Охрана детского голоса
презентация к уроку по теме

Известно, что занятия пением способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья.  Но музыкальный руководитель не должен забывать и о том, что певческий аппарат ребенка дошкольного возраста требует бережного отношения к себе. Поэтому охрана детского певческого голоса является одной из главных здоровьесберегающих задач музыкального воспитания.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 комбинированного вида Подготовила музыкальный руководитель: Лабутина Нина Викторовна ЗАТО Североморск ноябрь 2013 г.

Слайд 2

«В песне есть нечто воспитывающее душу и в особенности чувство». К. Д. Ушинский

Слайд 3

Оберегайте детей от громкого, форсированного звучания. Следите, что бы они пели и разговаривали без напряжения. Не разрешайте петь на улице в холодную и сырую погоду. Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых.

Слайд 4

Певческий диапазон детей дошкольного возраста. Возраст детей Диапазоны 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет ми - ля ре - ля ре - си (до²) (до) ре - до² (до) ре - до² (до²# - ре²)

Слайд 5

«… Если ребёнка учить петь с детства, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом…» Варламов А . Е. (русский композитор , певец, педагог- вокалист и дирижёр )

Слайд 6

Методические приемы по пению, наиболее часто используемые на музыкальном занятии в детском саду. Пение вслух, про себя Эхо Цепочка Хлопаем и маршируем Пение закрытым ртом "М…" с переходом на "а …“ Пение по секрету Хор и дирижер Пение , транспонируя мелодию Показ карточек с положением губ Музыкальная лесенка Пение a ' cappella Сольное и ансамблевое пение

Слайд 7

Музыкально-дидактические игры звуковысотный слух – «Птичка большая и маленькая» – «Кто в домике живёт?» – «Где мои детки?» – «Весёлые матрёшки» – «Три медведя» – «Лесенка- чудесенка » ритмический слух – «Прогулка» – «Ритмические кубики» – «Кто как идёт» – «Угадай-ка» – «Лесная прогулка» – « Научи матрёшек танцевать »

Слайд 8

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОХРАНЕ ГОЛОСА ДЕТЕЙ занятия с детьми нужно проводить в хорошо проветренных помещениях; выбор песенного репертуара должен строиться с учётом диапазона детей дошкольного возраста; количество песен на музыкальном занятии должно соответствовать для каждой возрастной группы; следить , чтобы дети пели без напряжения; не допускать крика во время пения; по возможности ограничить пение во время болезни; не разрешать детям петь на улице в холодную и сырую погоду; с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года; в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру.

Слайд 10

Список используемой литературы Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М. Просвещение. 1982 г. Дмитриев Л . Б . Основы вокальной методики. М. Музыка. 2007 г . 3. Емельянов В . В . Развитие голоса. Координация и тренинг. С-Пб. 2000 г. Зейдлер Г. Искусство пения. Общая редакция Н. Л . Дорлиак. М . Музыка . 1987 г. 5. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М. Просвещение. 1982 г. Уколова Л . И ., Самарин В . А ., Осеннева М . С . Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М. Академия. 2000 г.

Слайд 11

ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 комбинированного вида Подготовила музыкальный руководитель: Лабутина Нина Викторовна ЗАТО Североморск ноябрь 2013 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8  комбинированного вида

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

«ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА»

                     Подготовила

                                                   музыкальный руководитель:                        

                                                 Лабутина Нина Викторовна

ЗАТО Североморск

ноябрь 2013 г.

ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА.

   Слайд (1) Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая ее содержания.

    Слайд (2) По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг. Как говорил К. Д. Ушинский «В песне есть нечто воспитывающее душу и в особенности чувство».

    Музыкальный руководитель не должен забывать о том, что певческий аппарат ребенка дошкольного возраста требует бережного отношения к себе, так как анатомически и функционально он только начинает складываться (связки еще тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное). Надо научить детей петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм, ребенок испытывает напряжение гортани. Голос звучит в этом случае не выразительно, и могут возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата. Поэтому охрана детского певческого голоса является одной из главных здоровьесберегающих задач музыкального воспитания.

        Слайд (3) Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от громкого, форсированного звучания. Громкое пение («пение-крик») ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо следить самим и предложить воспитателям наблюдать за тем, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не говорили громко в группе. Крик и шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на нервную систему. Так же следует ограничить пение детей на улице в холодную и сырую погоду.

    Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала – репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей дошкольного возраста.

    Не следует поощрять пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевизору, на аудио- и видеозаписях. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам ребёнка.

    Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы дети могли свободно владеть своим голосом.

Слайд (4) Певческий диапазон – это объём звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Диапазон детей дошкольного возраста постепенно увеличивается, начиная со звуков «ми-ля» первой октавы в 2-3 года и доходит до октавы к выпуску детей из дошкольного учреждения.

Певческий диапазон детей дошкольного возраста.

Возраст детей

Диапазоны

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

     ми-ля

     ре-ля

     ре-си (до² )

     ре-си (до² )

    (до) ре- до² (до²диез-ре²)

    Многие исследователи отмечают, что ненапряженно, естественно звучат детские голоса в пределах «ре-си» первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.

    Слайд (5) Варламов А.Е., замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому человеку даются с трудом. По мнению ученых-исследователей, правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребенка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы.

    О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги-практики: Н. А. Метлов, Е. С. Маркова и др. Они предлагали интересные методы и приемы, способствующие формированию певческих навыков: звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции, ансамбля. Перечислю некоторые из них:

        Слайд (6)  Методические приемы по пению, наиболее часто

                    используемые на музыкальном занятии в детском саду.

●  Пение вслух, про себя (по куплетам)

●  Эхо (тихо - громко)

●  Цепочка (поочередное пение)

●  Хлопаем и маршируем

●  Пение закрытым ртом

● "М…" с переходом на "а…"

●  Пение по секрету (шепотом)

●  Хор и дирижер

●  Пение, транспонируя мелодию

●  Показ карточек с положением губ

●  Музыкальная лесенка

●  Пение a'cappella

●  Сольное и ансамблевое пение

  Слайд (7) Для развития голоса и слуха в своей работе использую «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. А так же музыкально-дидактические игры, которые позволяют развивать и совершенствовать звуковысотный и ритмический слух.

звуковысотный слух

ритмический слух

  –  «Кто в домике живёт?»

  –  «Птичка большая и маленькая»

  –  «Где мои детки?»

  –  «Весёлые матрёшки»

  –  «Три медведя»

  –  «Лесенка-чудесенка»

–  «Прогулка»

–  «Ритмические кубики»

–  «Кто как идёт»

–  «Угадай-ка»

–  «Лесная прогулка»

–  «Научи матрёшек танцевать»

          Перечисленные методы и приёмы, разработанные такими педагогами, как Наталья Александровна Ветлугина, Н. А. Метлов, Е. С. Маркова помогают правильно построить работу по охране детского голоса. Т. о. осуществляется один из основных принципов в работе «Не навреди».

              Слайд (8)  РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПО ОХРАНЕ ГОЛОСА ДЕТЕЙ.

- занятия с  детьми нужно проводить в хорошо проветренных  помещениях;

- выбор песенного репертуара должен строиться с учётом диапазона детей

 дошкольного возраста;

- количество песен на музыкальном занятии должно соответствовать для

   каждой возрастной группы (мл. возраст 2-3, старший 4-6);

- следить, чтобы дети пели  без напряжения;

- не допускать крика во время пения;

- по возможности ограничить пение во время болезни;

- не разрешать детям петь на улице в холодную и сырую погоду;

- с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в

 холодное время года, необходимо несколько остыть;

- в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно

обращаться к врачу фониатру.

Вывод:

    Слайд  (9) Известно, что занятия пением способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья, конечно, если они включают в себя постановку певческого голоса, строятся грамотно, с учетом индивидуальных особенностей ребёнка. В противном случае эти занятия могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.

     В своей работе с родителями и воспитателями с помощью индивидуальных бесед и консультаций, выступлений на родительских собраниях довожу до их сознания представления о важности наблюдения за голосовым поведением в быту, о вреде чрезмерного злоупотребления голосом и о возможных последствиях.

   Слайд  (10) Так как охрана детского голоса является одним из ключевых направлений в работе музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

   Слайд  (11)

Список используемой литературы

  1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М. Просвещение. 1982 г.
  2. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. Музыка. 2007 г.
  3. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. С-Пб. 2000г.
  4. Зейдлер Г. Искусство пения. Общая редакция Н. Л. Дорлиак.

     М. Музыка. 1987 г.

  1. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М. Просвещение. 1982 г. 
  2. Уколова Л. И., Самарин В. А., Осеннева М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом М. Академия. 2000 г.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Охрана детского голоса"

Охрана детского голоса – забота каждого взрослого.       Каждый человек, родившись, получает драгоценный и великий дар, музыкальный инструмент – голос. Необходимо лишь научит...

Охрана детского голоса

Памятка для родителей  о важном средстве  музыкального развитии детей - пении. Советы как правильно нужно учить петь....

"Охрана детского голоса"

Консультация для воспитателей "Охрана детского голоса"...

Охрана детского голоса

Охрана детского голоса, статья. Ребенок не рождается с вокальными мышцами, они формируются лишь к 5-6 годам. поэтому громкое звучание голоса у детей достигается за счет натяжения голосовых связок, име...

Охрана детского голоса

Консультации для родителей...

Охрана детского голоса при обучении пению Консультация для родителей

Материал содержит рекомендации для родителей, чтобы процесс пения с ребенком был не только приятным, но и правильным...