Рабочая программа "А у нас в светёлке"
рабочая программа на тему

Дорофеева Светлана Юрьевна

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

  1. Пояснительная записка    
  2. Учебно- тематический план 
  3. Основные направления и содержание программы        
  4. Методическое обеспечение программы     
  5. Список  используемой литературы         

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_muzykanta_kak_u_nas_v_svetyolke.docx57.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка-детский сад № 57 «Одуванчик»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  КРУЖКА

«Как у нас в светёлке»

            ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА ДЕТЕЙ  4-7 лет

             СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 3 ГОД

                                               РУКОВОДИТЕЛЬ:

                                                                    Музыкальный руководитель МДОУ:

Дорофеева С.Ю.

г. Нерюнгри

2012г.

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка    
  2. Учебно- тематический план  
  3. Основные направления и содержание программы        
  4. Методическое обеспечение программы      
  5. Список  используемой литературы          

                             1.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Программа разработана  на основе программы «Оберег» (Е.Г.Боронина). Она направлена на формирование определённой среды: создание фольклорного ансамбля, наличие национальных костюмов для детей и взрослых, музыкальное воспитание детей на народных традициях, обучение игре на народных инструментах и применение их в исполнительской практике, организации эвристической, развивающей игровой музыкально-прикладной деятельности детей.

Основа программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танце, закличек и т.д. передаваемых из года в год, из поколения в поколения.

       Ознакомление детей фольклором актуально, так как способствует развитию творческой деятельности, позволяет личности раскрыться, ведёт к импровизации, являющейся сутью фольклорной традиции.

Цель программы - воспитание ребёнка в традициях отечественной народной   культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Задачи:

  • Формировать и углублять знания детей о  народном творчестве и традициях русского народа.
  • Дать детям представление о видах  народного танца, освоить элементы русских  народных движений для мальчиков и для девочек, развивать координацию и музыкальность выполнения  движений, большое внимание уделить характеру и манере  исполнения, побуждать к  передаче  выразительности  образа.
  • Развивать певческие способности детей через ознакомление с народными песнями,  придумывать напевы на основе образцов народных песен.
  • Прививать   детям  устойчивый интерес к устному народному творчеству.
  • Познакомить  детей с отличительными особенностями повседневного и праздничного  русского  костюма, традиционной русской летней и зимней одеждой.
  • Дать представление об истории возникновения календарно-обрядовых праздников. При организации народных календарных праздников привлекать детей.
  • Познакомить с историей создания народных инструментов, учить самостоятельно  изготавливать простейшие шумовые инструменты.
  • Продолжать воспитывать желание познавать русскую народную культуру.

         Формы проведения занятий:

  • Групповые:

средняя группа – 20 минут;

старшая и подготовительная к школе группы – 25 – 30 минут;

        Ожидаемые результаты:

  • обогащение словарного запаса.
  • самостоятельно импровизировать песни.
  • научиться импровизировать на музыкальных инструментах.
  • улучшение танцевальных навыков.
  • развитие диалогической и монологической речи.
  • Развитие специальных музыкальных способностей ( чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления).

        Методические приемы:

  • наглядный, словесный, практический;
  • беседы с детьми;
  • наблюдение за природой;
  • слушание русских народных песен, сказок;
  • инсценировки песен и малых фольклорных форм;

Формы подведения итогов и реализация программы:

  • участие в вечерах развлечений, утренниках, праздниках и других общих мероприятий;
  • мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы(2 раза в год: октябрь - промежуточный, май - итоговый);
  • отчет о работе кружка на Педагогическом совете (май).

Место проведения:

  • музыкальный зал.

Учебно-тематический план занятий по программе «А у нас в светёлке»

Рассчитан на  учебных часов (20 мин. в неделю)

1-й год обучения

Время проведения: вторая половина дня, один раз в неделю по 25 минут

Тема                

Всего

   1

«Осенние хлопоты»

1час

   2

«Сошьём  Дуне сарафан»

40мин

   3

«Кузьминки»

40мин

   4

«У бабушки Натальи»

20мин

   5

«Ярмарка  игрушек»

40мин

   6

«Здравствуй Зимушка-зима»

40мин

   7

«В хороводе были мы »

40мин

   8

«На пороге-Коляда»

40мин

   9

«Рукавичка»

40мин

  10

«Чудо-балалайка».

40мин

  11

«Красна песня ладом »

1час

  12

«Колыбельная песенка»

40мин

  13

«Грач во дворе весна на дворе»

1час

  14

«Пасха»

20мин

  15

«Сороки»

20 мин

  16

«Весёлые звоночки»

40мин

  17

«Учиться – всегда пригодится»

20мин

Учебно-тематический план занятий по программе «А у нас в светёлке»

Рассчитан на  учебных часов (25 мин. в неделю)

2-й год обучения

Время проведения: вторая половина дня, один раз в неделю по 25 минут

Тема                

Всего

   1

«Что летом родиться – зимой пригодиться»

1ч15мин

   2

«Осень – сноп последний косим»

  50мин

   3

«Великий покров»

1ч15мин

   4

«Русская народная игрушка»

 50мин

   5

«Придумай узор для платка»

 50мин

   6

«Зима – не лето, в шубу одето»

 50мин

   7

«Ходит сон близ окон»

 50мин

   8

«Пришла Коляда накануне Рождества»

 50мин

   9

«Гончарные мастеровые»

 50мин

  10

«Солдатушки -бравы ребятушки».

 50мин

  11

«Живет в народе песня»

1ч15мин

  12

«Ой, ты, Масленица»

 50мин

  13

«При солнышке - тепло, при матушке – добро»

1ч15мин

  14

«Шутку шутить – людей насмешить»

50мин

  15

«Русский колокольчик»

50мин

  16

«Веселая викторина»

25мин

Учебно-тематический план занятий по программе «А у нас в светёлке»

Рассчитан на 15 учебных часов (30 мин. в неделю)

3-й год обучения

Тема                

Всего

   1

Введение

30мин

   2

«Осень, осень в гости просим»

   3ч

   3

«Календарные приметы»

1ч30мин

   4

«Зимушка хрустальная»

3ч30мин

   5

«Февраль- вьюговей»

    2ч

   6

«Весна-красна пришла»

2ч30мин

   7

Май-травеник

1ч30мин

   8

Заключение

30мин

        Итого :        15 часов

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

            Занятия кружка проводятся 1 раза в неделю. В основном проводятся практические занятия,  рассчитаны на активное участие ребенка в деятельности.

Занятия  комплексные, на них решаются задачи по каждому разделу программы, продолжительность каждой части занятия зависит от того, какая задача является ведущей.        

Процесс занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему работы по ознакомлению с народным творчеством и традициями. Структура занятий рассчитана на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной форме, по возможности основываясь на сюжетном построении. Основными принципами развивающей деятельности педагога является  расширение возможностей ребенка, работа в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский), а не тактика доступности.

Эффективно применение гибкой, синкретичной, вариативной структуры занятий  различных видов, а также других форм приобщения ребенка к музыке в семье, повседневной жизни детского сада, объединяющих различные виды музыкальной и художественной деятельности при ведущей роли игры, сказки, сюжетности, способствующих эмоциональной увлеченности детей музыкой и осознанности ее восприятия, проявлениям образного мышления и воображения, творческой активности, музыкально-эстетического сознания (эстетических эмоций, интереса к музыке, основ вкуса, идеальных представлений о красоте).

Занятия — основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры детей. Все виды занятий (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от  уровня развития музыкальной культуры детей. Предлагаемая подборка репертуара программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединять их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов. Развитие образной речи детей предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в музыкально-ритмической и художественной деятельности.

         Для формирования основ музыкально-ритмической культуры детей важно, чтобы музыка звучала и в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях. Это — слушание знакомых русских фольклорных произведений, полюбившихся детям, музыкальные игры-путешествия в прошлое и настоящее, музыкальные игры-сказки, звучание музыки фоном во время тихих игр, рисования, проведение тематических(календарно-обрядовых  музыкальных вечеров, бесед-концертов, театральных постановок).

Одним из важнейших вопросов, определяющих направление работы с детьми, является содержание и формы проведения праздничных утренников. Праздничные даты могут отмечаться по-разному: развлечения, тематические или комплексные занятия, а не только в виде утренника.

          Музыкальные игры-сказки на сюжеты литературных произведений или сказок, сочиненных педагогом, могут составить основу любого праздника. При этом важно, что взрослый берет на себя не только подготовку сказки (подбор музыкального сопровождения, соответствующего по эмоциональному содержанию сказочным образам), но и читает текст, а дети могут произносить (или пропевать, импровизируя) отдельные реплики персонажей, включаться в действие сказки, передавая характер героев в ритмопластических импровизациях. Такая форма исключает натаскивание, сокращает время на подготовку сказки, несет в себе огромный развивающий эффект, так как именно музыка  помогает детям находить выразительные характеристики образов сказки, побуждает к творчеству. Такие праздничные утренники способствуют формированию музыкальной и общей культуры не только детей, но и родителей.

       Необходимо, чтобы музыка (не только развлекательная) звучала и

в семье. Поскольку объем внимания ребенка невелик, целесообразно давать слушать детям небольшие произведения или яркие фрагменты.

        Широко используются разнообразные методы и приемы обучения:

  • наглядные:  просмотр видеозаписей, рассматривание иллюстраций, предметов быта, русских костюмов, инструментов, показ движений;
  • словесные: рассказы педагога, прослушивание  мелодий, песен, русского фольклора и т.д. Значение словесного метода в процессе формирования основ музыкальной культуры детей также очень велико. Речь идет не о каком-либо пересказе музыки (занятие действительно бессмысленное), а о необходимости углубить восприятие музыки детьми, сделать его эмоционально-осознанным. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы.
  • практические:  активное участие каждого ребенка в танцах, пении, инсценировках,  сочинительстве, продуктивной деятельности.Практический метод также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими и творческими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя », выразить во внешних проявлениях свои переживания.
  • игровые: сюжет занятий, народные игры.

          Дети должны накапливать на посильном для них материале опыт самостоятельных и творческих действий. Важно, чтобы ребенок чувствовал заинтересованное отношение к музыке близких ему взрослых людей. Слушая музыку с детьми, рассказывая сказки друг другу, надо иногда предлагать им передать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, движениях рук, в игре на музыкальных инструментах, соответствующих по тембру звучанию произведения, учить их передавать характер музыки в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин .

Программа предполагает использование таких методов и приемов музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Система формирования музыкальной культуры детей предполагает использование различных методов. Каждый из трех основных методов — наглядный, словесный, практический применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление, упражнения (воспроизводящее и творческое), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Степень нарастания проблемности педагогических методов регламентируется в зависимости от накопления детьми самостоятельных и творческих действий. Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способности к элементарным суждениям и оценкам, развивают творческое воображение, углубляют эмоциональное сопереживание, интерес к музыке.Кроме традиционных, применяются методы формирования основ музыкальной культуры детей. Это методы контрастных сопоставлений произведений и уподобления характеру звучания музыки, которые способствуют осознанности восприятия, созданию проблемных ситуаций, углубляют эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение, творчество.

  • Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Двигательное, словесное, полихудожественное  и прочее уподобление музыке способствует своеобразной подстройке к звучанию, нахождению  эмоиионального унисонаи является способом выявления и выражения смысла музыкальной речи, различения средств музыкальной выразительности, меняющихся в каждый миг звучания музыки. Для применения метода уподобления характеру звучания необходима творческая распознавательная установка на восприятие и выражение эмоций.

В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности:наглядно-слуховой (исполнение музыки - музыкальное интонирование) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картин, применение наглядных пособий — полихудожественное уподобление характеру музыки).

 Приемы развития музыкального восприятия необходимо варьировать, сочетать друг с другом.

          Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов (наглядный, словесный и практический) должен применяться в проблемной форме, с нарастаниемпроблемности. Важно создавать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску детьми ответов на вопросы, способов деятельности.

          Проблемные ситуации создаются при сравнении произведений различных видов искусства — музыки, поэзии, живописи (поли-художественное уподобление характеру музыки). Важно точно и тонко подбирать произведения для сравнения.

       Словесный метод также не всегда носит характер проблемности (разъяснение, пояснения, рассказ), но может быть в той или иной степени проблемным, если побуждать детей к сравнениям, выражениям предпочтений, самостоятельным высказываниям (о характере музыки, жанровой принадлежности музыкального произведения, связи характера музыки со средствами музыкальной выразительности и т.д.).

      Практический метод, как и другие методы, может содержать в себе элементы проблемности и не иметь их. Иногда требуется прямой показ способов действий, передача практического опыта детям.

            Практический метод приобретает характер проблемности, если педагог показывает не один вариант выполнения действий, а два или несколько. В такой проблемной ситуации дети должны, например, выбрать из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки, или принять все возможные варианты.

            Выбор методов зависит и от возраста. Большое значение в музыкальном воспитании имеют тон речи педагога, мимика, манера его общения с детьми. Эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ребят к, музыке и музыкальной деятельности (интонационное и мимическое уподобление характеру звучания музыки). Тон речи педагога может усилить впечатление необычности, сказочности ситуации, придать беседе поэтичность или праздничность. Меняя окраску речи, педагог переключает внимание детей, регулирует их эмоциональные проявления, усиливая или ослабляя их.

 Ни одно занятие кружка не обходиться без использования аудио- и видеоаппаратуры.

        В основу реализации программы положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отличая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.

       Работа проходит в тесном сотрудничестве с воспитателями, поскольку без решения  задач кружка  в течение дня невозможно добиться положительных результатов

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

         Программа рассчитана на 3 года обучения, предназначается для детей 4-7 лет, в  ней учтены такие виды музыкальной деятельности, как  пение, музыкально-ритмические движения (упражнения, игры, хороводы, пляски), игра на народных инструментах. Составлен план проведения праздников и развлечений по народной тематике. Программа имеет тематическое построение. Система фольклорных занятий спланирована на основе дат народного календаря, которые представлены не просто как занятия, а как небольшие праздники. При этом дети не только получают интересную информацию, но и проникаются духом любви к родной земле-кормилице, радостью и благодарностью к ее щедрости.  

Первый год  обучения для детей дошкольного возраста от 4 до 5лет – этап «вхождения» в народное искусство, первого практического знакомства с ним. Основными видами деятельности являются слушание-восприятие, игры (музыкальные и словесные) и пение (подпевание взрослым). А так же происходит развитие речи на таких жанрах, как пестушки, потешки,  прибаутки, чистоговорки. Изучаются также: тема дома и домашнего уюта, лесные обитатели и  домашние животные.

Второй год  обучения для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет –  направлен на интенсивное освоение фольклорных традиций. На этом этапе уделяется большое внимание музыкальному  материалу: изучение народного календаря, а также элементарные игровые хороводы и пляски, игра на детских музыкальных инструментах.

Третий год обучения  является восстановлением преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей; нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка. Ознакомление с обширным этнографическим и музыкальным материалом и интенсивное освоение фольклорной традиции. Серьезное внимание уделяется певческой работе. Углубленная работа по Народному календарю. Изучение народных примет, обычаев, обрядов, суеверий русского народа.

        Практический материал программы подобран в соответствии с указанными темами и возрастными особенностями детей. В программу входят колыбельные песни, пестушки, потешки, а также календарные песни, игровой фольклор, плясовые и хороводные песни, танцы. Песенный материал должен быть несложен по мелодическому и ритмическому строю.

         Занятия проводятся  по 10-12 человек в группе 1 раз в неделю  по 20-30 минут  в форме занимательной игры, спектакля.  Объединены в своеобразные блоки различной тематики, которые могут быть вариативными, чтобы педагог мог выбрать то, что соответствует его возможностям (состав группы, подготовка детей и т. д.).  Программа  занятий  каждого года обучения составлена в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями детей.

Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение:

     •музыкально-ритмическое движение, развитие чувства ритма;

     •распевание, работа над дыханием, пение;

     •пальчиковая гимнастика;

     •пляски, игры, хороводы.

В процессе обучения используются следующие формы работы:

    •практические тематические занятия;

    •беседы;

    •фольклорные праздники;

    •отчетные концерты;

    •спектакли фольклорного театра (постановки сказок);

При изучении тем используются:

    •наглядные пособия;

    •традиционные предметы домашнего обихода;

    •национальные костюмы;

    •фото, аудио, видеоматериалы;

           Основополагающей методической позицией на фольклорных занятиях стало моделирование процесса художественного творчества, основывающееся на принципах построения фольклорных занятий – импровизации, образно-игрового вхождения в музыку, художественного фольклорного исполнения произведения, создания образно-игрового «фона» на всем протяжении фольклорного занятия, требующих от детей перевоплощения, усиленной работы фантазии, воображения.

         В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа,  пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок, участие в концертной деятельности  с целью пропаганды народного творчества.

Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам:        

  1. лет
  • Разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
  • Слышать и правильно интонировать в пределах кварты и квинты.
  • Иметь элементарные представления о народных праздниках (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица) и их традициях.
  • Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
  • Уметь чередовать разные приёмы игры на ложках, отстукивать простейшие ритмы на бубне.
  • Знать название инструментов (треугольник, дудочка, балалайка) и различать их по звучанию.
  • Ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка»), идти за ведущим змейкой, перестраиваться в пары из круга и наоборот, кружиться в парах с разным положением рук, делать воротца и проходить через них.
  • Оказывать посильную помощь сверстникам и взрослым.
  • Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.

5-6 лет

  • Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.
  • Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
  • Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.
  • Слышать и правильно интонировать в пределах октавы.
  • Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха).
  • Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
  • Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре.
  • Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию.
  • Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске.
  • Оказывать помощь сверстникам и взрослым.
  • Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
  • Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
  • Проявлять внимание и заботу к близким.
  • Передавать полученные знания малышам.

6-7лет.

  • Показ сценок с любым видом театра. Уметь импровизировать.
  • Введение в свои выступления не только устного, но и музыкального фольклора.
  • С желанием участвовать в любом виде деятельности.
  • Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.
  • Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.
  • Петь открытым звуком с чёткой артикуляцией.

  1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ  РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ФОЛЬКЛОРЕ.

Диагностика выделенных показателей проводится в форме индивидуальных и фронтальных исследований при выполнении детьми специально разработанных заданий.

Уровни владения детьми народным музыкальным фольклором.

  Наличие элементарных знаний о народных традициях

1.        Знание народных инструментов

2.        Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)

3.        Багаж народных игр

4.        Формирование певческих навыков

5.        Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора

6.        Художественно творческое развитие

Методика выявления уровня владения детьми народным музыкальным фольклором.

        Определение уровня владения детьми музыкальным фольклором осуществляется в непринуждённой беседе с ребенком. Используются игровые приёмы и многочисленные наглядные предметные пособия, детские музыкальные инструменты.

        В предлагаемой ниже таблице представлены материалы, раскрывающие уровневую оценку каждой из семи показателей владения детьми народным музыкальным фольклором.

Показатели

Уровни

Баллы

Эмоциональная отзывчивость при восприятии  русского народного фольклора

 У ребёнка отмечается яркое эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору, умение самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно образное описание

4 балла

У ребёнка имеется эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору: он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого.

3 балла

 У ребёнка имеется эмоциональное отношение к музыкальному фольклору, может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия).

2 балла

Наличие элементарных знаний о народных традициях

Ребёнок отлично отвечает на вопрос муз.рук. о народном празднике (по желанию ребёнка) а также ребёнок без помощи взрослого сам рассказывает о празднике и традиции выбранных им самим народном празднике

4 балла

Ребёнок хорошо отвечает на вопрос, но после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные)

3 балла

Ребёнок различает праздники и традиции с опорой на немузыкальные компоненты

( используется зрительная наглядность)

2 балла

Формирование певческих навыков

Ребёнок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит  незнакомую мелодию ( по усмотрению муз.рук)

4 балла

Ребёнок правильно воспроизводит песню или мелодию после оказания ему моторной помощи

2 балла

Багаж народных игр

Ребёнок отлично знает несколько народных игр, называет их без помощи взрослого (3-4 игры)

4 балла

Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после словесной помощи взрослого (2-3 игры)

3 балла

Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после оказания ему моторной помощи (Показ действий к игре или название игры)

(1-2 игры)

2 балла

Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)

Знание перечисленных жанров малого фольклора ( 5-6)

4 балла

Знание перечисленных жанров малого фольклора ( 4-5)

3 балла

Знание перечисленных жанров малого фольклора ( 3-4)

2 балла

Знание  русских народных инструментов

Ребёнок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания русских народных инструментов

( по усм. муз.рук).

4 балла

Ребёнок хорошо различает тембровые отношения русских музыкальных инструментов после словесной помощи характеризующей звучание инструментов

3 балла

Ребёнок различает тембровые свойства музыкальных  инструментов после оказания ему моторной помощи

( предлагается поиграть ребёнку на инструменте и даётся характеристика особенности звучания)

2 балла

Художественно-творческое развитие

Ребёнок свободно сочиняет или исполняет оригинальную песню или танец («свою» песню или танец)

4 балла

Ребёнок сочиняет и исполняет песню или танец после словесной помощи взрослого (элементарная словесная помощь)

3 балла

Ребёнок сочиняет и исполняет песню  или танец после оказания моторной помощи ( предлагается образец исполненный взрослым, который исполняется вместе с муз.рук.)

2 балла

Анализ и обобщение полученных результатов

(даёт возможность получить общую картину уровня развития детей фольклором)

Все данные мониторинга фиксируются в таблице:

Список детей

Показатели

1

2

3

4

5

6

7

Общая оценка

Уровень развития

1

2

3

4

5

6

7

8

Уровень развития ребёнка определяется суммой развития семи основных показателей деленных на общее количество показателей-7.

Итоговый показатель уровня развития музыкальности ребёнка рассчитывается по формуле

УМР= 1+2+3+4+5+6+7

                                7

1- эмоциональная отзывчивость при восприятии народного фольклора

2-наличие элементарных знаний о народных традициях

3- формирование певческих навыков

4- багаж народных игр

5- владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)

6- знание русских народных инструментов

7-художественное творческое развитие

Примерные нормы оценки уровня владения детьми фольклором (в баллах)

Уровни

Итоговые показатели ( в баллах)

Оптимальный

3,5-4 балла

Высокий

2,4-3,4

средний

1,3-2,3

Описательная характеристика уровней владения народным фольклором ребёнка дошкольного возраста

IV (Оптимальный) уровень владения народным музыкальным фольклором 3, 4-4 балла.

Ребенок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности, ярким эмоционально-оценочным отношением к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умением охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание, самостоятельно дает жанровую характеристику музыкальных произведений, отличается творческим отношением к различным видам музыкальной деятельности и прекрасной музыкальной памятью.

III (высокий) уровень владения народным музыкальным фольклором 2,4-3, 4 балла

У ребёнка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно даёт жанровую характеристику музыкальных произведений и рассказывает об общем характере музыки. Отличается хорошей музыкальной памятью.

II (средний) уровень владения народным музыкальным фольклором, 1,3-2, 3 балла

У ребёнка отмечается интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. Определить жанр при условии оказания ему словесной помощи с опорой на зрительную наглядность или моторную помощи.

Заключение

       Разработанная программа строилась как на целенаправленном обучении детей основам традиционной народной культуры, так и на самостоятельном её перенимании, использовании обучающих возможностей собственно детского коллектива.

        Подбор репертуара основывается на опыте народной педагогики, учитывающей:

а) возрастные и индивидуальные возможности детей;

б) возможности различных жанров и конкретных произведений фольклора в обучении культуре;

в) связь музыкального фольклора с народным календарём, чредой праздников и будней, семейными событиями и т. д.

     Проведённая работа позволяет сформировать следующие выводы:

Разработанные и проверенные в процессе работы педагогические условия приобщения детей к народной культуре (народная культура предоставлена во взаимосвязи духовного, музыкально-фольклорного, познавательного компонентов; осуществляется комплексный подход к освоению музыкального фольклора; реализуется атмосфера сотворчества детей и взрослых). У детей возрастает интерес к народной культуре, развиваются способности художественного восприятия, формируются основы музыкально- фольклорной деятельности, активизируется художественно-творческое развитие.

5.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Аникин В.П. «Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре»
  2. Аверкин А. «Русские частушки»
  3.  Бахтин В. «От былины до считалки»
  4. Жуковская Р. И. и др. Родной край: Пособие для воспитателей дет.сада/Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985
  5. Зимина А. Н.Народные игры с пением. Практическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы, студентов педагогических вузов и колледжей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. (Сценарии детских праздников и развлечений).
  6. Кононова Н. Г.  Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и муз. Руководителя  дет.сада: Из опыта работы.— М.: Просвещение, 1990.
  7. КамаеваТ.Ю.Федеральная целевая программа книгоиздания России. РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР. ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ.-Камаева Т.Ю., 1994.
  8. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г Кукольный театр — дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и муз.руководителей  дет. садов. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1982.
  9. Орлова Ф. М.  и Соковнина Е. Н.  Нам весело. Пособие для воспитателя и   муз.руководителя  дет. сада. Сост.: Ф. М. Орлова и Е. Н. Соковнина. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1973.
  10. МасловаТ.А. Знакомство с природными явлениями и фенологическими наблюдениями в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы. - Тула: Изд-во Тул.гос.пед ун-та им.Л.Н.Толстого, 2002..
  11. Натарова В. И Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост. Натарова В. И. и др. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005
  12. Некрылова А.Ф.  «Круглый год»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Морохин В. Н..Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия: Учеб. пособие для филол. спец. вузов / Сост..- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк.,

2.Рыженков Г.Д. «Народный мясецеслов».

  1. Руднев  В.А.  « Обряды народные и обряды церковные»
  2. Соколова  Г. Т.. Детские частушки для друга и подружки./ Сост. Г. Т. Соколова. Худож. С. В. Павлычева. — Ярославль: Академия развития, 2007. (Потехе час).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого кружока "Посиделки в светёлке" тема: "Развитие прикладного творчества дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек - тряпичная кукла"

Цель: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.Задачи:Обучающая: изучить народные ...

Горизонтальный пластический балет по программае Ефименко Н.Н."Осень"

Горизонтальный пластический балет -это одна из интереснейших форм физкультурно-оздоровительной работы, где с помощью  красивых движений , пластики, музыки дети рассказывают физкультурные сказки н...

Методическая разработка конспектов "Русской светёлки" для работы с детьми младшего дошкольного возраста

Здесь расположены конспекты для работы с детьми младшего дошкольного возраста необходимые при знакомстве с народным бытом своего государства,его обычаями, традициями, народным фольклором и др. Конспек...

Перспективный план работы мини-музея «Светёлка»

План работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей, бытом и обычаями русского и мордовского народов....

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...