Методическая разработка Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "В сказке очутись дружбе научись"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Храповицкая Ирина Борисовна

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста составлено на основе русских народных игр. Направлено на сплочение детского коллектива. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 104комбинированного вид

Московского района Санкт - Петербурга

Методическая разработка

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста
 «В сказке очутись, дружбе научись»

Составила:
Ирина Борисовна Храповицкая
воспитатель.

Задачи:

  1. Развивать творческую активность детей, закреплять понятие о дружбе. Формировать умение действовать сообща, размышлять о поступках, высказывать своё мнение.
  2. Развивать у детей ловкость, быстроту движений, силу, меткость  внимание, сообразительность, умение координировать свои действия с действиями других.
  3. Способствовать развитию эмоциональной выразительности и формировать навыки произвольной регуляции поведения (умения контролировать свои эмоции).

Материалы к занятию:

Иллюстрации к русской народной сказке «Гуси – лебеди», шапочки для подвижных игр «Лень», «Пирог», «Слепой козёл», «Мосток», «Солнышко», «Бабка - Ёжка», канат (верёвка) для ходьбы, перо, куклы: Баба Яга, Алёнушка.

Предварительная работа:

Разучивание считалок, беседы по пословицам о дружбе, разучивание русских народных игр: «Перевёртыши», «Кружева», «Золотые ворота», «Где гуляли?», «Лень», «Пирог», «Слепой козёл», «Мосток», «Солнышко», «Бабка Ёжка», «Подушечка»; чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Организация детей:

Дети входят в музыкальный зал,  встают в круг, взявшись за руки.

Ход занятия:

Воспитатель

Дети

- Ребята, посмотрите, у нас в зале появилось перо. Как вы думаете, оно простое или сказочное?

- Вам интересно узнать секрет этого пера?

- А для этого нам нужно попасть в сказочную страну. Ну что отправляемся в путь?
- Попасть в сказочную страну нам поможет игра «Перевёртыши». Влево, вправо повернись, в стране сказок очутись.

-  Мы с вами очутились в сказочной стране, но попасть в сказку можно, только если пройти золотые ворота.

- Посмотрите, ребята, здесь какая-то книга.

Книга открывается, сказка начинается. В какую сказку  мы с вами попали?

- Что же здесь случилось?

- Как же мы можем помочь Алёнушке?

- ребята, как вы думаете, какими  нам нужно  быть, чтобы помочь Алёнушке?

- Давайте с вами вспомним, какие пословицы о дружбе мы знаем.

- Молодцы, ребята, только дорога то у нас дальняя, давайте с вами поедим на дорожку пирожков.

- Ой, ребята, что-то мне спать захотелось, и идти никуда не хочется, наверное, где-то рядом лень   спряталась.  Давайте её прогоним.

- Чтобы окончательно проснуться, давайте поиграем в весёлую игру «Где гуляли?»

- Мы с вами отправляемся спасать Иванушку. В сказке может всякое случиться, поэтому давайте будем идти осторожными и запутаем наши следы.

- Далеко мы с вами зашли, только видно Иванушку гуси-лебеди ещё дальше унесли. Давайте станем такими тихими, чтобы нас никто не заметил, а мы могли  идти дальше.

- Посмотрите, да перед нами  река. Придётся нам мост построить.

- Кто же нам укажет дорогу к Бабе Яге? Может быть солнышко?

- Посмотрите, ребята, а вот и Иванушка. Баба Яга посмотрела на нас, какие мы сильные, ловкие и смелые, да сама нам Иванушку и вывела. Ещё и поиграть с нами захотела.

- Вот и освободили мы братца Иванушку. Молодцы, ребята, поиграли и своё умение показали.

- Ребята, а какое мы с вами умение показали? Почему нас испугалась Баба Яга?

- Да, я думаю, Баба Яга поняла, что нужно быть добрыми, дружными и всегда помогать друг другу.

 Дай Бог тому, кто в нашем дому – дорогим гостям и милым детушкам. Наделил бы вас Господь и житиём, и бытиём и здоровьицем! Будьте дружными, растите сильными, смелыми, разумными. Да по пустякам свою силу не тратьте и тогда сможете с любой бедой справиться.

- Высказывания детей… (сказочное).

- Высказывания детей…  (да).

- Высказывания детей… (да).

Русская народная игра «Перевёртыши»

 Русская народная игра «Золотые ворота».

Начинают круг 8 чел., которые строятся в 2 шеренги по 4 игрока в каждой у противоположных стен лицом друг к другу и берутся за руки и произносят слова:

1. Ай, люли, ай, люли

2. Наши руки мы сплели
 
- качают сцепленными руками вперёд назад.

3. Мы их подняли повыше

4. Получилась  красота– поднимают руки и, не разъединяя их, идут четыре шага навстречу друг другу.

5. Получились не простые,

6. Золотые ворота – образуют круг.

7. Возле норки крота

8. Встала горка крута…

9.Проходите, кто хотите

10.В золотые ворота – движутся по кругу, не опуская рук.

Остальные участники, взявшись за руки, бегут через круг цепочкой. С последним словом ворота закрываются. Тот, кто оказался внутри, становится с детьми, образующими ворота. Игра повторяется с движений строки 7-10 и продолжается до тех пор, пока все участники не  встанут змейкой.

- Высказывания детей… («Гуси-лебеди»)

- Высказывания детей…(гуси похитили братца Иванушку)

(помочь вернуть братца домой).

- Высказывания детей… (сильными, смелыми, ловкими, дружными)

- Высказывания детей…(помогай другу везде, не оставляй его в беде. Что одному не под силу, то легко коллективу.)

- Русская народная игра «Пирог» дети делятся на 2 команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надевается шапочка).

Все дружно произносят слова:
Вот он, какой пышненький,

Вот он, какой мягонький,

Вот о, какой широконький.

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребёнок из проигравшей команды. Игра продолжается до тех пор, пока не проиграют все одной из команд.

- Русская народная игра «Лень»
В центр хоровода встаёт игрок, называемый ленью. Остальные ходят вокруг него со словами:

- Сидела лень под корнем,

Под берёзками.

- Тепло ли тебе, лень?

Холодно ли тебе, лень?

- Мне день тепло, а ночь холодно.

Приоденьте меня,

приукутайте меня.

С младенца – венок,

С красной девушки – платок,

С молодца – кушачок!

Хоровод останавливается, и один из игроков спрашивает: «Лень, будешь жениться?» - «Буду». – «Стару старушку возьмёшь замуж?» - «Нет». – «Молодую молодку?» - «Подумаю». – «Красную девицу?» - «Давай сюда!» лень выбирает одного из игроков, и тот встаёт рядом с ним. Хоровод снова начинает движение, и лень делает новый выбор. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки из хоровода не будут вызваны.

 «Подушечка».

Дети встают в хоровод и поют:

Подушечка, подушечка,

Молодушечка, молодушечка,

Кого я люблю, кого я люблю,

Того я и поцелую, тому подарую.

Один из участников быстро входит в круг и во время песни выбирает девушку, пляшет с ней, оставляет в середине круга, а сам уходит в хоровод.

-  «Где гуляли?»
играющие образуют круг. В середине стоит водящий с мячом. На вопрос он бросает мяч игроку, тот, отвечая, возвращает мяч назад. С последними словами все разбегаются, водящий догоняя, старается осалить мячом. При повторении игры водящим становится тот, кого осалили.

  •  Где гуляли?
  • На той улице!
  • Что вам давали?
  • Курицу
  • Где она?
  • Муха съела
  • Муха где?
  • На ветку села
  • Ветка где?
  • Её потом срубили топором
  • А где топор?
  • У дровосека
  • А где он сам?
  • Ушёл за реку
  • Где река теперь однако?
  • Реку выпила собака.
  • А собака где, дворняжка?
  • Встретила волков бедняжка.
  • Ну, а волчья где семья?
  • Застрелили из ружья.
  • А ружьё куда девалось?
  • Затерялось.

- Русская народная игра «Кружева»

 Из детей выбираются два водящих, один – «челнок», другой – «ткач». Остальные встают парами, образуя круг или полукруг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок», по сигналу «ткача», начинает бегать змейкой, ни пропуская ни одни «ворота», а «ткач» его догоняет. Если «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца полукруга, то становится «челноком», а ткач выбирается из других играющих.

- Русская народная игра «Слепой козёл».

Выбирается  «слепой козёл». Ему завязывают глаза и подводят к двери. Он начинает в неё стучать. Играющие спрашивают:

- Кто здесь?

Он отвечает:

- Слепой козёл.

Тогда один из играющих подходит к «слепому козлу» и говорит:

Слепой козёл,

Не ходи к нам на двор.

Поди в кут,

Где холсты ткут.

Там тебе холстик дадут.

«Козёл» начинает бить в дверь ногами. Играющие снова спрашивают:

- Кто здесь?

«Козёл отвечает:

- Афанас.

Тогда все играющие говорят:

Афанас, не бей нас!

Афанас, догогяй нас!

С последними словами один из играющих ударяет ладонью «козла» по спине и бежит прочь. «Козёл» начинает искать ударившего. Всякий, пойманный «козлом», считается виноватым и должен стать «слепым козлом».

- Русская народная игра «Мосток»
Дети образуют круг, в середине стоит ребёнок с верёвкой в руках. Это – «паучок». Все поют:
Паучок паутинку
зацепил за травинку,

А потом за листок:

Получился мосток.

С начала пения «паучок» один конец верёвки отдаёт кому-либо из стоящих в круге, а другой – стоящему напротив. По окончании пения дети, у которых в руках верёвка, присаживаются на корточки, натягивая верёвку. Остальные дети со словами «По мосточку пойдём, в гости к солнышку придём» переходят по «мосту». Встречаются те ребята, кто ни разу не оступился и не упал в речку.

- Русская народная игра «Солнышко»

Выбирается  «солнце», остальные дети «спящие». Они водят хоровод и поют:
Гори солнце ярче –

Лето будет жарче,

а зима теплее,

А весна милее.

На две первые строчки дети идут хороводом. На две следующие – поворачиваются друг к другу лицом и делают поклон. Затем подходят ближе к «солнцу». Оно говорит: «горячо», затем догоняет детей. «Солнце», догнав «спящего» дотрагивается до него. Он «просыпается» (выбывает из игры)

 - Русская народная игра «Бабка Ёжка».
В середину круга встаёт водящий – Бабка Ёжка. В руках у него «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят её:
Бабка Ёжка,

Костяная ножка

С печки упала,

Ногу  сломала,

А потом и говорит:

- У меня нога болит.

Пошла она на улицу –

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснётся – тот и замирает.

- Высказывания детей… (мы были смелыми и дружными)

Выводы:

Данное развлечение в полной мере демонстрирует влияние русских народных игр на физическое, эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста. Игры, использованные, в развлечении закрепляют разные виды движений: ходьбе, различных видах бега (обычном, беге с ловлей и увёртыванием, бег змейкой), прыжках, метании, упражнениях в равновесии, что в полной мере обосновывает их огромное влияние на физическое развитие детей. Используемые игры требуют умения детей  действовать в соответствии с правилами, что способствует развитию саморегуляции поведения дошкольников. Использование сюжета русской народной сказки, пословиц, поговорок, считалок, закличек, в которых сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, правде, храбрости, верности формирует нравственное развитие человека и закладывает основы патриотического воспитания. Народные игры также способствуют развитию речи детей и развитию выразительного исполнения взятой на себя роли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста, используя дидактическую игру"

Проблема развития внимания детей давно интнресует воспитателей и учителей. Предлагаю планомерную работу  по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста , рассчитанную на два года....

Методическая разработка досуга для детей старшего дошкольного возраста "По морям и волнам сказок А.С.Пушкина"

Досуг представляет собой материал для углубления и расширения представлений о творчестве А.С.Пушкина. Содержание досуга позволяет активизировать познавательный интерес к творчеству А.С.Пушкина. На мер...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧТЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 269 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА МАРГУН ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». Книга – великий учитель и друг, ...

Методическая разработка досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мы живём по распорядку!"

Методическая разработка сценария досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мы живём по распорядку!"...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста : «Что такое Дружба?»

Цель:Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.Обогащать лексику синонимами, эпитетами;Учить связывать значение пословиц о дружбе с конкретной жизне...

Методическая разработка развлечения для детей среднего дошкольного возраста "В гостях у Сказки"

Данная методическая разработка  будет интересна музыкальным руководителям, воспитателям, работающим с детьми среднего дошкольного возраста...

Сценарий методической разработки-игры для детей старшего дошкольного возраста, в том числе для детей ОВЗ «Олимпийский проспект»

В нашем городе уже второй год подряд проходит Городской фестиваль -конкурс детского творчества "Чудо-дети". В этом году я приняла участие в подготовке и проведении этого фестиваля.Участникам...