Статья "Проблемы развития одаренности у дошкольников"
статья на тему

В данной статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается воспитатель в работе с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problemy_razvitiya_odarennosti_u_doshkolnikov.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

А.Н. Мостовая

Воспитатель

БДОУ «Детский сад №9 г. Тары»

В настоящее время особое место в психологии способностей занимает проблема развития одаренных детей.

    Одаренность - это высокий уровень развития    каких-либо способностей, а одаренные дети, соответственно, дети с достаточно высокоразвитыми способностями. [3]

Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.

Ценность их в том, что они почти всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их условно «нормальных» сверстников. Знание их необходимо для адекватного построения педагогического процесса.[1]

Каждый период детства создает особые благоприятные условия для проявления и развития способностей. Наиболее своеобразен в этом отношении дошкольный возраст, когда бурно развиваются все виды способностей. И все-таки существует определенная возрастная динамика в их проявлении. Наиболее рано обнаруживается художественная одаренность - сначала к музыке, затем к рисованию, позже к науке, причем раньше других проявляется одаренность к математике.

Дошкольника важно включить в разнообразные виды деятельности и, избегая ранней специализации, позволить проявиться всем его задаткам и склонностям. Пусть малыш попробует себя во всех сферах деятельности. С этой целью создается предметная среда, малышу предоставляются всевозможные предметы: конструкторы, материалы, карандаши, краски, бумага, ножницы, клей и пр.

Известный психолог Н.С.Лейтес указал на два важнейших свойства одаренного ребенка.

 Это - активность и саморегуляция. Малыш отличается неуемной работоспособностью, которую взрослый должен не только поддержать, но и направить в соответствующее русло, развивая познавательные интересы и склонности. Любая деятельность требует умения ставить ее цели, регулировать и контролировать свое поведение, а также способность к волевому усилию. Ребенок должен научиться доводить начатое дело до конца, достигать результата, несмотря на трудности.

С одной стороны, взрослым зачастую не нравится обостренное любопытство детей, их стремление обсуждать «взрослые темы», критическое отношение к родителям и воспитателям, когда они не могут ответить на вопросы ребенка. А с другой стороны, одаренные дети требуют повышенного внимания взрослых, ведь они смотрят на них как на источник разнообразных знаний, эрудитов, которые знают ответы на все вопросы. И, наконец, с третьей стороны, именно взрослые формируют у ребенка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым в деятельности результатам. Поэтому в общении с одаренным ребенком взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одаренный ребенок все-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, помочь избежать преждевременного одностороннего взросления.  которое следует сформировать у малыша, - трудолюбие.

Трудности у таких детей проявляются не только в отношениях со взрослыми, но и в отношениях со сверстниками. Общение с ровесниками оказывается для них не всегда интересным, поскольку их умственное развитие значительно опережает развитие последних. Старшие же дети считают их маленькими. Взрослый должен найти для одаренного ребенка сверстника примерно такого же уровня психологического развития.

Трудности наблюдаются у одаренных детей и по отношению к самим себе. Повышенная критичность приводит к повышенной тревожности и ранимости, к тому, что дети нередко не удовлетворяются результатами своей деятельности, остро переживают, если не удается решить проблему, найти однозначный ответ на возникший вопрос. И тогда ребенку надо помочь поверить в себя, в свои силы, поддержать на трудном пути познания. И в то же время важно научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.[2]

Список используемой литературы:

  1. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.  
  2. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений/ Г.А. Урунтаева. – 6-е  изд., перераб. и доп. -  М.: Издательский центр «Академия», 2006. -  368с.
  3. В.С. Юркевич. Одаренный ребенок иллюзии и реальность. – М.: Издательский центр «Просвящение», 2000. – 136с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проблемы развития одаренности у дошкольников"

В данной статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается воспитатель в работе с одаренными детьми....

Музыкально – театральная студия как средство развития одаренности старших дошкольников

Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.Детская ода...

Роль семьи и детского сада в развитии одаренности ребенка дошкольника

в статье рассматривается результативность работы педагогов с одарѐнными детьми в детском саду. Основной задачей в раскрытии одарѐнности ребѐнка является привлечение педагогами родителей в образователь...

Развитие одаренности у дошкольников

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....