Формирование певческих навыков и охрана детского голоса
статья по музыке (подготовительная группа)

Глебова Светлана Александровна

 В статье описано подробно, как сохранить и сберечь детский голос, описаны  строение голосового аппарата и возрастные характеристики детей, требования к методике в соответствии с возрастом детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование певческих навыков и охрана детского голоса

Глебова Светлана Александровна

музыкальный руководитель МДОУ

"Детский сад комбинированного вида №18п. Разумное Белгородского района Белгородской области"

                            Пение – исполнение мелодии с помощью человеческого голоса. Это искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества.

                                  Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Каждый человек рождается с уникальным даром. Этот дар –его голос. Голос - любая совокупность звуков, образуемая голосовым аппаратом человека (крик, плач, смех, речь, пение). Для того, чтобы голос стал музыкальным инструментом, нужно за ним правильно и грамотно ухаживать.

                 Голосовой аппарат человека представляет собой сложную систему. Ее основными частями являются органы дыхания-легкие с дыхательными путями и дыхательными мышцами, гортань с голосовыми складками, где зарождается звук, артикуляционный аппарат, совокупность резонаторов. Все части голосового аппарата  находятся в непосредственной взаимосвязи  и взаимозависимости  между собой. Во время певческого процесса все части голосового аппарата работают как единое целое. Деятельность голосового аппарата подчинена регулирующему влиянию коры головного мозга, центральной нервной системы.

  У детей характеристики голоса существенно отличаются от взрослых. Их голос слабее по силе, так как голосовые складки детей колеблются не всей поверхностью, а краями, т. е. с меньшей амплитудой. Голосовые складки детей короче, чем у взрослых, следовательно, детский голос выше. Система резонаторов у детей не так развита, следовательно, тембральная окраска голоса слабая. Голосовая функция созревает в течение длительного периода и претерпевает изменения на протяжении всей жизни.

                 У детей 3-4 лет голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие поэтому голос несильный, дыхание слабое, поверхностное. Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии (без больших скачков), простым ритмическим рисунком, доступным певческим диапазоном, короткими музыкальными фразами, удобными для дыхания ребенка.

             Музыкальный руководитель должен работать над формированием устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания, не допускать форсирования звука как во время пения, так и в разговорной речи.

         На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре-си), дыхание стало более организованным, хотя всё еще довольно поверхностное.

У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т. е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе с взрослым; начинают петь согласованно с музыкальным сопровождением и без него (при моей голосовой поддержке).

У них окреп голос, увеличился диапазон (ре-си), дыхание становится более организованным, хотя все еще довольно поверхностное. Среди всех певческих навыков особое внимание надо уделить звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых связках ребенка. Голос теряет необходимую легкость и приобретает неприятный  горловой звук. Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от  которых зависит качество звука, так как у детей тембр голоса очень неровен. Особенно это проявляется в пении различных гласных. Поэтому, обучая детей пению, надо учить их хорошо раскрывать рот, стараться привить навык плавного ведения звука, все время показывая своим голосом, как нужно спеть ту или иную фразу, тот или иной звук.

                    Общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывает положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие, звук очень слабый. Поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.  Дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре-до2). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящие.

                     У детей седьмого года жизни достаточно развита речь, появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны, инициативны во время обучения. Все это положительно сказывается на творческих проявлениях не только в игровой и танцевальной деятельности, но и в певческой.

Но музыкальный руководитель должен всегда помнить, что голосовой аппарат  ребенка очень хрупок. Голос нежный очень небольшой по силе. Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте. При нормальном воспитании голос развивается плавно как у мальчиков, так и у девочек.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса.

Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. (как правило, дети  трех лет - звуки ре1-ля1, к 5-ти годам ре1-си1; к 6-ти – до1-до2, к 7 годам-до1-ре2 октавы)

 Самое первое и основное условие развития здорового голосового аппарата и образования красивого певческого голоса – это освоение первичных певческих навыков, главным из которых является ДЫХАНИЕ. 

Детские легкие малы по своей емкости и отсюда - естественная ограниченность силы звука детского голоса.

Правильное дыхание – важный элемент в вокальном искусстве. Самым правильным является грудно-диафрагмическое дыхание. Это глубокое дыхание, при котором грудная клетка от наполнения воздухом расширяется, а диафрагма опускается, но плечи при этом не поднимаются. Основной закон певческого дыхания – умение владеть выдохом. Научите детей экономно, ровно и постепенно расходовать воздух – ровно и красиво тянуть звук. Чтобы при вдохе было меньше шума, воздух следует набирать через рот и нос одновременно. Если песня медленная, то и вдох перед началом песни должен быть медленным, и наоборот.

 Нужно показать, как делать активный вдох, постепенный выдох. Первое время дети несколько утрируют вдох, порой даже с призвуком, но со временем это проходит.

Часто при пении у детей начинают подниматься плечи. В таких случаях нужно объяснить детям, что необходимо сидеть прямо, не поднимая плеч и не задирая высоко голову. От правильного дыхания зависит очень многое: и качество звука (его характер и окраска), и чистота интонации, и произношение литературного текста.

Для становления правильного дыхания в процессе музыкальной деятельности  используют упражнения.

Сознательное восприятие художественного образа песни и активное, эмоциональное его воспроизведение влияют на характер дыхания: дыхание становится на «опоре», что, в соединении с активной работой артикуляционного аппарата, вызывает звонкое, чистое звучание детского голоса. Свободное владение певческим дыханием открывает пути к овладению естественным, красивым пением.

Для формирования у детей дошкольного возраста  чёткого произношения  созданы упражнения артикуляционной гимнастики. Она помогает:

•        отработать правильные положения языка для чёткости речи;

•        развить подвижность речевых мышц (языка) для точных и целенаправленных движений;

•        малышам 3-4 лет — научиться правильному звукопроизношению;

•        справиться с имеющимися нарушениями речи детям 6-7 лет.

Пению обязательно должна предшествовать распевка, независимо от того, имеем ли мы дело с новой песней или повторяем старую.  Благодаря систематическому распеванию у детей улучшается работа голосового аппарата, расширяется диапазон голоса. Важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент и могло увлечь ребенка..

Цель распевок – подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов.

 Задачи – предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению 

Диапазон распевок вначале очень ограничен – он равен малой или большой терции, но постепенно, по мере укрепления и развития голосовых связок он несколько расширяется.

Распевки помогают детям понять направление движения мелодии. Так в распевке Е.Тиличеевой  «Лесенка» дети по музыкальному сопровождению определяют, куда идет девочка: вверх или вниз.

Разучивание распевок можно сопровождать  звучащими жестами (хлопками, щелчками, притопами),  использовать элементы пальчиковой гимнастики.  Это поможет детям телесно пережить ощущение темпа, ритма. Создается эмоциональная, творческая атмосфера,  и в  детском пении постепенно появляются естественное, высокое, светлое звучание, певучесть, звонкость.

Таким образом,   вокальные упражнения позволяют добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста,  подготовке голосового аппарата к исполнению песен,  развивают музыкальный слух, а также поднимают настроение, способствуют охране детского голоса.

Одной из главных причин, приводящих к развитию детских дисфоний, является перенапряжение голоса. Главным образом это связано с неправильным использованием гортанного механизма, что в свою очередь приводит к повреждению голосовых складок и нарушению координирующей работы мышц гортани. Формирование патологического механизма голосообразования происходит как при различных изменениях в самом голосовом аппарате, так и в других органах и системах.

Холод, жара, пыль вредно действуют на голосовой аппарат, поэтому занятия с детьми следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Следует помнить, что шум, громкие разговоры, форсированное (крикливое) пение расшатывают голос

                Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения. Разъяснять родителям и воспитателям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.    Берегите детский голос!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование певческих навыков и охрана детского голоса

Слайд 2

Вокальное пение Пение –исполнение мелодии с помощью человеческого голоса. Голос-совокупность звуков, образуемая голосовым аппаратом человека .

Слайд 3

Во время певческого процесса все части голосового аппарата работают как единое целое Голосовойаппарат Лёгкие с дыхательными путями и мышцами Голосовой аппарат трахея Резонаторы Гортань с голосовыми связками Артикуляционный аппарат Голосовая функция - кора головного мозга Во время певческого процесса все части голосового аппарата работают как единое целое

Слайд 4

Особенности детского голоса Детские голосовые связки очень короткие, тонкие. Система резонаторов неразвита Объём лёгких значительно меньше, чем у взрослых.

Слайд 5

голосовой аппарат еще не сформирован голосовая мышца не развита связки тонкие, короткие поэтому голос несильный, дыхание слабое, поверхностное. Возрастные характеристики детей 3-4 лет

Слайд 6

Расширяется словарный запас , Улучшается артикуляция. Дети лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения. Отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием Дети свободно могут различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе с взрослым Н ачинают петь согласованно с музыкальным сопровождением и без него (при моей голосовой поддержке ). Увеличивается диапазон РЕ-СИ Дыхание становится более организованным, хотя все еще довольно поверхностное . Возрастные характеристики детей 4-5 лет

Слайд 7

Голосовой аппарат по-прежнему хрупок Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты, связки короткие, развиты недостаточно Голос несильный, хотя порой звонкий Расширяется диапазон ре-до2 Возрастные характеристики детей 5-6 лет

Слайд 8

Достаточно развита речь, появляется возможность активного мышления Самостоятельность и активность сказывается на творческих проявлениях в певческой деятельности Голосовой аппарат все также хрупок Голос небольшой по силе Развивается плавно как у девочек, так и у мальчиков Диапазон ДО1 - РЕ2 Возрастные характеристики детей 6-7 лет

Слайд 9

Певческий диапазон 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Ре1-ля1 Ре1-си1 (до1) ре1-до2 (До1) ре1 -ре2

Слайд 10

Дыхание Детские лёгкие малы по своей емкости Естественная ограниченность силы звука

Слайд 11

«Зеркальце» - глядя в ладошку, как в зеркало, ребёнок выдувает воздух тоненькой струйкой в середину ладошки. (По В. Емельянову .) «Колокол» Глубоко вдохнём и на выдохе произнесём «Бом-Бом-Бом», одновременно хлопая в ладоши . «Коровка» дети прикладывают указательные пальцы себе к голове (рожки, и на выдохе продолжительно тянут « Му -у-у-у-у» (чья корова дольше мычит, тот и выиграл.) Дыхательная гимнастика

Слайд 12

Цель: отрабатывать правильное положение языка для четкости речи, развивать подвижность речевых мышц. •малышам 3-4 лет — научиться правильному звукопроизношению ; •6-7 лет -справиться с имеющимися нарушениями речи 1.Слегка покусать зубами кончик языка. 2.Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперёд и убирать назад. 3.Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом. 4.Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы. 5.Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь . Артикуляционная гимнастика

Слайд 13

Цель распевок – подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов. Задачи – предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению Диапазон - вначале очень ограничен – он равен малой или большой терции, но постепенно, по мере укрепления и развития голосовых связок он несколько расширяется. Благодаря систематическому распеванию у детей улучшается работа голосового аппарата, расширяется диапазон голоса вокальные упражнения способствуют охране детского голоса. Распевка

Слайд 14

Причины дисфонии : Различные заболевания Перенапряжение голоса Нарушение гигиены Детская дисфония -это нарушение голоса и речи

Слайд 15

занятия с детьми нужно проводить в хорошо проветренных помещениях; выбор песенного репертуара должен строиться с учётом диапазона детей дошкольного возраста; количество песен на музыкальном занятии должно соответствовать для каждой возрастной группы; следить, чтобы дети пели без напряжения; не допускать крика во время пения; по возможности ограничить пение во время болезни; не разрешать детям петь на улице в холодную и сырую погоду; с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года; в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру . Берегите детский голос! Рекомендации по охране детского голоса

Слайд 16

Презентацию подготовил: Глебова С.А. м узыкальный руководитель МДОУ « Детский сад комбинированного вида № 1 8. п. Разумное Белгородского района Белгородской области» glebova-svetlana@yandex.ru https://nsportal.ru/user/173542/guestbook https://www.maam.ru/users/565947 http://ds18.uobr.ru/mini-sayt-muzykalnogo-rukovoditelya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Охрана детского голоса"

Охрана детского голоса – забота каждого взрослого.       Каждый человек, родившись, получает драгоценный и великий дар, музыкальный инструмент – голос. Необходимо лишь научит...

Охрана детского голоса

Памятка для родителей  о важном средстве  музыкального развитии детей - пении. Советы как правильно нужно учить петь....

"Охрана детского голоса"

Консультация для воспитателей "Охрана детского голоса"...

Методическая разработка по использованию комплекса дыхательных и вокальных упражнений в работе по формированию певческих навыков и развитию детского голоса при постановки детской оперы М.Красева "Муха-Цокотуха"."

Данная методическая разработка-это серия интегрированных занятий, включающих в себя различные виды музыкальной театральной деятельности, а именно: пение,танец, актерское мастерство.Здесь предложены ра...

Пение. Певческий голос. Охрана детского голоса.

Певческий голос – дар природы. Однако, как и любой талант, он нуждается в развитии и совершенствовании. У певцов это называется постановкой голоса. Так же как будущий скрипач или пианист должен ...

Мастер-класс по формированию певческих способностей у старших дошкольников "Голос-игра-дети"

Цель:Распространение опыта в педагогическом сообществе.Задачи:Создать дружескую атмосферу;Научить работать с пособием «Разноцветные лоскутки»;Развивать зрительное и слуховое внимание;Форми...