«Организация познавательной деятельности старших дошкольников средствами экологического экспериментирования»
(старшая группа) на тему

Павлова Ольга  Генеровна

                     Пояснительная записка.
                                                               

                                                                  Я  слышу - и забываю.

                                                                               Я   вижу  - вспоминаю.

                                                                               Я   делаю - и постигаю  ».

                                                                                                   Конфуций                 

Актуальность  программы  заключается в том, что в наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. На этом этапе ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, закладываются начальные элементы экологической культуры .Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Предложенные мною  эксперименты разработаны на основе научных исследований Александры Ивановны Ивановой «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» . А.И. Иванова считает ,что работу по формированию экологического сознания надо начинать как можно раньше. Экологические опыты и эксперименты помогает мне  развивать у детей умственные способности ,вводить их в мир познания окружающего мира, приобщить к красоте природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimenty.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Материал: координатная сетка, побеги растений.

 Ход эксперимента : Срезаем побеги с двух комнатных растений и ставим их в прозрачные баночки с водой. На стенки банки наносим метки, интервал между сетками составляет 3-5 мм. В календаре наблюдений отмечаем  до какой метки дорос корень, до какого уровня отошли от главного корня боковые корни.

 Вывод: у разных растений корни разные. Различаются корни по размеру корневых волосков.

                                       

                                     

Материал : срежь верхушки с нескольких корнеплодов, которые немного проросли: свекла, морковь, репа.

 Ход эксперимента : Налей в мелкое блюдце немного воды. Распредели по дну верхушки корнеплодов. Подлей еще немного воды, но так ,чтобы вода не покрывала верхушки корнеплодов. По ставь на окно и каждый день подливай немного воды .

Вывод: в верхушке корнеплодов можно вырастить новое растение

                         

                   

                             

Материал : стакан воды,  10 изюминок.

Ход эксперимента : Вместе с ребенком насыпьте изюм в стакан с водой и оставьте на ночь. Утром можно наблюдать, как изюминки разбухли и стали гладкими.

Вывод: вода проникает в засохшую изюминку. Изюминка «пьет» воду, разбухает и становится больше.

                                 

 Материал : цветок в горшке, вазелин.

 Ход эксперимента : Намажьте вазелином верхнюю поверхность одних двух листочков и нижнюю поверхность других двух листочков. Ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями. В результате опыта листья, на которых вазелин был снизу, завянут. Листья с вазелином сверху не пострадают.

Вывод: листья дышат нижней поверхностью листа, вазелин закрыл доступ воздуху, и листочки завяли. Значит, воздух необходим растениям для жизни.

 

 Материал : растение с хорошо развитой корневой системой.

Ход эксперимента : Когда на растении, выращиваемом в прозрачной банке, корневая система разовьётся достаточно хорошо, его оставляют без воды. На следующий день дети убеждаются что  корни высыхают и  превращаются в сморщенные ниточки.корневые волоски исчезают.

Вывод : Гибель корней происходит раньше .чем гибель листьев и  стеблей.  Корневая система оказывается самой чувствительной к недостатку воды.

Материал : два маленьких одинаковых растения в горшочках.

Ход эксперимента : Вместе с ребенком поместите одно растение на солнце, а другое в темный шкаф. Оставьте растения на неделю. Через неделю сравните их цвет. Растение, которое было в шкафу, стало бледнее и завяло.

Вывод: для здорового роста растению необходим солнечный свет. Под действием света вырабатывается хлорофилл, он зеленого цвета. На глубину больше 100 метров не проходит солнечный свет, значит, там не может быть зеленых водорослей.

                                       

Материал : песок, небольшая емкость и верхушки моркови .

 Ход эксперимента : Наполняете емкость песком. Предложите ребенку обильно полить его водой и посадить верхушки моркови, срезав низ. Поставь емкость на свет. Поливайте водой в течении недели .В результате опыта на верхушке морковок начнут расти новые зеленые стебли.

 Вывод: в верхушке морковки есть основание стебля и часть корня. Значит, из части корня или отростка ветки можно вырастить новое растение.

                                 

Материал : прозрачная емкость, фасоль и бумажная салфетка.

 Ход эксперимента : Намочи в блюдце 3 фасоли. Ополосни банку холодной водой ,вылей воду, но банку не вытирай. Сложи бумажную салфетку пополам , сверни ее трубочкой и помести в банку. Ручкой ложки прижми салфетку к стенкам банки изнутри .Теперь между салфеткой и банкой размести семечко фасоли. Поставь банку в светлое , теплое место. Добавляй воду часто ,чтобы держать салфетку все время влажной.

Вывод : при наличии света , тепла и влажности, фасоль прорастает и без почвы.

                       

                   

                 

                       

Материал : Цветок в горшке.

 Ход эксперимента : Предложите ребенку поставить растение у окна на три дня. Потом необходимо развернуть растение на 180 градусов и оставить еще на три дня.

В ходе опыта листья будут поворачиваться к свету.

 

Вывод: растению необходим свет для здорового роста. Листья движутся за светом. Это движение называется фототропизмом.

                               

 Материал : марлевые салфетки.

Ход эксперимента : На деревьях развесить вдоль ствола полоски из бумаги или  марлевые салфетки. Через неделю снять полоски и сравнить с закрытыми участками коры. На них загар не появился.

Вывод: предвесенний загар на деревьях можно наблюдать во второй половине зимы, за счет увеличения силы и продолжительности солнечного облучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.Анализ педагогической литературы, изучение о...

Исследовательская работа по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Цель исследования: выявление эффективных форм и методов организации театрализованной деятельности, способствующих формированию эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста....

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, ...

Организация исследовательской деятельности старших дошкольников с использованием экспериментирования

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основа...

Перспективный план работы мероприятий по познавательному развитию старших дошкольников средствами экспериментирования.

Перспективный план работы мероприятий по познавательному развитию старших дошкольников средствами экспериментирования.Неживая природа. Вода.Цель: Развивать представления детей о свойствах воды; формир...

Экскурсия как форма организации познавательной деятельности старших дошкольников

На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой. Дети, подметив эту связь, усваивают её намного прочнее, чем, если бы слышали о ней только от взрослых. Экскурсия является наглядным м...