Пение. Певческий голос. Охрана детского голоса.
статья на тему

Дубровская Светлана Викторовна

Певческий голос – дар природы. Однако, как и любой талант, он нуждается в развитии и совершенствовании. У певцов это называется постановкой голоса. Так же как будущий скрипач или пианист должен подолгу разучивать гаммы, чтобы стать настоящим виртуозом, так и певец должен научиться «играть» на своём природном инструменте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пение. Певческий голос.                                       Охрана детского голоса.

    Пение — это основной и главный вид музыкальной деятельности ребёнка.  Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задачи гармонического развития ребёнка.            К. Д. Ушинский писал: «Именно песне принадлежит роль «душевного катализатора». В песне есть нечто, воспитывающее душу и, в особенности, чувство». Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка, позволяет малышу выразить чувства, объединяет ребёнка и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Кроме этого, пение является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению.   Л. Стоковский писал: «… Для ребёнка голос – самый доступный и первейший инструмент». Пение — это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса.                                                  

    Певческий голос – естественный, данный природный музыкальный инструмент, звучание которого формируется гортанью. Обычный голос, которым все мы пользуемся в разговоре, возникает благодаря тому, что голосовые связки приходят в движение – смыкаются и колеблются. Так появляется звук. Когда звук проходит через рот и нос, он усиливается резонансом и приобретает индивидуальный, неповторимый характер. Поэтому мы можем узнать человека по голосу, даже не видя его. Для звучания голоса очень важно дыхание: чем оно активнее, тем громче и интереснее звук. Ведь не случайно, если мы хотим крикнуть, то набираем полную грудь воздуха. Певческий голос отличается от обычного тембрового богатства и силой. Чем активнее колеблются голосовые связки, тем голос сильнее, громче. Тембр голоса зависит от частичных призвуков – обертонов, которые и создают окраску звука.

     Певческий голос – дар природы. Однако, как и любой талант, он нуждается в развитии и совершенствовании. У певцов это называется постановкой голоса. Так же как будущий скрипач или пианист должен подолгу разучивать гаммы, чтобы стать настоящим виртуозом, так и певец должен научиться «играть» на своём природном инструменте.

      Звучание певческого голоса во многом зависит от возраста. Детские голоса не такие сильные, как у взрослых, и значительно отличаются по тембру и диапазону. Певческий диапазон – это объём звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Таблица диапазонов детского голоса

Возраст детей

Диапазоны

2 – 3 года

ми – ля

3 – 4 года

ре – ля

4 – 5 лет

ре – си

5 – 6 лет

ре – си ( до )

6 – 7 лет

( до) ре – до

Чистота и прозрачность детских голосов – незаменимое качество в хоровом   пении. Не случайно многие композиторы так любят писать для детских исполнительских коллективов.                                                                                         В 12 – 14 лет голос меняется – ломается, как часто говорят. Гортань растёт, и звучание голоса постепенно взрослеет. У девочек это не так заметно, у мальчиков же голос обычно понижается на целую октаву. Мальчик, у которого в детстве было сопрано или альт, может, повзрослев, запеть басом, баритоном или тенором. Это три основные разновидности мужских голосов. Среди женских голосов различаются контральто – самый низкий голос, затем меццо сопрано и сопрано. Высота голоса зависит от того, насколько часто способны колебаться связки: у мужчин они крупнее, колеблются медленнее, поэтому голос ниже, у женщин связки меньше, и частые колебания создают высокие звуки. Так, высочайшие звуки сопрано требуют более тысячи колебаний в секунду! Мощные, яркие певческие голоса называются драматическими. Они хорошо передают бурные переживания, трагедию или ликование. Более лёгкие голоса – лирические, им подвластны тихое созерцание, мягкость, нежность. Особенно подвижные голоса – колоратурные, чаще всего сопрано. Их пение виртуозно и приближается к звуку флейты или скрипки. Характер певческого голоса связан также с национальными особенностями и традициями. Известно, что в народе поют не так, как на оперной сцене, и в Италии – не так, как в Китае. Поэтому пение прямо зависит от того, в какой манере привык петь вокалист, и какую музыку он исполняет.

Богат красками человеческий голос. Певец способен передать им всю гамму человеческих чувств. Но голос требует заботы и бережного отношения. Предохранить его от простуд помогает общее закаливание организма, что повышает устойчивость к резким колебаниям температуры. Нельзя петь зимой на улице. Не надо говорить громко, а тем более кричать. Во время пения необходимо следить за своей осанкой: спина должна быть прямой; корпус, голова, шея ненапряжёнными; дыхание надо брать свободно, не поднимая плеч. Пойте напевным, лёгким, естественным голосом, избегая резкого форсированного звучания; правильно формируйте гласные и согласные. Ищите богатство оттенков звучания голоса, старайтесь, чтобы ваше пение было выразительным. Большие возможности для охраны и развития голоса заложены в хоровом пении. Поэтому тем, кто любит музыку и хочет сохранить свой голос здоровым, сделать его более гибким и послушным, хочется посоветовать: пойте в хоре. Занимаясь, вы познакомитесь с правилами пения и певческого режима. Учитесь петь, и вы научитесь лучше использовать все богатства вашего голоса – этого бесценного дара, которым одарила вас природа.

Памятка по охране детского голоса.

 Певческий аппарат ребёнка анатомически и функционально только начинает складываться. Связки ещё тонкие, нёбо малоподвижно, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому главной задачей в певческом развитии является охрана детского голоса. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие. Детям нужно петь легко и звонко, не напрягая связки, выразительно, эмоционально. Музыкальный руководитель и родители должны выполнять основные правила охраны детского голоса:                                                    

1. Оберегайте детей от громкого, надрывного пения.                                                            2. Пойте с ребёнком не очень быстро и не слишком медленно.                        

3. Следите за правильным режимом голосообразования.                                  

4. Обращайте внимание на дикцию и выразительность.                                          5. Подчёркивайте интонацией содержание песни.                                                  6. Разучивайте песни «с голоса», а потом уже чередуйте с музыкальным сопровождением.                                                                                                                

7. Пойте чаще.                                                                                                                  

8. Подбирайте грамотно песенный репертуар в соответствии с возрастными возможностями детей.                                                                                                          

9. Не привлекайте детей к пению взрослых песен.                                                      8. Создавайте благоприятную «звуковую атмосферу».                                                10. Не допускайте пения на улице, в холодную и сырую погоду.

Помните, чем понятней ребёнку песня, тем больше она ему нравится.                     Прививайте интерес и любовь к музыке.                                                                    Здоровый голосовой аппарат поможет музыкальному развитию ребёнка.                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана детского голоса при обучении пению Консультация для родителей

Материал содержит рекомендации для родителей, чтобы процесс пения с ребенком был не только приятным, но и правильным...

"Охрана детского голоса 4-5 лет при обучении пению"

Консультация для воспитателей, родителей...

Охрана детского голоса при обучении пению

Консультация для родителей "Охрана детского голоса при обучении пению"...

Консультация для родителей "Охрана детского голоса при обучении пению".

Консультация для родителей "Охрана детского голоса при обучении пению"....

Формирование певческих навыков и охрана детского голоса

В статье описано подробно, как сохранить и сберечь детский голос, описаны  строение голосового аппарата и возрастные характеристики детей, требования к методике в соответствии с возрастом д...

Консультации для воспитателей: «Охрана детского голоса 4-5 лет при обучении пению».

Я хотела бы поговорить об охране детского голоса 4-5 лет при обучении пению. Почему это важно?Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всес...