Методическое объединение "Сюжетно-ролевая игра"
рабочая программа по теме

Иванцова Оксана Эдуардовна

НЕДЕЛЯ «ИГРы И ИГРУШКИ»

Методическое объединение ГБОУ д/с №167

на тему « Сюжетно-ролевая игра»

План  проведения:

v Вступительное слово и.о. заведующей Рябцевой Ольги Владимировны

v Выступление воспитателя подготовительной к школе группы №5 Косачевой М.И «Роль педагога в развитии сюжетно-ролевой игры».

v Открытый просмотр в средней группе. Воспитатель Дроздова Е.В.

v Сюжетно-ролевая игра с фантазированием. Педагог-психолог Матвеенко Е.А.

v Презентация педагога-психолога Матвеенко Е.А.  «Психологические аспекты сюжетно-ролевой игры».

v Тренинг с гостями ДОУ. Педагог-психолог Матвеенко Е.А.

v Обмен мнениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

НЕДЕЛЯ «ИГРА И ИГРУШКИ»

Методическое объединение ГБОУ д/с №167

на тему « Сюжетно-ролевая игра»

План  проведения:

  •         Вступительное слово и.о. заведующей Рябцевой Ольги Владимировны
  •         Выступление воспитателя подготовительной к школе группы №5

Косачевой М.И «Роль педагога в развитии сюжетно-ролевой игры».

  •         Открытый просмотр в средней группе. Воспитатель Дроздова Е.В.
  •         Сюжетно-ролевая игра с фантазированием. Педагог-психолог Матвеенко Е.А.
  •         Презентация педагога-психолога Матвеенко Е.А.  «Психологические аспекты сюжетно-ролевой игры».
  •         Тренинг с гостями ДОУ. Педагог-психолог Матвеенко Е.А.
  •         Обмен мнениями.

 

Роль педагога в развитии сюжетно-ролевой игре в дошкольном возрасте.

Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Поэтому, немаловажную роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой, дети могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях.

Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей. В формировании игры можно выделить три основных этапа:

1)усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями (от 1 года);

2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий) (от 2 до 4-5 лет);

3)усвоение способов построения сюжета (от 4 до 7лет).

Для того чтобы действительно способствовать правильному возрастному развитию сюжетно-ролевых игр детей надо хорошо представлять дальнейшую ее эволюцию. Например «игра в доктора».

Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога:

Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно- игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок. Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.

Во-вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.

В-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи. В младшей группе проводятся бытовые игры («семья», «детский сад»), в средней появляются игры, отражающие профессиональный труд взрослых (шофера, машиниста, продавца, доктора, воспитателя и др.), а в старшей и подготовительной к школе группах преобладают игры, связанные с общественной тематикой («полет в космос», «школа», «библиотека», «путешествие» и т. д.).

Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом.

Сюжетно – ролевая игра в средней группе

«Поход в театр».

         Задачи:

-        Развивать умение слушать взрослого.

-        Развивать навыки взаимодействия между детьми.

-        Развивать навыки взаимодействия между взрослым и детьми.

-        Развивать навыки восприятия социальной ситуации.

-        Развивать мышление, внимание, память, воображение.

-        Стимулировать речевую деятельность.

-        Развивать культурно – нравственное и эстетическое воспитание.

-        Приобщение детей к миру театра.

-        Учить ребенка входить в воображаемую ситуацию.

-        Учить оборудовать место для игры.

-        Вовлекать в ситуацию игры, побуждать к выбору роли.

Оборудование.

Фуражка и руль для водителя, билеты в театр (заранее нарезанные детьми), игрушечные пирожки, булочки, пирожные, тарелки, чашки, костюм для буфетчицы, костюмы для актеров.

Ход игры.

Воспитатель с детьми сидит на ковре.

Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в кино?

(Ответы детей).

Воспитатель: А в цирк?

Стучат в дверь, заходит почтальон: Это детский сад №167, группа «Капелька»?

Воспитатель: Да.

Почтальон: Тогда это вам. (Протягивает приглашение).

Воспитатель (читает приглашение): Ребята нас  приглашают в театр на спектакль «Курочка Ряба». А чтобы спектакль состоялся, кто для этого нужен?

Дети: Актеры.

Воспитатель выбирает актеров и отправляет их готовиться к спектаклю в гримерную.

Воспитатель: Театр находится далеко мы с вами не дойдем до него пешком, давайте лучше на чем-нибудь доедем.

Дети предлагают разные виды транспорта (выбирают автобус).

Воспитатель выбирает водителя, одевает на него фуражку и дает руль. Дети садятся в автобус и доезжают до театра.

Воспитатель: Ребята, а чтобы попасть в театр, что нам для этого нужно?

Дети: Купить билеты.

Воспитатель выбирает кассира, и первый покупает билет. За воспитателем дети покупают билеты и проходят в зрительный зал.

Воспитатель: Ребята как нужно вести себя в театре?

Дети: Не шуметь, не кричать, не разговаривать и т. д.

Воспитатель: Что нужно сделать, что бы спектакль начался?

Дети: Хлопать, аплодировать.

Дети аплодируют, и начинается спектакль (инсценировка сказки «Курочка Ряба»).

После спектакля воспитатель приглашает всех детей в буфет. Выбирает буфетчицу и помогает ей надеть фартук и пилотку. Воспитатель первый покупает булочку и кофе, понарошку кушает. Дети за воспитателем тоже покупают булочки, кофе, чай, сок и т. д. Затем все убирают за собой посуду.

Воспитатель выбирает водителя и дети вместе с воспитателем отправляются обратно в детский сад.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие в театр? Что больше всего понравилось? Как назывался спектакль?

(Ответы детей).

 

Сюжетно-ролевая игра с элементами фантазирования для подготовительной группы по коррекции агрессивного поведения.

Психолог: Матвеенко Е. А.

Материал: Мягкие модули, карандаши простые, кубики, атрибуты моряков (накидки, кепки), наклейки с моряцкой темой, подзорные трубы из бумаги, обруч большой.

Цель игры:

- коррекция агрессивного поведения;

- развитие навыков коммуникации, сплочение агрессивной группы;

- снятие эмоционального напряжения;

- развитие эмоционально-личностной сферы;

- развитие познавательных процессов.

Ход игры:

Дети приходят в психологический кабинет, их встречает психолог: «здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами собрались, чтобы пройти курс молодого моряка и отправится в плавание на корабле. Какими должны быть моряки, чтобы их взяли в плавание: смелыми, сильными, ловкими и др. И первое что мы с вами сделаем – это пойдем в тренажерный зал и попробуем стать сильными».

- Дети и психолог выполняют упражнения как будто на тренажерах: поднятие гири, штанги, беговая дорожка и др.

«Молодцы. А теперь нам необходимо вспомнить виды плавания  и потренироваться. Какие виды плавания вы знаете? Правильно, кролем, брасом, по-собачьи, по-лягушачьи. Давайте попробуем поплавать».

- Дети как будто в бассейне тренируются плавать (выполняют соответствующие движения руками).

«Хорошо, вы прошли школу молодого моряка, и я хочу посвятить вас  в мореплаватели (детям надевают моряцкие атрибуты и раздают подзорные трубы). Прошу пройти на корабль (построенный из стульев)». Вдруг корабль терпит кораблекрушение. Психолог говорит, что всем необходимо покинуть судно, и плыть до острова.

- Так дети попадают на необитаемый остров:

«Вот мы и на обитаемом острове. И нам нужно здесь как-то прожить! Что нам для этого нужно? Правильно: укрытие, еда, питье, огонь». Далее дети строят укрытие из «бревен» (мягких модулей). Потом идут на рыбалку, ловят рыбу. Потом добывают огонь с помощью палочек и «камней» (кубиков). Затем идут на поиски питья. По дороге наталкиваются на непроходимые «дебри» (обруч: взявшись за руки, чтобы получился круг, должны передавать обруч по кругу, не разжимая рук). Далее выходят в сад с апельсиновыми деревьями. Психолог «снимает апельсины и бросает их детям». Дети «ловят апельсины, выжимают из них сок руками». Далее возвращаются обратно. Спят ночь в убежище. Делают плот (из модулей) и уплывают с острова. По приплытию, психолог наклеивает медальки (наклейки) на футболки морякам и прощается с ними, обещая еще раз пригласить в путешествие.

Литература:

1. Панфилова М. А. «Игротерапия»;

2. Фопель К. Подвижные игры с детьми 3-6 лет «с головы до пят».

 

Презентация на метод. объединение на тему:

«Психологические аспекты сюжетно-ролевой игры».

В наше время психологи педагоги все больше говорят о том, что взаимодействие с детьми дошкольного возраста должно проходить в игровой форме. Это происходит от того, что игровая деятельность всегда была и остаётся ведущей для детей дошкольного возраста. Успешное освоение воспитательной программы детьми происходит в игровой деятельности, т. к. игра - способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Именно в сюжетно - ролевых играх ребёнок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляется особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая проблема в общении.

Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Недаром психологи рекомендуют, если у ребенка имеется проблема  в той или иной социальной сфере (боится врачей, не хочет идти в парикмахерскую, в детский садик), необходимо с ним поиграть в ситуацию.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. А игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) – это способы реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на

- бытовые (игры в семью, детский сад),

-производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.),

-общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.),

 -сказочные (роли сказочных героев, театрализованные постановки).  На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так и в наше время сюжеты игр подстраиваются под героев нашего времени (если раньше дети играли в дядю Степу, то сейчас это бэтмен или человек-паук, и они также несут позитивную роль защитника от плохих).

Как уже упоминалось ранее (Мариной Игоревной), игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. В младшем дошкольном возрасте первоначально проявляется  только внешняя сторона деятельности, то с чем и как человек действует (важен предмет): «человек - предмет». Дети подолгу могут повторять одни и те же действия (на примере игры в доктора): мерить температуру, давать лекарства, ставить грелку, мазать зеленкой и др. Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, приобретения опыта социального общения, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек - человек»): как больной приходит к доктору, как ведет себя врач, что спрашивает и др. А сами предметы легко заменяются (карандаш - градусник, стаканчик – стетоскоп и др.) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. Роль вынуждает ребенка проявлять дисциплинированность и верность долгу, выдержку и терпение, мужество и великодушие. Коллективная сюжетно-ролевая игра создает у детей опыт ответственности за общее дело, сплачивает детский коллектив. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. Сюжетно-ролевая игра — первая проба социальных сил и первое их испытание и поэтому педагогам необходимо создать условия для игровой деятельности детей с учётом места, времени в режиме дня, поддерживать и обновлять соответственно возрасту игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители. Также мы должны обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказами о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др. Ведь жизнь раскрывается перед ребенком через разнообразный труд взрослых, начинает трудиться и он сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на методическом объединении "Использование игры как терапевтического средства в процессе игры"

Терапевтические игры ставят своей целью устранение эффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающее - достижение более адекватной адаптации и социализации детей....

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Театральная игра (методические рекомендации и игры)

В работе представлены рекомендации для педагогов и родителей по проведению театральных игр с детьми средней группы детского сада....

Методическая разработка «Учимся играя» (картотека игр (дидактические, словесные, пальчиковые игры и динамические паузы) по лексическим темам).

Пояснительная записка к методической разработке.           Я работаю учителем дефектологом в коррекционно-диагностической  группе для детей с ЗПР.  Деятельность...

Методическая разработка Дидактические игры из бросового материала по познавательному развитию для детей дошкольного возраста (игра для старших дошкольников)

Развиватие и закреплнение представления старших дошкольников о геометрических фигурах, цифрах, математических знаках (+,-, =, <,>.). Называть фигуры, знаки и цифры....

Методическое пособие. «Развивающие игры в работе с детьми детского сада» (развивающие математические игры для детей 3-7 лет)

Актуальность темы:Программа «давайте поиграем» ориентирована на возрастующую познавательную активность детей, развитие творческих способностей дошкольников. Программа помогает подготовить дошкольников...

Методическая разработка дидактической игры "Игры с цифрами"

Ознакомление с понятием счета. Воспитание внимательности, памяти, мышления. Развитие мелкой моторики...