педагогов;

• Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Материал: спокойная музыка для релаксации, ватман, листочки зеленого, желтого, красного цветов, клей, обруч, мяч.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

1-ое упражнение «что значит для меня коллектив». Назовите ассоциации к слову «коллектив», достаточно по одному слову.

Коллектив — это группа людей, объединенных общественно значимыми целями, деятельностью, направленной на осуществление этих целей, общими интересами, переживаниями, организацией, традициями, ответственностью друг перед другом [толковый словарь Дмитриева].

Женские коллективы- это коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, но вместе с тем более гибки в выборе приемов и способов педагогического и психологического воздействия на других, чем мужские коллективы.

2-ое упражнение «Дерево достижений нашего коллектива»

Цель: развитие рефлексивного самосознания, формирует умение сотрудничать. Увидеть достижения отдельных педагогов в единстве всего коллектива.

Инструкция: перед вами листочки трех цветов. Если вы считаете, что достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе- приклеиваете на дерево зеленый листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом –красный. Если вы достигли успехов в личном плане – желтый.

Обсуждение: каких листочков на дереве больше, чего достиг наш коллектив.

Факторы, влияющие на формирование психологического климата в коллективе:

Рассматривая влияния, формирующие социально-психологический климат коллектива, выделим прежде всего факторы макросреды и микросреды.

В качестве важнейшего фактора макросреды необходимо назвать общественно-экономическую формацию, в условиях которой осуществляется жизнедеятельность общества в целом и формирование коллективов. Организации, руководящие тем или иным предприятием, в соответствии с потребностями общества осуществляют определенные управленческие воздействия, что является важным фактором влияния макросреды на социально-психологический климат коллектива. В русле этих управленческих воздействий органы управления направляют и конкретизируют формирование коллективов.

Обратимся теперь к факторам микросреды, то есть материальному и духовному окружению личности как члена коллектива. Эта микросреда представляет собой «поле» непосредственного функционирования данного коллектива как целого.

Важной группой факторов микросреды, влияющих на социально-психологический климат коллектива, является предметно-вещная сфера его деятельности, то есть весь комплекс технических, санитарно – гигиенических и организационных элементов, которые входят в понятие «рабочая ситуация».

Другую не менее важную группу факторов микросреды составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы, происходящие в коллективе. Эти факторы заслуживают пристального внимания в связи с тем, что они являются следствием социально-психологического отражения человеческой микросреды.

Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический климат коллектива огромное влияние оказывает его неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, чем недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах.

Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными, также воздействует на социально-психологический климат коллектива.

Следующий фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму этих личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, а также в поведении, представляют собой его индивидуальный «вклад» в формирование социально-психологического климата коллектива.

3-е упражнение «Крабы» (для выполнения этого упражнения необходимо просторное помещение)

Цель: сплочение коллектива, развитие сотрудничества.

Участники семинара делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа становится в круг спиной внутрь и берут друг – друга по руки, становясь так называемыми крабами. Задача: как можно быстрее добраться до финиша и поднять с пола мяч. От участников это упражнение требует умение договариваться, скоординировать свои движения. Упражнение можно усложнить, когда все участники становятся одним «крабом».

4-е упражнение. Пожалуйста, постройтесь в ряд по алфавиту имен.

5-е упражнение «Сквозь кольцо»

Цель: координация совместных действий, сплочение тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.

Инструкция: Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, направляющий держит в свободной руке гимнастический обруч (можно заранее изготовить кольцо диаметром около 1 м из проволоки, бумаги и т.п.). Задача участников: не размыкая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться самим, пролезая сквозь него.

Обсуждение: Что помогало выполнить упражнение, а что, наоборот, препятствовало? Было ли задание выполнено в соответствии с каким-то планом, или каждый действовал по собственной инициативе? Как усовершенствовать способ передачи обруча?

6- е упражнение. Постройтесь в ряд по размеру ноги, от самого маленького до самого большого.

7-е упражнение «Сигнал»

Участники стоят по кругу, достаточно близко, и держатся за руки за спиной друг друга. Психолог посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных, легких или сильных пожатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к психологу. В качестве усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны

8- е упражнение «Люди – к людям»

После произнесения психологом фразы «Люди – к людям» играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа «ухо – к плечу», «правая нога – к левой руке» и т. п.). После произнесения психологом фразы «Люди – к людям» играющие должны перераспределиться по парам.

9 - упражнение «Молекулы»

Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.

Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т. д. в конце упражнения объединяется вся группа.

10- упражнение. «Перестроение»

Цель: выявление лидера, наблюдать за тем на сколько слаженно умеют действовать члены коллектива.

Уважаемые коллеги, встаньте ,пожалуйста, в круг. Молча перестройтесь в квадрат. Затем так же молча перестройтесь в треугольник.

11-е упражнение «Творческая жизнь»

Цель: обобщить представление частников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Материалы: бумага, ручки.

Процедура: Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них ( т.е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п).

Заключение.

В подведение итогов семинара хотелось бы привести слова А.С. Макаренко, который говорил: «Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический». Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения.

И ещё несколько цитат:

«Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, сле­довательно, только в коллективе возможна личная свобода»',— так оценивали К. Маркс и Ф. Энгельс роль коллектива.

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»- Владимир  Ильич  Ленин.

«В каждый момент нашей жизни мы должны стараться отыскивать не то, что отделяет от других людей, а то, что у нас ними общего» -Джон  Рескин.

«Нет ничего ужаснее успеха наших коллег, особенно когда они его заслужили» - Жорж Элгози, американский театральный критик.

Каковы ваши впечатления от проведенной работы?

Список литературы:

 1.Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009.

2.Настольная книга практического психолога. Книга 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб. пособие / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.

3.Цветовой тест Люшера / Пер. с англ. А. Никоновой. – СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по сплочению педагогического коллектива ДОУ

Данные занятия помогают улучшить психологический климат в коллективе, снимать психоэмоциональное напряжение воспитателей и развивать их творческий потенциал....

Тренинг для педагогов "Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива"

В тренинге представлены упражнения по раскрытию творческих способностей педагогов и коммуникативные игры по сплочению педагогического коллектива.Данный тренинг комплексный и решает сразу несколько зад...

Тренинговое занятие на сплочение педагогического коллектива.

Тренинг на сплочениепедагогического коллективаСплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мот...

Семинар-практикум "Сплочение педагогического коллектива"

Семинар-практикум "Сплочение педагогического коллектива" предназначен для работы с педагогами ДОУ. Целью его является  развитие самосознания, чувства сотрудничества и коллективизма,  трениро...

Тренинг для воспитателей «Сплочение педагогического коллектива»

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на  сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, добр...

Программа тренингов по сплочению коллектива «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива»

План работы педагога-психолога с педагогами «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива» разработан с целью командообразования педагогов МБДОУ, т.е. повышения сплоченн...