Перспективный план работы мероприятий по познавательному развитию старших дошкольников средствами экспериментирования.
материал (старшая группа)

Артыкова Наталья Александровна

Перспективный план работы мероприятий по познавательному развитию старших дошкольников средствами экспериментирования.

Неживая природа. Вода.

Цель: Развивать представления детей о свойствах воды; формировать позитивное отношение к воде как источнику жизни, иссекаемому ресурсу, требующему бережного отношения; учить формулировать цель, выдвигать гипотезы и разрабатывать пути их проверки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы мероприятий по познавательному развитию старших дошкольников средствами экспериментирования.

Неживая природа. Вода.

Цель: Развивать представления детей о свойствах воды; формировать позитивное отношение к воде как источнику жизни, иссекаемому ресурсу, требующему бережного отношения; учить формулировать цель, выдвигать гипотезы и разрабатывать пути их проверки.

Месяц/Блоки

I. Проблемная ситуация

II. Эксперимент

III. Игры и упражнения

сентябрь


Сколько не руби – воду не разрубишь (индонезийская пословица). Верно ли высказывание? 

Задачи: учить анализировать проблему, рассматривать противоположные точки зрения, обосновывать свою точку зрения.

Предварительная работа: 

наблюдение воды в твердом, газообразном и жидком состоянии на прогулках и в быту;

составление моделей («веселые человечки») воды в ее различных физических состояниях.


Вода камни двигает. 

Задачи: учить принимать задачу, разрабатывать план эксперимента, фиксировать результаты и делать выводы на основе записей.

Материалы: вода в сосуде; соломинка для коктейля; пластилин; морозильная камера.

Содержание эксперимента: заморозить воду в соломинке, закупоренной пластилином. Проанализировать процесс увеличения объема воды.


  1. Плыви, кораблик! 


Задачи: учить принимать (или формулировать) задачу, планировать пути ее решения.

Содержание упражнения: На пластиковой бутылке аппликация - кораблик, вода в бутылке не достигает его дна. Что сделать, чтобы кораблик «поплыл»?

Возможные варианты: сколько камешков нужно бросить в бутылку (сколько ложек воды добавить), чтобы вода поднялась на необходимую высоту?


  1. На каком корабле можно отправиться в путешествие (бумага, картон, пенопласт, дерево, металл, пластик и др.)? 


Задачи: исследовать результаты воздействия воды на различные материалы
Содержание эксперимента: проверить на плавучесть и прочность различные материалы (подборка поручается детям). Фиксировать результаты эксперимента. Сделать выводы по результатам.

октябрь


Как вода «по кругу ходит»? Просмотр мультфильма «Заяц Коська и Родничок» 

Задачи: учить воспринимать информацию, анализировать ее, используя в т.ч. ранее приобретенные знания и опыт; совершенствовать умение создавать модели природных явлений и процессов взаимодействия экосистем.

Предварительная работа: наблюдение облаков, туч, дождя, тумана над рекой;

подборка детских книг, энциклопедий по теме (закладки по теме);

беседы по содержанию Детской энциклопедии

и др., подобранных детьми книг


Круговорот воды в лабораторных условиях.

Задачи: учить принимать задачу, разрабатывать план эксперимента, фиксировать результаты и делать выводы на основе записей.

Материалы: прозрачная мерная емкость с прозрачной крышкой

Содержание эксперимента: положить в емкость лед, герметично закрыть ее, поставить в тепло. Наблюдать ежедневно таяние и конденсацию воды. Фиксировать результаты

Делаем облако

Задачи: учить принимать задачу, разрабатывать план эксперимента, фиксировать результаты и делать выводы на основе записей.

Материалы:3-х литровая банка, противень, горячая вода, кубики льда

Содержание эксперимента: 

Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положить на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.


  1. 1. Испарение речной и морской воды 

  2. Задачи: учить проводить длительное наблюдение нескольких объектов

  3. Содержание эксперимента: подготовить прозрачные открытые мерные емкости и наполнить их равным количеством воды: один - чистой пресной, другой – соленой; разместить емкости в уголке для проведения экспериментов. Фиксировать ежедневно уровень воды и состояние стенок емкостей. Сделать сравнительный анализ по результатам эксперимента.

ноябрь


Живая и мертвая вода – это сказка или реальность? Просмотр фрагментов фильма «Великая тайна живой воды»

Задачи: учить воспринимать и анализировать информацию; формировать позитивное отношение к изучаемому объекту на основе полученной информации и собственного опыта; воспитывать бережное отношение к природным объектам.

Предварительная работа: экскурсии к реке в утреннее и вечернее время - наблюдение воды (цвет, прозрачность, движение, температура);

чтение экологических сказок и рассказов Н.А.Рыжовой «Жила-была Река», «История одного пруда», «Как люди Речку обидели»;

подборка книг с волшебными сказками, герои которых воспользовались «живой» и «мертвой» водой;

рисование, лепка, аппликация по мотивам волшебных и экологических сказок;

беседы по содержанию Детской энциклопедии


Как очистить воду. 

Задачи: учить принимать (или формулировать) задачу, разрабатывать план эксперимента, фиксировать результаты и делать выводы на основе записей.

Материалы: марля, х/б ткань, вата, бумага, уголь, песок

Содержание эксперимента: проверить фильтрующие свойства всех материалов; создать оптимальный вариант сочетания различных материалов. Проанализировать процесс очищения воды. Обсудить наиболее эффективный способ.


  1. «Прятки» в воде. 


Задачи: учить принимать (или формулировать) задачу, планировать пути ее решения.

Содержание упражнения: найти способ и спрятать мелкие игрушки в прозрачном сосуде с водой.

Возможные варианты: покрасить воду в цвет игрушки; покрасить воду в черный цвет; придумать другие варианты и обсудить, будут ли они соответствовать условию – «спрятать в воде»?


  1. Можно ли спрятать предметы в соленой воде? 


Задачи: учить сравнивать свойства воды (плотность)

Материалы: 2 прозрачные емкости; 2 ст.ложки соли; 2 сырых яйца.

Содержание эксперимента: наполнить емкости пресной и соленой водой, опустить в них яйца в стаканы с соленой и пресной водой. Зафиксировать результаты, сделать выводы на основе полученных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по обучению элементам грамоты старших дошкольников с ОНР (первый год обучения).

Перспективный план работы по обучению элементам грамоты старших дошкольников с ОНР адресован логопедам ДОУ....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ Образовательная область «Познавательное развитие» (для детей 4-5 лет)

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ  Образовательная область «Познавательное развитие». Разделы: "Предметное окружение", "Явления общественной жизни", "Природное окруже...

Перспективный план работы по ПДД с родителями старших дошкольников.

перспективный план был создан с целью педагогического просвещения родителей. популяризация знаний о безопасном поведении детей на дорогах....

Перспективный план работы: «ТРИЗ в познавательном развитии дошкольников " (средняя группа)

Цель:использование элементов технологии ТРИЗ в познавательном развитии дошкольников.Задачи:1.Внедрить в воспитательно-образовательный процесс инновационную технологию ТРИЗ, направленную на развитие по...