Особенности работы ДОУ с учетом ФГТ
статья по теме

Марамыгина Елена Александровна

Этот доклад был озвучен на РМО по преемственности между ДОО и НОО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

 «Особенности работы ДОУ с учетом ФГТ»

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент. На основе которого строится все дальнейшее обучение и воспитание в школе. Они помогают ребенку включиться в новые условия. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность в соответствии с Законом РФ «Об Образовании», в статье которого говорится, что общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования должны быть взаимосвязаны.

Поступление в школу – это прежде всего, переход ребенка на качественно-новую ступень своего развития. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития.

Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования.

Введение ФГТ к структуре дошкольной программы и принятие ФГОС начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

ФГТ оградил нас от понимания преемственности между детским садом и школой как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

Вопрос о необходимости стандартизации в дошкольном образовании впервые поднимался еще в 90х годах. Сейчас этот вопрос стоит еще более остро, поскольку в соответствии с новым Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации», система Д.О. стала первой ступенью общего образования.

Первым шагом к разработке стандарта стали ФГТ к содержанию и структуре образовательных программ дошкольного образования, разработанные в 2009 году. В 2011г были разработаны ФГТ к условиям реализации программы Д.О.

Разработка стандарта Д.О. – итог всей этой работы. Стандарт предполагает три основных компонента: это требования к содержанию и структуре образовательной программы (т.е. чему мы будем учить ребенка), к условиям реализации программы и к качеству.

Принятие ФГОС ДО – это необходимое новшество в системе общего образования, обусловленное тенденциями современности. Его структура и требования те же, что предъявляются к стандартам и общего, и профессионального, и высшего образования. Но в стандарте ДО есть свои нюансы.

Во – первых, он должен обеспечить равенство всех детей, независимо от того, в каком учреждении, по какой программе и в каких условиях они обучались. Во-вторых, стандарт гарантирует качество образования и единство образовательной среды, что очень важно для системы российского образования. Стандарт разработан с учетом всей той положительной практики системы ДО, которая уже сформировалась на протяжении многих лет. Стандарт является основой для разработки программы, реализуемой образовательным учреждением, на основе которой можно будет работать любому воспитателю.

Особое внимание уделено именно тем видам детской деятельности, которые являются ведущими: игровой, двигательной, коммуникативной. Новизна состоит в том, что стандарт является основой для финансирования деятельности образовательных учреждений. Это будет определенная степень защиты и гарантии, подкрепленная финансовыми обязательствами государства. Учредителю стандарт станет основанием для подготовки к муниципальному или государственному заданию для ДОУ. То есть стандарт позволит более качественно урегулировать отношения между учредителем и образовательной организацией. Стандарт позволит оценить деятельность образовательных организаций по каким-то одинаковым критериям, т.е. сравнивать эффективность деятельности разных образовательных учреждений.

В структуре основной программы ДО сохранены 4 основныех направления: коммуникативно-личностные, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое. Стандарт помогает педагогам выбирать не только основную программу, но и насыщать свою деятельность программами, учитывающими региональное содержание, особенности детей. Стандарт предполагает, что объем обязательной части программы будет составлять 60%, а вариативныой – 40%. Расширение вариативной части позволит воспитателю значительно больше учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности детского сада, района, региона. В государственном стандарте предусмотрена возможность включения коррекционной работы

В стандарте требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО представлены в виде целевых ориентиров. Это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня ДО. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде диагностики, мониторинга и т.д. Они необходимы для учредителя, чтобы понимать, насколько образовательное учреждение обеспечивает выполнение своих основных целей и задач: воспитание и образование детей. Они нужны для педагогов и администрации, чтобы правильно составить программу и достичь необходимых результатов, чтобы проанализировать свою профессиональную деятельность и скорректировать ее, чтобы обеспечить детям все необходимые условия для развития. Они нужны для взаимодействия семьями воспитанников, чтобы и родители и педагоги понимали, что детям необходимо усвоить, на что обратить внимание. Целевые ориентиры – это сигнал для корректировки деятельности педагогов, что помогает им выстроить индивидуальный процесс развития каждого ребенка.

Очень важно, что те ориентиры, которые мы видим, в стандарте во многом повторяют основания, изложенные в письме МОиН РФ от 25.03.94 № 35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования». Выполнение целевого ориентира будет обеспечивать готовность детей к школьному обучению.

На современном этапе  в связи с внедрением ФГТ произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позиции школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, т.е. сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.

Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Вот тот минимум качеств, которыми должен обладать выпускник ДОУ:

  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; 
  • любознательный, активный, эмоционально отзывчивый; 
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; 
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; 
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Это достаточно сложная задача, потому что больший упор с внедрением ФГТ делается не на знания, а на развитие психических процессов, что более важно. Я сама, как родитель, знаю: если ребенок умеет ориентироваться, если он самостоятелен, если он овладел какими-то организаторскими навыками в отношении собственной деятельности и планирования и т.д. – он быстрее сориентируется, даже если что-то не знает. Если он будет знать, но не обладать определенными навыками – он не сумеет свои знания ни применить на практике, ни развивать, ни поддерживать, и они уйдут, что называется в песок.

Детские сады нашего района работают по комплексной программе ДО «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., по программе «Радуга» Дороновой. Широко применяются программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой, Князевой, Стеркиной, методика ФЭМП Петерсон, и др. В настоящее время разрабатываются и выходят новые программы,  с учетом ФГТ такие как «От рождения до школы» автор Веракса, но эти программы не имеют грифа, а только рекомендованы к использованию МиОН.

Как рекомендовано ФГТ, все эти программы соответствуют принципу развивающего образования, целью которого является развитие детей, а также сочетают принципы научной обоснованности и практической преемственности.

Комплексная подготовка детей к школе определяется разнообразными навыками и умениями, помогающими овладеть школьными предметами. Она включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку, сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.

Ребенок не  пассивный слушатель, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему воспитателем. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.  

Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно-действенное, наглядно-образное, одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем). Это помогает ребенку осваивать явления окружающего мира, которые невозможно воспринимать непосредственно, а также формирует у детей понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенности, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Одним из итоговых результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей целеполагания (способности принимать и ставить цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата). В этом нам помогает использование в работе с детьми схемы трудовых процессов, так называемые “пооперационные карты”, позволяющие ребенку воспринимать любую планируемую деятельность, трудовой процесс сначала расчленено, дети учатся строить наглядно-схематическую, а затем и мысленную модель своей деятельности.

Многие критикуют ФГТ за то, что там нет слова «занятие». В данном случае надо определить, что мы понимаем под этим словом. Даже по звучанию оно достаточно далеко стоит от слова «урок». Когда речь идет о занятии в детском саду, почему-то считается, что имеется в виду мини-урок. Такие занятия критикуются. Занятие можно трактовать более широко. К счастью, занятий, которые выстроены как урок, становится меньше в детских садах. В нашем детском саду занятие – это та форма взаимодействия воспитателя с детьми, при которой педагог по своей инициативе предлагает определенное образовательное содержание. Дошкольникам необходим и такой вид взаимодействия наряду с совместной и самостоятельной деятельностью. На занятиях дети должны общаться, спорить, отстаивать свою точку зрения, доказывать, а не  механически отвечать на вопросы после поднятия руки.

Поскольку ДО стало ступенью общего образования – мы надеемся, что принятие ФГОС ДО еще больше обеспечит преемственные связи между ориентирами развития дошкольника и школьника. Т.е. школа будет требовать абсолютно то же самое, что получили дети в детском саду. Чтобы не было таких проблем, когда после одной программы ребенок не может поступить в тот или иной класс. Конечно, это сложно, и это будет зависеть уже от того, как будут подготовлены и разработаны программы, и чем они будут наполнены, как будут реализовываться. Вариативность программ сохраняется. Но главное – чтобы все эти программы обеспечивали одинаковый уровень готовности ребенка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение особенностей образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей

Выступление на педагогическом совете  на тему "Организационная деятельность ДОУ по внедрению и реализации ФГТ...

Презентация "Особенности работы с родителями с учетом с ФГОС - партнерство "Педагог-Родитель- Ребенок"

Презентация "Особенности работы с родителями с учетом ФГОС- партнерства "Педагог- Родитель- Ребенок"...

презентация "Особенности работы с родителями с учетом ФГОС- портнерство- "педагог-родитель- ребенлк"

Презентация "Особенности работы с родителями с учетом ФГОС -портнерство- "педагог-родитель- ребенок"...

особенности работы в маскулинно-ориентированных группах, особенности работы в фемининно-ориентированных группах

Мускулинность – мужественность - комплекс характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола -  то, чем...

План работы воспитателя с учетом ФГОС ДО в средней логогруппе в сентябре

Еще один вариант оформления планов работы воспитателя с учетом ФГОС ДО на сентябрь в средней логогруппе.Темы недели: Фрукты.Труд взрослых в садахДеревья осенью. Лес...

План работы воспитателя с учетом ФГОС ДО в средней логогруппе в ноябре

Темы недели:Посуда.Продукты питанияДомашние животные....