Этические беседы
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Слюсаренко Людмила Витальевна

Беседы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eticheskie_besedy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на тему: «Как вести себя во время разговора»

Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

Дидактический  материал -  сюжетные картинки с изображением  ситуаций  вежливого  поведения детей во время  разговора.

Ход беседы: Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки и обратить внимание на основные правила поведения во время разговора:

  • Говори вежливым тоном;
  • Используй «волшебные» слова;
  • Смотри в лицо собеседника;
  • Не держи руки в карманах.

Далее выясняется, что:

  • Во время разговора не следует, есть, например, пирожок, так как никому неприятно смотреть, как ты пережевываешь пищу, брызги слюны могут попасть в лицо собеседника, да и ты при этом произносишь слова невнятно;
  • Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения;
  • Невежливо, если мальчик сидя разговаривает с рядом стоящим взрослым, конечно, мальчик должен встать.

Педагог предлагает послушать и обсудить стихотворения, в которых говорится о правилах поведения во время разговора.

                       Г.Остер                                                            А.Кондратьев

    Советы непослушным детям                                        Перебивалка

      Если к папе или маме                                                    - За рекой…

      Тетя взрослая пришла                                                   - За какой?

      И ведет какой-то важный                                             - За широкой такой!

      И серьезный разговор,                                                  Проживал крокодил…

      Нужно сзади незаметно                                                - Что жевал крокодил?

      К ней подкрасться,                                                        - Не жевал!

      А потом                                                                          Про – жи – вал!

      Громко крикнуть                                                           Просто жил крокодил,

      Прямо в ухо:                                                                  - Но ведь ты говорил

     «Стой! Сдавайся! Руки вверх!»                                   что он что-то жевал?

     И когда со стула тетя                                                    Или  пере – жи – вал?

     С перепугу упадет                                                         Ох! Ну ладно, жевал

     И прольет себе на платье                                              И кусал, и глотал

     Чай, компот или кисель,                                               Тех, кто перебивал!

     То, наверно, осень громко,

     Будет мама хохотать,

     И, гордясь своим ребенком,

     Папа руку вам пожмет!

Беседа на тему: «Правила поведения за столом дома и в детском саду»

Программное содержание:

Учить детей правильно отвечать на заданные вопросы, самим задавать вопросы своим товарищам. Закрепить навыки культурного поведения за столом. Познакомить с умением пользоваться вилкой и ножом одновременно. Воспитывать аккуратность.

Подготовка:

В течение 3-х лет детей учили правилам поведения  за столом. Цель данного задания повторить все правила  младшей группы и дать новое правило общения с вилкой и ножом.

Методические приемы:

  1. Предложить детям  вспомнить правила поведения за столом. Дать наводящие вопросы:

        а) что нужно сделать, прежде чем сесть за стол? (вымыть руки с мылом, причесаться);

        б) какая осанка должна  быть во время обеда (еды).

 (спина  ровная, ноги под столом вместе, локти на стол класть нельзя);

        в) какую услугу можно оказать своему товарищу по мере необходимости? Можно ли мешать своему товарищу? (товарищу мешать нельзя, можно подать соль, хлебницу с хлебом, салфетку).

        г) Какие есть правила о том, как пить и есть?

 (пить, и есть бесшумно, есть с закрытым ртом, пищу брать понемногу);

       д) Что делать, чтобы не крошить, е проливать пищу?

(чашку передвигать по столу тихонько, не  набирать полную ложку, есть надо над тарелкой).

  1. Дать несколько ситуаций за накрытым столом. Дети садятся за стол те, кого называет воспитатель или дети. И показывает, как и каким столовым прибором, он будет пользоваться.

           Например, воспитатель говорит: «На обед суп вермишелевый, на второе картофельное пюре и рыба, на третье  компот»

Вызванный ребенок  показывает, как он будет есть. Воспитатель следить показывает, что бы  дети  ни ели с конца наклоняли  ложки, а несколько ближе к боковой части. Доедая пищу, наклоняли тарелку от себя. Вилку во время еды картофеля, котлеты, мяса – держать вогнутой часть. Вниз, при еде  гарнира вогнутая частью вниз, при еде гарнира вогнутая  часть  должна быть обращена вверх. Посуду после еды, чтобы составили в столбики. Детям дать возможность, чтобы задавать вопросы.

  1. Показать новое правило поведения за столом: как есть оладьи, мясо. Вилку держать в левой руке, нож в правой. Дать детям  поупражняться с вилкой и ножом.

Словарная  работа и речевое упражнение.

    Активизировать словарь детей в названии культурного поведение за столом, в названии принадлежности столовых приборов.

    Название слов - действий, что делают  за столом (едят, жуют, благодарят, режут, мажут и.т.д).

Беседа на тему: «Пословицы и поговорки».

«Честность и скромность украшает человека»

«Не одежда красит человека, а поведение»

«Лучше горькая, правда, чем красивая ложь»

«Обещал, значит выполни»

Программное содержание:

      На конкретных примерах (поступках окружающих людей, героев художественной литературы). Формировать моральное представление о честности, скромности, душевной красоты.

      Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: лживости, себялюбия.

      Поощрять умение детей давать подходящие в данный момент пословицы и поговорки. Учить делать обобщения.

Подготовка:

      Детям читали много произведений:

- «Что легче» В.А.Осеева (о честности, правдивости);

- «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака (о скромности);

- «Леденец», «Огурцы» Н.Носова (о честности, правдивости);

- «Косточка» Л.Толстого (о честности);

- «Честное слово» В.А.Осеева (выполнение обещания);

- «Айога» сказка (осуждение себялюбия);

- «Двенадцать месяцев» С.Маршак (сказка о скромности и себялюбии).

       Читая  произведения, давали им подходящие пословицы и поговорки.

    «Рассказ о неизвестном герое» - «Честность и скромность украшает человека»; «Что легче?», «Леденец», «Огурец», «Косточка» - «Лучше горькая правда, чем красивая ложь»; «Айога», «Двенадцать месяцев» - «Не одежда красит человека, а поведение»; «Честное слово» - «Обещал, значит выполни».

Методические приемы:

  1. Спросить  у детей, какие пословицы и поговорки они знают о скромности, в каких произведениях рассказывается о скромных людях.

          А кого вы знаете скромного в нашем детском саду, у себя  дома?

          За какие  поступки их можно назвать скромными?

  1. Спросить, какие пословицы и поговорки дети знают о честности, честных людях, в каких произведениях рассказывается о таких людях? О честных товарищах.
  2. Спросить, какие произведения дети знают о выполнении своего слова, какую пословицу они знают о выполнении своего слова. Поговорить о том, всегда ли они выполняют свои обещания. Спросить каких же людей больше любят, какие люди любимые. Сравнить девочек в сказке «Айога», девочек в сказке «Двенадцать месяцев».
  3. В конце непосредственной образовательной деятельности спросить, чем мы сегодня занимались, о чем вспомнили, что узнали.

Словарная работа и речевое упражнение:

Активизировать словарь: честность, скромность, правда, ложь.

Пояснить слово «себялюбие».

Спросить сколько слогов в слове «себялюбие», какой первый звук в слове, «правда», какой последний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этическая беседа "Доброта, что солнце!"

Этическая беседа с детьми старшей группы о понятии слов "добро" и "доброта". о необходимости совершать добрые дела и поступки....

КОНСПЕКТ ЭТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ «ВСЕГДА ЛИ СМЕХ В РАДОСТЬ?»

Программное  содержание:Развивать  чувства, аналитические  умения  детей.Вызывать  эмоциональный  отклик  на  рассказ  В.А.Сухомлинского  «Посмеялись…...

ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Этические беседы по нравственному воспитанию с дошкольниками в разных возрастных группахЦель: воспитывать в детях любовь к ближнему, отзывчивость, вежливость, доброжелательность....

Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.

Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»1.«Животные – наши друзья».Цель: Формировать доброжелательное отношение...

Комплекс этических бесед на тему «ДРУЖБА» Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»Цель:формирование у детей нравственно-этических норм, воспитания желания быть дружными.Задачи:1) научить детей видеть нравствен...