Методическая разработка досуга для детей старшего дошкольного возраста "По морям и волнам сказок А.С.Пушкина"
методическая разработка по музыке по теме

Досуг представляет собой материал для углубления и расширения представлений о творчестве А.С.Пушкина. Содержание досуга позволяет активизировать познавательный интерес к творчеству А.С.Пушкина. На мероприятии используются современные образовательные технологии и инновационные технологии развития музыкально-ритмических движений. Материал досуга позволяет раскрывать творческие способности детей при его подготовке.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 компенсирующего вида Московского района

Санкт - Петербург

Методическая разработка досуга  для детей старшего

дошкольного возраста

«По морям и волнам сказок А.С. Пушкина»

Музыкальный руководитель:

Бон Ю.В.

Санкт-Петербург

2011 год

Цель:  Углублять и расширять представления о творчестве А.С.Пушкина

Задачи:

Коррекционные:

1. Развивать связную речь  у детей, сравнивать персонажи сказок  

    А.С. Пушкина и русских народных.

2. Развивать прослеживающие и глазодвигательные функции глаза.

3. Развивать фиксацию взора.

4. Способствовать развитию сопряженной работы рук и глаз.

5.Закреплять навыки восприятия глубины пространства на основе      

   изобразительных признаков.

6. Закрепление произношения звуков в свободной речи.

7. Ориентироваться в большом пространстве.

8.  Обогащать словарный запас.

Образовательные:

1. Учить соотносить литературный текст с изображением объектов сказок

     (персонажи, предметы, место действия).

2. Уметь сопоставлять создаваемый образ, с его художественным    

    исполнением.

3.  Учить видеть лишние «персонажи» не относящиеся к произведениям

     А.С. Пушкина (дидактическое пособие «Дуб зелёный»)

Музыкальные:

1.  Развивать способность «видеть» и словесно обозначать своё эмоциональное состояние при слушании музыки русских композиторов  

Р-Корсакова,   М.И. Глинки к фрагментам сказок.

2.  Развивать творческое воображение и умения передать под музыку в движении своё эмоциональное состояние и созданный образ.

3. Совершенствовать музыкально-ритмические движения.

Воспитательные:

1. Прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина, желанию читать его стихи и сказки.

2.  Активизировать познавательный интерес к творчеству А.С. Пушкина, используя русские народные костюмы, прикладные виды народного творчества, устное народное творчество и русскую народную песню.

Ход:

Ведущий. Ребята, мы сегодня собрались с вами почтить память А.С.Пушкина. Давно его нет на земле, народ хранит в своей памяти его изумительные стихи. Его помнят не только не Руси, но и во всех странах. Почему? (писал стихи) Вспомните, как мы с вами в прошлом году были в гостях у Арины Родионовны и она рассказывала о Саше Пушкине, читали стихи, играли в игры. Сегодня мы вспомним его стихи. Кто  их знает?

Ребёнок.     Вот Север, тучи нагоняя,

                Дохнул, завыл – и вот сама

                Идёт волшебница зима.

                Пришла, рассыпала клоками

                Повисла на суках дубов;

                Среди полей вокруг холмов:

                Брега с недвижною рекою

                Сравняла пухлой пеленою

                Блеснул мороз. И рады мы

                Проказам матушки зимы.

Ребёнок.        Мороз и солнце; день чудесный!

                Ещё ты дремлешь, друг прелестный

                Пора, красавица, проснись:

                Открой, сомкнуты негой взоры

                Навстречу северной Авроры,

                Звездою севера явись!

Ребёнок.        Зима! Крестьянин, торжествуя,

                На дровнях, обновляя путь;

                Его лошадка, снег почуя,

                Плетётся рысью как – нибудь;

                Бразды пушистые взрывая,

                Ямщик сидит на облучке

                В тулупе, в красном кушаке.

                Вот бегает дворовый мальчик,

                В салазки жучку посадив;

                Шалун уж заморозил пальчик:

                Ему и больно и смешно,

                А мать грозит ему в окно.

Ведущий.  Ну, вот мы и вспомнили стихи А.С.Пушкина о природе, зиме, но он написал и сказки, которые малышу ему рассказывала няня. 18 –й лет он юношей вспоминает, как ему было тогда страшно:

                -от ужаса не шолохнусь бывало,

                едва дыша прижмусь под одеяло,

                не чувствуя ни ног, ни головы

А сам ночью бежал к пруду и ждал, когда появятся черти. А сказки начал писать уже в зрелом возрасте. Он очень горевал, когда её не стало. Он писал:

                «Да ещё её помянем-

                Сказки сказывать мы станем»

Ведущий.        Хотите попасть на сказочный остров, в сказки А.С.Пушкина?

                Закройте глаза (звучит музыка, гаснет свет, зажигаются свечи).

                (фонограмма  «У лукоморья…..)

                Вот мы уже и в сказке.

(«В разлуке»   Гречанинова)

Появляется Кот («Гавот»  Госсек).

Кот.                И сказки эти

                Поведаю сегодня детям,

                Но сначала хочу я знать

                Сможете ли вы их узнать?

      Вопросы.

1. Сколько сказок написал А.С.Пушкин?

2. В каких сказках действие происходит у моря?

3. Почему А.С.Пушкин любил море?

Ведущий.     Потому, что сам был таким же вольным и свободным, как море.

                И море в его описании всякое: спокойное и бурливое.

                Интересно, догадаетесь ли вы у какой сказки А.С.Пушкина море такое изменчивое?

1. Пошёл он к синему морю,

   Видит море слегка разыгралось

   Помутилось синее море

    Почернело синее море

    И на море чёрная буря:

    Так и вздулись сердитые волны

     Так и ходят так воем и воют.

Дети.  Сказка о золотой рыбке.

Кот.  Вот какое изменчивое море в одной сказке.

        Почему оно сердилось? (ответы детей)

Кот. Ребята, как вы думаете, от чего зависит состояние моря?

                (от ветра)

Кот.  А в какой сказке говорится о ветре, о его силе?

                («Сказка о мёртвой царевне»)

Выходят  мальчики:   Ветер,  Елисей.

Елисей.         Ветер, ветер! Ты могуч,

                Ты гоняешь стаи туч,

                Ты волнуешь сине море,

                Всюду веешь на просторе,

                Не боишься никого

                Кроме Бога одного

                Аль откажешь мне в ответе,

                Не видал ли где на свете,

                Ты царевны молодой?

Ветер.        Постой,-

                Там за речкой тихострунной

                Есть высокая гора,

                В ней глубокая нора,

                В той норе, во тьме печальной,

                Гроб качается хрустальный

                На цепях между следов

                Вкруг того пустого места

                В том гробу твоя невеста.

Кот.                Ветер дале побежал

                Королевич – зарыдал.

        1.        Ребята, а кто помнит, как погибла царевна?

         2.       Чем закончилась сказка?   (ответы детей).

  Кот.                И никто с начала мира –

                Не видал такого пира.

                Я там был, мёд, пиво пил,

                Да усы лишь обмочил.

                Буду я вам другую сказку сказывать.

                Видите, кто-то идёт к синему морю

                (идёт старик с неводом, садится).

Кот.                Заглянем в глубину моря.

                Ах, как резвятся рыбки!

Танец «Рыбок»  (среди них «золотая»)

Кот.        Раз старик закинул в море невод.

Старик.        Пришёл невод с одною тиной.

Кот.        В другой раз закинул невод.

Старик.        Пришёл невод с травою морскою.

Кот.                В третий раз закинул он невод

Старик.        Пришёл невод с одною рыбкой

                С непростою рыбкой – золотою.

Кот.                Как взмолилась золотая рыбка

                Голосом молвит человечьим!        

Рыбка.        «Отпусти ты, старче, меня в море,

                Дорогой за себя дам откуп:

                Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Старик.        Бог с тобою золотая рыбка!

                Твоего мне откупа не надо;

                Ступай себе в синее море,

                Гуляй там себе на просторе.

                Таней золотой рыбки с рыбками

Кот.                Зачем, старик, ты рыбку отпустил?

                Попросил бы рыбку показать детям три чуда из сказки о царе  

                Салтане.

Старик.        Рыбка! Государыня рыбка!

Рыбка.        Чего тебе надобно, старче?

Старик (с поклоном) Смилуйся, государыня рыбка!

                                Покажи детям 3 чуда.

Ребёнок.        Ель в лесу под елью белка,

                Белка песенки поёт

                И орешки всё грызёт,

                А орешки не простые

                Все скорлупки золотые

                Ядра – чистый изумруд:

Танец под песенку белочки (аудиозапись)

Дети.                Вот что чудом то зовут.

Кот.                Море вздуется бурливо,

                Хлынет на берег пустой,

                Разольётся в шумном беге,

                И очутятся на бреге

                В чешуе, как жар горя,

                33 богатыря,

                Все красавцы удалые

                Великаны молодые

                Все равны, как на подбор

                С ними дядька Черномор.

Танец   «33 богатыря» (аудиозапись)

Дети.                Это диво так уж диво

                Можно молвить справедливо.

Кот.                В свете есть такие ль дива?

                За морем царевна есть

                Что не можно глаз отвесть;

                Днём свет божий затмевает,

                Ночью землю освещает,

                Месяц под косой блестит,

                А во лбу звезда горит,

                А сама-то величава,

                Выступает, будто пава!

                А как речь-то говорит,

                Словно реченька журчит.

Появляется Лебедь – танцует (аудиозапись)

Дети.                Молвить можно справедливо

                Это диво, так уж диво.

Кот.                Спасибо тебе рыбка за твои чудеса. Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе (рыбка уплывает)

                Давайте посмотрим, ребята, что это опять с морем делается?

(за шторой бегают Русалочки). Выбегают.

1Русалочка.                Любо нам ночной порою

                                Дно речное покидать

2 Русалочка                Любо волной головою

                                Высь речную разрезать

3 Русалочка.                Подавать друг дружке голос (Ау)

                                Воздух звонкий разрезать

4 Русалочка.                И зелёный, влажный волос

                                В нём сушить и отряхать.

Танец Русалочек с лентами

(фонограмма петушиного крика - компактдиск)

Русалки убегают.

Кот обращает внимание на дидактическое пособие «Дуб зелёный» ( на нём висят атрибуты из сказок А.С. Пушкина и русских народных, дети должны узнать из каких атрибуты сказок).

Кот.                Петух прокукарекал и всё исчезло

                Наступило утро, кто это так рано поднялся?

                Чего он взыскался? Кто это?

                Ба, да это же Балда!

Дети.                Балда! Идёт сам не зная куда.

Кот.                Чего Балда, так рано поднялся?

                Чего ты взыскался?

Балда.                Говорит мне поп:

                        Платить обязались черти

                        Мне оброк по самой моей смерти

                        Я с попом понапрасну не споря,

                        Пойду, сяду у берега моря,

                        Там я стану верёвку крутить,

                        Да конец её в море мочить

              (садится на берегу, крутит верёвку)

Кот.                Вот из моря вылез старый Бес:

Бес.                Зачем ты, Балда, к нам залез?

Балда.        Да вот верёвкой хочу море морщить

                Да вас проклятое племя, корчить.-

Бес.                Скажи, за что такая немилость?

Балда.        Как за что?  Вы не платите оброка

                Не помните положенного срока,

Бес.                Балдушка, погоди ты морщить море,

                Оброк сполна ты получишь вскоре!

                Погоди, вышлю к тебе внука (убегает)

Балда.                Этого провести не штука!

Пляска Чертей.

(Бес посылает одного из них к Балде).

Бесёнок.                Здравствуй, Балда  мужичок,

                        Какой тебе надобен оброк?

                        Об оброке век мы не слыхали,

                        Не было чертям такой печали.

                                    Ну, так и быть  возьми, да с уговору

                        С общего нашего приговору-

                        Чтобы впредь не было никому горя:

                        Кто скорей из нас обежит около моря

                        Тот и бери себе полный оброк,

                        Между тем там приготовят мешок.

Балда.                Что ты это выдумал, право?

                        Где тебе тягаться со мною,

                        Со мною, с самим Балдою?

                        Экого послали супостата!

                        Подожди-ка моего меньшого брата!

                          (убрать море,    Балда идёт в лес)

Кот.                Пошёл Балда в ближайший лесок.

Танец «Красный сарафан» движения А.И. Бурениной

(после танца выбегают два зайчика)

Кот.                Поймал 2-х зайцев да в мешок

                К морю опять он приходит

                У моря бесёнка находит.

                            (Балда держит за уши одного зайку):

Балда.                Ты, бесёнок, ещё молодёнок,

                        Со мною тягаться слабёнок;

Обгони-ка сперва моего брата,

                        Раз, два, три!  Догоняйка!

Кот.                         Бесёнок по берегу морскому

                         А зайка в лесок до дому.

Кот.                        А пока бесёнок бежит, давайте ещё раз посмотрим, как вы знаете сказки А.С. Пушкина  (презентация «Угадай, из какой сказки?»)

                Вот море кругом обежавши,

                Высунув язык, мордку поднявши,

                Прибежал бесёнок задыхаясь,

                Весь мокрешенек, лапкой утираясь.

Бесёнок.                Дело с Балдою сладил.

                        Глядь-а Балда братца гладит.

Балда.                Братец мой любимый

                        Устал, бедняжка! Отдохни, родимый!

Кот.                Бесёнок оторопел

                Хвостик поджал, совсем присмирел,

                На братца поглядывает боком

Бесёнок.                Погоди, схожу за оброком

             (уходит и приносит тяжёлый мешок, сам убегает)

Из мешка вынимаются по очереди предметы из сказок: яблоко, зеркальце, корыто, золотая цепочка, коробка с конфетами с видами сказок

А.С. Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки".

В методической рекомендации показано как в интересной, увлекательной, игровой форме можно познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементарными математическими представлениями....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Наш любимый городок «Нефтяники»

Методическая разработка, направленная на развитие у детей умения составлять рассказы с  использованием регионального компанента....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста. Кроссворд "Природные явления".

Кроссворд "Природные явления" помогает детям старшего дошкольного возраста знакомиться с окружающим миром....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста. Кроссворд "Сказочные герои".

Решая кроссворд, дети старшего дошкольного возраста ещё раз соприкасаются с прекрасным миром сказок....

Методическая разработка (для детей старшего дошкольного возраста) на тему: "День Земли"

День ЗемлиМодель: развлекательное мероприятиеФорма проведения: досугово- игровая.Тип мероприятия: праздникМетодическая цель: формировать у детей представление о празднике "День Земли"Задачи:1.Доставит...

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста "Уроки этикет".

Данную разработку можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитывает культуре поведения  и общения со взрослыми и сверстниками....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста по теме: «История моего города »

Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально — нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе. С ранних лет формируются первые представления ...