Перспективный план работы мини-музея «Светёлка»
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

Саламаткина Елена Викторовна

План работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей, бытом и обычаями русского и мордовского народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetelka.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №5»

Перспективный план
работы  мини-музея «Светёлка»
 подготовительная группа №14 

                                                                                                                                 Воспитатель:
                                                                                                                                       Саламаткина Е.В.


№ п/п


Тема занятия


Программное содержание

Методы и приёмы


Материал


Литература

1

Что летом родится, зимой пригодится!

Побеседовать с детьми о прошедшем лете; повторить заученные ранее пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадать загадки о лете. Развивать логическое мышление, память, речь детей.

Беседа о лете, повторение пословиц, поговорок, песенок, загадывание загадок.

Костюм бабушки Арины, призы, шкатулка.

О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», с.66

2

Луков день.

Рассказать детям о русском народном празднике – Лукове дне. Уточнить, сколько значений имеет слово «лук».

Сюрпризный момент, загадки, вопросы, угощение.

Костюм бабушки Арины, лук, луковый пирог.

Журнал «Дошкольное воспитание» №11 (1997г.), с. 17

3

В гостях у хозяюшки.

Продолжать знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками; обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора.

Сюрпризный момент, вопросы, пословицы, рассматривание предметов русского быта, загадки.

Костюм Хозяюшки (русский народный костюм), старинные предметы быта, блины, чашки, самовар.

Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», с.40

4

Жизнь мордвы в старину.

Вызвать у детей интерес к жизни мордвы в старину (мордовская деревня, крестьянская изба); дать представление о мордовской избе, сравнить русскую и мордовскую избы, найти сходства и различия.

Беседа.

Предметы быта мордвы.

Там же, с.51

5

Гуляй, да присматривайся!

Рассказать детям об октябре, его приметах. Познакомить со старинными русскими названиями октября (листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост, хлебник); обычаями и народными праздниками (Покров, Сергиев день, Параскева-Пятница).

Вопросы, худ. слово, загадки, потешки, рассматривание иллюстраций, приметы.

Костюм бабушки Арины, иллюстрации по теме: «Октябрь».

Н.В.Ёлкина «Учим детей наблюдать и рассказывать», с.171
журнал «Дошкольное воспитание» №11 (1997г.), с.19-21
О.Л.Князева, с.54

6

Наша добрая матрёшка.

Продолжать знакомить детей с разными образцами русской матрёшки (Семёновская, Ковровская, Полхов-Майданская). Воспитывать интерес к изделиям народного прикладного искусства.

Загадка, рассказ воспитателя об изготовлении матрёшки, сравнение.

Матрёшки: Семеновская, Ковровская, Полхов-Майданская.

Л.А.Кондрыкинская, с.44

А.В.Орлова «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду», с.51-52

7

Мордовская матрёшка.

Рассмотреть с детьми мордовскую матрёшку (форма, роспись, цвета), сравнить с русской, найти сходства и различия.

Загадка, рассматривание, сравнение.

Мордовские матрёшки, русские матрёшки.

Региональная программа «Валдоня», с.27

8

Забавы вокруг печки.

Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью – главной частью избы.

Беседа, пословицы и поговорки, загадки, рисование (лепка) русской печки.

Пирожки, бумага, карандаши, доски, пластелин.

Л.А.Кондрыкинская, с.49

9

Гуляй, да присматривайся!

Побеседовать с детьми о характерных для ноября явлениях природы; познакомить со старинными названиями месяца (ворота зимы, полузимник); рассказать об обычаях и народных праздниках (Анастасия-овчарница, Кузьма-Демьян рукомесленники, бессеребренники).

Беседа, приметы, худ. слово, загадки, рассматривание иллюстраций.

Иллюстрации на тему «Ноябрь».

Н.В.Ёлкина, с.181
журнал «Дошкольное воспитание» №12 (1997г.), с.11-12

10

Посиделки.

Воспитывать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки; обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, устьице, чугунок, сарафан, лапти, прялка.  

Пословицы и поговорки, беседа, хоровод «На горе-то калина», иллюстрация движений и действий, загадки.

Предметы быта: горшки, миски, скатерть, самотканые половики, лапти, полотенца, ухват, кочерга, веник и т.д.

Л.А.Кондрыкинская, с.46

11

Игрушки из Подлесной Тавлы.

Продолжать знакомить детей со  скульптурой малых форм, выполненной народными мастерами села Подлесная Тавла (птицы, животные, человек). Учить рассматривать фигурки со всех сторон, видеть характер образа, выделять средства выразительности.

Беседа, обыгрывание.

Мордовские деревянные игрушки.

Программа «Валдоня», с.21

12

Хлеб – всему голова.

Побеседовать с детьми на тему «Откуда хлеб пришел?». Познакомить со старинными орудиями труда (серп, цеп). Вспомнить пословицы и поговорки о хлебе.

Беседа, рассматривание предметов, пословицы и поговорки о хлебе.

Костюм бабушки Арины, серп, цеп, колоски пшеницы и ржи.

О.Л.Князева, с.53

13

Здравствуй, зимушка-зима!

Побеседовать с детьми о характерных особенностях декабря с использованием народных примет, пословиц, поговорок. Познакомить со старинными названиями месяца (студенец, лютень), обычаями и народными праздниками (Наум-Грамотник, Спиридон-солнцеворот). Разучить закличку «Ты, мороз…».

Рассказ-беседа, народные приметы, пословицы, поговорки, разучивание заклички.

Иллюстрации на тему «Декабрь».

Н.В.Ёлкина, с.13
О.А.Князева,

с.57

14

Наум – Грамотник.

Дать детям представление о том, как возникла грамота; на чём и как писали люди в старину. Познакомить с происхождением « Азбуки», её названием как книги. Учить использовать пословицы, поговорки и загадки для передачи колорита народной речи.

Сюрпризный момент, рассказ-беседа.

Костюм бабушки Арины, иллюстрации на тему «Как и чем писали люди в старину», гусиные перья, чернила.

Журнал «Дошкольное воспитание» №12 (1997г.), с.14

15

Мордовский художник Ф.В.Сычков.

Познакомить детей с жизнью и творчеством мордовского живописца Ф.В.Сычкова. Воспитывать любознательность.

Беседа, рассматривание репродукций.

Репродукции картин Ф.В.Сычкова: «Подружи», «Дети в цветах», «Колхозный базар»; портрет Ф.В.Сычкова.

Программа «Валдоня», с.21,27

16

Никола – Зимний.

Рассказать детям о традициях празднования Нового года в разных странах.

Беседа, рассматривание иллюстраций.

Иллюстрации на тему «Новый год в разных странах мира».

Журнал «Дошкольное воспитание» №12 (1997г.), с.15

17

Гуляй, да присматривайся!

Побеседовать с детьми о характерных особенностях января с использованием народных примет, пословиц, поговорок. Познакомить со старинными названиями месяца (просинец, крыша зимы), обычаями и народными праздниками (Рождество, Святки, Крещение).

Рассказ-беседа, народные приметы, пословицы, поговорки, загадки.

Костюм бабушки Арины, иллюстрации на тему: «Январь».

Н.В.Ёлкина, с.21

О.Л.Князева, с.68

18

Рождество. Пришла Коляда – отворяй ворота.

Рассказать о рождественских праздниках и колядовании. Разучить колядку «Ай, ду-ду, я в избу иду!».

Сюрпризный момент, беседа, ряжение, разучивание колядки.

Костюм бабушки Арины, костюмы для ряженых, угощение.

О.Л.Князева, с.76

19

Крещение.

Рассказать детям о празднике Крещения, его традициях (купание в проруби, гадания).

Рассказ-беседа.

Костюм бабушки Арины, иллюстрации на тему «Крещение».

А.В.Орлова, с.84

20

Гуляй, да присматривайся!

Побеседовать с детьми о характерных особенностях февраля с использованием народных примет, пословиц, поговорок. Познакомить со старинными названиями месяца (ветродуй, бокогрей, вьюговей, сечень), обычаями и народными праздниками (Сретенье, Масленица).

Рассказ-беседа, пословицы, поговорки, приметы, загадки.

Иллюстрации на тему «Февраль».

Н.В.Ёлкина, с.24
О.Л.Князева, с.62

21

Рассматривание картины Ф.В.Сычкова «Праздничный день. Подруги. Зима».

Познакомить детей с картиной художника Ф.В.Сычкова «Подруги». Учить видеть и понимать содержание картины, чувствовать настроение художника. Учить называть жанр живописи – портрет.

Беседа, рассматривание репродукции картины.

Репродукция картины Ф.В.Сычкова «Праздничный день.  Подруги. Зима».

Программа «Валдоня», с.21

22

Ой, ты Масленица!

Рассказать о русском народном празднике – Масленице. Познакомить с обрядовыми песнями, посвященными Масленице.

Сюрпризный момент, хороводы, игры, угощение блинами.

Костюм бабушки Арины, чучело Маслёны, блины.

О.Л.Князева, с.78
А.В.Орлова, с.89

23

В гостях у городецких мастеров.

Знакомить детей с произведениями народного творчества городецких мастеров, его особенностями: подбором цветов, элементами узора, его построения. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Сюрпризный момент, пословицы, поговорки, рассказ-беседа.

Костюм Хозяйки, изделия городецких мастеров.

Л.А.Кондрыкинская, с.38

А.В.Орлова, с.55

24

Гуляй, да присматривайся!

Побеседовать с детьми о характерных особенностях марта с использованием народных примет, пословиц, поговорок. Познакомить со старинными названиями месяца (капельник, солнечник, протальник), обычаями и народными праздниками (Герасим-Грачевник, Сороки: день сорока Мучеников Севастийских).

Беседа о характерных признаках начала весны, приметы, пословицы, поговорки, заучивание заклички.

Иллюстрации на тему «Март».

Н.В.Ёлкина, с.57
журнал «Дошкольное воспитание» №3 (1998г.), с.53

О.Л.Князева, с.65-66

25

Отражение русских традиций в национальном костюме.

Познакомить детей с традиционным русским костюмом; дать представление о происхождении названия женского головного убора «кокошника»; расширить запас слов, обозначающих название одежды, головных уборов, обуви: рубаха, сарафан, душегрея, телогрейка, кокошник, порты, лапти, рубаха-косоворотка).

Рассказ-беседа, сравнение, ряжение, худ. слово.

Костюм бабушки Арины, сарафаны, косоворотки, лапти, душегрея, телогрейка.

Л.А.Кондрыкинская, с.69

26

Отражение мордовских традиций в национальном костюме.

Продолжать знакомить детей с мордовской национальной одеждой (повседневной, праздничной). Уточнить названия деталей одежды (панар – белая женская рубаха, сапонь – верхняя рубашка, руте – платок, пулат – пояс, сёконе – набедренные украшения, кемать – сапоги), их функциональное назначение и преобразование.

Рассказ-беседа, проговаривание слов, ряжение.

Костюм бабушки Алдуне, мордовская национальная одежда (праздничная и повседневная)

Программа «Валдоня», с.28

27

Народная вышивка.

Рассказать детям об одном из древних художественных ремёсел нашей страны – вышивке. Знакомить с орнаментом в русской национальной одежде (узор как оберег, источник знаний и украшение).

Рассказ-беседа, рассматривание образцов.

Образцы вышивок (рушники, рубахи и т.д.).

А.В.Орлова, с.56

28

Апрель ленивого не любит, проворного голубит.

Побеседовать с детьми о характерных особенностях апреля с использованием народных примет, пословиц, поговорок. Познакомить со старинными названиями месяца (водолей, снегогон, березень), обычаями и народными праздниками (Евдокия – весновка, Благовещение).

Беседа, пословицы, поговорки, приметы.

Иллюстрации на тему «Апрель».

Н.В.Ёлкина, с.72
журналы «Дошкольное воспитание» №3 (1998г.), с.53, №4 (1998г.), с.35

29

Благовещение.

Рассказать детям отом, что Благовещение – самый большой праздник ранней весны; что люди, звери и растения этому дню радуются, и даже солнце играет. Познакомить с обычаем Благовещения – выпускать на волю птиц.

Рассказ-беседа, поговорки.

Костюм бабушки Арины.

Журнал «Дошкольное воспитание» №4 (1998г.), с.34-35

30

Мордовская вышивка.

Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества мордвы – вышивкой. Знакомить с орнаментом в мордовской национальной одежде (узор как оберег, источник знаний и украшение; цвета, используемые в вышивке).

Рассказ-беседа, рассматривание образцов.

Образцы мордовской национальной вышивки (рубахи, полотенца и т.д.).

Программа «Валдоня», с.8, 25

31

Этот волшебный завиток.

Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества хохломских мастеров, его особенностями: подбором цветов, элементами узора, его построения. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Рассказ-беседа, рассматривание образцов, сравнение.

Изделия хохломских мастеров.

А.В.Орлова, с.52

32

Весна красна цветами.

Побеседовать с детьми о характерных особенностях мая с использованием народных примет, пословиц, поговорок. Познакомить со старинными названиями месяца (цветень, травень).

Беседа, пословицы, поговорки, приметы, загадки.

Иллюстрации на тему «Май».

Н.В.Ёлкина, с.87
О.Л.Князева, с.85

33

Красная горка.

Познакомить детей с традициями народных гуляний на пасхальной неделе.

Рассказ-беседа, игры, хороводы, катание яиц.

Крашеные яйца, горки.

О.Л.Князева, с.84
А.В.Орлова, с.113

34

Мордовские художники-иллюстраторы.

Рассмотреть иллюстрации Н.С.Макушкина к книге В.Зинченкова «Солнышко»; В.Коровина к книге П.Машканцева «Марьины сапожки»; А.Орехова к книге Ф.Бобылёва «Егорка-снеговик». Учить называть имена художников, определять своеобразный творческий почерк каждого художника.

Рассматривание иллюстраций, вопросы.

Книги: В.Зинченков «Солнышко», П.Машканцев «Марьины сапожки», Ф.Бобылёв «Егорка-снеговик».

Программа «Валдоня», с.8

35

Дымковская игрушка.

Продолжать знакомить детей с произведениями народного творчества дымковских мастеров, его особенностями: материал, подбор цветов, элементы узора. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Рассматривание иллюстраций и игрушек, вопросы.

Изделия дымковских мастеров, иллюстрации с изображением этапов изготовления дымковских игрушек.

А.А.Вахрушев «Здравствуй мир!», с.247


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Рабочая программа "А у нас в светёлке"

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка    Учебно- тематический план Основные направления и содержание программы...

Перспективное планирование 1 мл. гр. на 2011-2012 уч. год Перспективное планирование. По программе под редакцией М. А . Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.Комаровой. Комплексные занятия.

Перспективное  планирование 1 мл. гр.на 2011-2012 уч. годПерспективное планирование.По программе под редакцией М. А . Васильевой, В. В. Гербовой,Т. С.Комаровой. Комплексные занятия....

Рабочая программа творческого кружока "Посиделки в светёлке" тема: "Развитие прикладного творчества дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек - тряпичная кукла"

Цель: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.Задачи:Обучающая: изучить народные ...

Методическая разработка конспектов "Русской светёлки" для работы с детьми младшего дошкольного возраста

Здесь расположены конспекты для работы с детьми младшего дошкольного возраста необходимые при знакомстве с народным бытом своего государства,его обычаями, традициями, народным фольклором и др. Конспек...