Охрана детского голоса
презентация к уроку по теме

Известно, что занятия пением способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья.  Но музыкальный руководитель не должен забывать и о том, что певческий аппарат ребенка дошкольного возраста требует бережного отношения к себе. Поэтому охрана детского певческого голоса является одной из главных здоровьесберегающих задач музыкального воспитания.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 комбинированного вида Подготовила музыкальный руководитель: Лабутина Нина Викторовна ЗАТО Североморск ноябрь 2013 г.

Слайд 2

«В песне есть нечто воспитывающее душу и в особенности чувство». К. Д. Ушинский

Слайд 3

Оберегайте детей от громкого, форсированного звучания. Следите, что бы они пели и разговаривали без напряжения. Не разрешайте петь на улице в холодную и сырую погоду. Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых.

Слайд 4

Певческий диапазон детей дошкольного возраста. Возраст детей Диапазоны 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет ми - ля ре - ля ре - си (до²) (до) ре - до² (до) ре - до² (до²# - ре²)

Слайд 5

«… Если ребёнка учить петь с детства, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом…» Варламов А . Е. (русский композитор , певец, педагог- вокалист и дирижёр )

Слайд 6

Методические приемы по пению, наиболее часто используемые на музыкальном занятии в детском саду. Пение вслух, про себя Эхо Цепочка Хлопаем и маршируем Пение закрытым ртом "М…" с переходом на "а …“ Пение по секрету Хор и дирижер Пение , транспонируя мелодию Показ карточек с положением губ Музыкальная лесенка Пение a ' cappella Сольное и ансамблевое пение

Слайд 7

Музыкально-дидактические игры звуковысотный слух – «Птичка большая и маленькая» – «Кто в домике живёт?» – «Где мои детки?» – «Весёлые матрёшки» – «Три медведя» – «Лесенка- чудесенка » ритмический слух – «Прогулка» – «Ритмические кубики» – «Кто как идёт» – «Угадай-ка» – «Лесная прогулка» – « Научи матрёшек танцевать »

Слайд 8

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОХРАНЕ ГОЛОСА ДЕТЕЙ занятия с детьми нужно проводить в хорошо проветренных помещениях; выбор песенного репертуара должен строиться с учётом диапазона детей дошкольного возраста; количество песен на музыкальном занятии должно соответствовать для каждой возрастной группы; следить , чтобы дети пели без напряжения; не допускать крика во время пения; по возможности ограничить пение во время болезни; не разрешать детям петь на улице в холодную и сырую погоду; с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года; в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру.

Слайд 10

Список используемой литературы Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М. Просвещение. 1982 г. Дмитриев Л . Б . Основы вокальной методики. М. Музыка. 2007 г . 3. Емельянов В . В . Развитие голоса. Координация и тренинг. С-Пб. 2000 г. Зейдлер Г. Искусство пения. Общая редакция Н. Л . Дорлиак. М . Музыка . 1987 г. 5. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М. Просвещение. 1982 г. Уколова Л . И ., Самарин В . А ., Осеннева М . С . Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М. Академия. 2000 г.

Слайд 11

ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 комбинированного вида Подготовила музыкальный руководитель: Лабутина Нина Викторовна ЗАТО Североморск ноябрь 2013 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8  комбинированного вида

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

«ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА»

                     Подготовила

                                                   музыкальный руководитель:                        

                                                 Лабутина Нина Викторовна

ЗАТО Североморск

ноябрь 2013 г.

ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА.

   Слайд (1) Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая ее содержания.

    Слайд (2) По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг. Как говорил К. Д. Ушинский «В песне есть нечто воспитывающее душу и в особенности чувство».

    Музыкальный руководитель не должен забывать о том, что певческий аппарат ребенка дошкольного возраста требует бережного отношения к себе, так как анатомически и функционально он только начинает складываться (связки еще тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное). Надо научить детей петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм, ребенок испытывает напряжение гортани. Голос звучит в этом случае не выразительно, и могут возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата. Поэтому охрана детского певческого голоса является одной из главных здоровьесберегающих задач музыкального воспитания.

        Слайд (3) Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от громкого, форсированного звучания. Громкое пение («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо следить самим и предложить воспитателям наблюдать за тем, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не говорили громко в группе. Крик и шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на нервную систему. Так же следует ограничить пение детей на улице в холодную и сырую погоду.

    Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала – репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей дошкольного возраста.

    Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевизору, на аудио- и видеозаписях. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам ребёнка.

    Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом.

Слайд (4) Певческий диапазон – это объём звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Диапазон детей дошкольного возраста постепенно увеличивается, начиная со звуков «ми-ля» первой октавы в 2-3 года и доходит до октавы к выпуску детей из дошкольного учреждения.

Певческий диапазон детей дошкольного возраста.

Возраст детей

Диапазоны

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

     ми-ля

     ре-ля

     ре-си (до² )

     ре-си (до² )

    (до) ре- до² (до²диез-ре²)

    Многие исследователи отмечают, что ненапряженно, естественно звучат детские голоса в пределах «ре-си» первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.

    Слайд (5) Варламов А.Е., замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом. По мнению ученых-исследователей, правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребенка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы.

    О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги-практики: Н. А. Метлов, Е. С. Маркова и др. Они предлагали интересные методы и приемы, способствующие формированию певческих навыков: звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции, ансамбля. Перечислю некоторые из них:

        Слайд (6)  Методические приемы по пению, наиболее часто

                    используемые на музыкальном занятии в детском саду.

●  Пение вслух, про себя (по куплетам)

●  Эхо (тихо - громко)

●  Цепочка (поочередное пение)

●  Хлопаем и маршируем

●  Пение закрытым ртом

● "М…" с переходом на "а…"

●  Пение по секрету (шепотом)

●  Хор и дирижер

●  Пение, транспонируя мелодию

●  Показ карточек с положением губ

●  Музыкальная лесенка

●  Пение a'cappella

●  Сольное и ансамблевое пение

  Слайд (7) Для развития голоса и слуха в своей работе использую «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. А так же музыкально-дидактические игры, которые позволяют развивать и совершенствовать звуковысотный и ритмический слух.

звуковысотный слух

ритмический слух

  –  «Кто в домике живёт?»

  –  «Птичка большая и маленькая»

  –  «Где мои детки?»

  –  «Весёлые матрёшки»

  –  «Три медведя»

  –  «Лесенка-чудесенка»

–  «Прогулка»

–  «Ритмические кубики»

–  «Кто как идёт»

–  «Угадай-ка»

–  «Лесная прогулка»

–  «Научи матрёшек танцевать»

          Перечисленные методы и приёмы, разработанные такими педагогами, как Наталья Александровна Ветлугина, Н. А. Метлов, Е. С. Маркова помогают правильно построить работу по охране детского голоса. Т. о. осуществляется один из основных принципов в работе «Не навреди».

              Слайд (8)  РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПО ОХРАНЕ ГОЛОСА ДЕТЕЙ.

- занятия с  детьми нужно проводить в хорошо проветренных  помещениях;

- выбор песенного репертуара должен строиться с учётом диапазона детей

 дошкольного возраста;

- количество песен на музыкальном занятии должно соответствовать для

   каждой возрастной группы (мл. возраст 2-3, старший 4-6);

- следить, чтобы дети пели  без напряжения;

- не допускать крика во время пения;

- по возможности ограничить пение во время болезни;

- не разрешать детям петь на улице в холодную и сырую погоду;

- с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в

 холодное время года, необходимо несколько остыть;

- в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно

обращаться к врачу фониатру.

Вывод:

    Слайд  (9) Известно, что занятия пением способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья, конечно, если они включают в себя постановку певческого голоса, строятся грамотно, с учетом индивидуальных особенностей ребёнка. В противном случае эти занятия могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.

     В своей работе с родителями и воспитателями с помощью индивидуальных бесед и консультаций, выступлений на родительских собраниях довожу до их сознания представления о важности наблюдения за голосовым поведением в быту, о вреде чрезмерного злоупотребления голосом и о возможных последствиях.

   Слайд  (10) Так как охрана детского голоса является одним из ключевых направлений в работе музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

   Слайд  (11)

Список используемой литературы

  1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М. Просвещение. 1982 г.
  2. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. Музыка. 2007 г.
  3. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. С-Пб. 2000г.
  4. Зейдлер Г. Искусство пения. Общая редакция Н. Л. Дорлиак.

     М. Музыка. 1987 г.

  1. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М. Просвещение. 1982 г. 
  2. Уколова Л. И., Самарин В. А., Осеннева М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом М. Академия. 2000 г.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Охрана детского голоса"

Охрана детского голоса – забота каждого взрослого.       Каждый человек, родившись, получает драгоценный и великий дар, музыкальный инструмент – голос. Необходимо лишь научит...

Охрана детского голоса

Памятка для родителей  о важном средстве  музыкального развитии детей - пении. Советы как правильно нужно учить петь....

"Охрана детского голоса"

Консультация для воспитателей "Охрана детского голоса"...

Охрана детского голоса

Охрана детского голоса, статья. Ребенок не рождается с вокальными мышцами, они формируются лишь к 5-6 годам. поэтому громкое звучание голоса у детей достигается за счет натяжения голосовых связок, име...

Охрана детского голоса

Консультации для родителей...

Пение. Певческий голос. Охрана детского голоса.

Певческий голос – дар природы. Однако, как и любой талант, он нуждается в развитии и совершенствовании. У певцов это называется постановкой голоса. Так же как будущий скрипач или пианист должен ...