Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГТ
консультация по теме

Урсуленко Татьяна Юрьевна

Консультация для воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад обще развивающего вида №29 «Солнышко» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район.

Педагог-психолог: Урсуленко Т. Ю.

Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГТ

Направления деятельности педагога-психолога с руководителем ДОУ

  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.
  2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
  3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
  4. Участвует в подборе и перестановке кадров (дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников).
  5. Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
  6. Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
  7. Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ.
  8. Предоставляет отчетную документацию.
  9. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
  10. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
  11. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.
  12. Участвует в комплектовании групп.
  13. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
  14. Участвует в городской экспериментальной площадке, научных работах, курсах повышения квалификации.
  15. Участвует в учредительном совете новой системы оплаты труда.
  16. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.

Со старшим воспитателем

  1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ.
  2. Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты.
  3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
  4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
  5. Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.
  6. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
  7. Участвует в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности.
  8. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
  9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
  10. Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК (если на базе ДОУ есть ПМПК).
  11. Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды.
  12. Участвует в психологическом сопровождении инновационной деятельности, городской экспериментальной площадке.
  13. Оказывает поддержку в развитии ИКТ.
  14. Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
  15. Проводит психологическое сопровождение конкурсов ("Знай-ка!", "Веселые старты", "Воспитатель года" и т. д.).
  16. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
  17. Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.
  18. Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой.
  19. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.

С воспитателем

  1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
  2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
  3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности УУД у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).
  4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
  5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
  6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
  7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
  8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
  10. Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
  11. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
  12. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
  13. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
  14. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
  15. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
  16. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
  17. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

С музыкальным руководителем

  1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
  2. Осуществляет психологическое сопровождение детей, особенно заикающихся, на музыкальных занятиях, а также на праздниках, во время развлечений и досуга.
  3. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для комбинированных и компенсирующих садов).
  4. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
  5. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
  6. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
  7. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
  8. Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.
  9. Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
  10. Участвует в проведении музыкальной терапии.
  11. Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях.
  12. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
  13. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

С воспитателем по физическому воспитанию и инструктором по физической культуре

  1. Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГТ.
  2. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
  3. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия "здоровье" и влияния образа жизни на состояние здоровья.
  4. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
  5. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
  6. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  7. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, организуя соревнования между возрастными группами: старшей и подготовительной).
  8. Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.
  9. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
  10. Участвует в организации взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями и центрами (при наличии договора с ними).
  11. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
  12. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
  13. Помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада).
  14. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).

С учителем-логопедом

  1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
  2. Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
  3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
  4. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.
  5. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
  6. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.
  7. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
  8. Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга, охраняя психику детей при введении отрицательных героев.
  9. Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений).
  10. Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.
  11. Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.

В консультативном пункте

  1. Информирует:
  • о путях преодоления трудностей в воспитании ребенка;
  • о симптоматике и оптимальных путях прохождения периодов кризиса 3 и 7 лет;
  • об игровых приемах, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-личностной сфер ребенка;
  • о способах элиминации нервно-мышечного напряжения;
  • о путях и методах формирования у ребенка школьной зрелости;
  • о психологической готовности ребенка к школе и оптимизации прохождения им периода адаптации к новым социальным условиям;
  • о результатах диагностики уровня психического развития ребенка;
  • о проблемах и достижениях ребенка, выявляемых в процессе работы с ним.
  1. Реализует:
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • государственную политику в сфере:
  • охраны психологического здоровья детей;
  • содействия социальной адаптации;
  • социальной защиты;
  • социальной реабилитации;
  • утвержденную программу работы ДОУ на текущий учебный год;
  • экспериментальную программу работы с детьми с учетом гендерных особенностей в рамках проекта "Московское образование: От младенчества до школы";
  • программу обеспечения безопасности образовательной среды в ДОУ (под руководством М.С. Миримановой);
  • принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
  • принцип "здесь и сейчас".
  1. Проводит психологическую диагностику интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер.
  2. Выявляет причины и механизмы нарушений в социальной адаптации, развитии, обучении.
  3. Осуществляет психологическую поддержку семьи.
  4. Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений.
  5. Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).
  6. Создает условия для предупреждения возникновения явлений дезадаптации детей в ДОУ, школе.
  7. Знакомит родителей:
  • с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
  • со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
  1. Объясняет родителям значимость:
  • создания условий для успешной социализации детей;
  • обучения игровому взаимодействию с детьми.
  1. Формирует:
  • психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
  • потребность к овладению психологическими знаниями;
  • модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
  • личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);
  • предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
  1. Проводит:
  • групповые тематические консультации для родителей:
  • индивидуальные консультации для родителей по запросу;
  • консультации по телефону по вопросам, не требующим личного контакта;
  • информационные беседы по телефону;
  • игровые сеансы с группой детей, объединенных по направлениям развития (интеллект, коммуникация, эмоционально-волевая сфера);
  • индивидуальное игровое взаимодействие с детьми группы риска.

В группе кратковременного пребывания

  1. Информирует:
  • о путях преодоления трудностей в воспитании ребенка;
  • о симптоматике и оптимальных путях прохождения периодов кризиса 3 и 7 лет;
  • об игровых приемах, направленных на развитие интеллектуальной, коммуникативной и эмоционально-личностной сфер ребенка;
  • об игровых приемах снижения психо-эмоционального напряжения;
  • о путях и методах формирования у ребенка школьной зрелости;
  • о психологической готовности ребенка к школе и оптимизации прохождения им периода адаптации к новым социальным условиям;
  • о результатах диагностики уровня психического развития ребенка;
  • о проблемах и достижениях ребенка, выявляемых в процессе работы с ним;
  • о формах игрового взаимодействия в семье;
  • о способах конструктивного выхода из конфликтной ситуации.
  1. Реализует:
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • государственную политику в сфере:
  • охраны психологического здоровья детей;
  • содействия социальной адаптации;
  • социальной защиты;
  • социальной реабилитации;
  • утвержденную программу работы ДОУ на текущий учебный год;
  • экспериментальную программу работы с детьми с учетом гендерных особенностей в рамках проекта "Московское образование: От младенчества до школы";
  • программу обеспечения безопасности образовательной среды в ДОУ (под руководством М.С. Миримановой);
  • принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
  • принцип "здесь и сейчас".
  1. Проводит психологическую диагностику интеллектуальной, коммуникативной и эмоционально-личностной сфер.
  2. Выявляет причины и механизмы нарушений в социальной адаптации, развитии, обучении.
  3. Осуществляет психологическую поддержку семьи.
  4. Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений.
  5. Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).
  6. Создает условия для предупреждения возникновения явлений дезадаптации детей в ДОУ, школе.
  7. Знакомит родителей:
  • с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
  • со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
  1. Объясняет родителям значимость:
  • создания условий для успешной социализации детей;
  • совместного игрового взаимодействия с ребенком;
  • учета психофизиологических особенностей ребенка для его успешного развития и воспитания.
  1. Формирует:
  • психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
  • потребность к овладению психологическими знаниями;
  • желание использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родительских отношений;
  • модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
  • личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);
  • предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
  1. Проводит:
  • групповые тематические консультации для родителей и педагогов;
  • индивидуальные консультации для родителей по запросу;
  • встречи с родителями в родительском клубе;
  • информационные беседы с родителями по результатам диагностических обследований, наблюдений;
  • индивидуальное игровое взаимодействие с детьми "группы риска";
  • консультирование педагогов по вопросам оптимизации отношений между детьми в группе и в системе "педагог - ребенок".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГТ

Необходимым условием реализации ФГТ в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процес­са. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ор...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОО В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В статье рассматриваются подходы к образованию детей с ОВЗ, цели, задачи. Коррекционная работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий сп...

Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС ДОО

Данный материал показывает взаимодействие и направления деятельности педагога-психолога с руководителем ДОУ, старшим воспитателем, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическо...

«Взаимодействие воспитателя со специалистами ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, что вызывает необходимость ...

Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ

Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ  Направления деятельности педагога-психолога с руководителем ДОУ 1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного у...

Доклад на тему: "Взаимодействие специалистов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"

Взаимодействие специалистов в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей. В нашем выступлении мы расскажем о совместной программе такого в...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...