"Чтобы зубы были крепкими"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Теплоухова Лариса Сергеевна


Знакомство с правилами личной гигиены, уход за зубами и полостью рта. История зубной щётки. Польза употребления кисломолочных продуктов. Профилактика кариеса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtoby_zuby_byli_krepkimi.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

 В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

 ИЗ ЦИКЛА «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

 «ЧТОБЫ ЗУБЫ БЫЛИ КРЕПКИМИ »

Цель:  продолжать знакомить с правилами личной гигиены, закрепить  правила ухода за зубами и полостью рта. Рассказать об истории зубной щетки, закрепить знания о пользе употребления кисломолочных продуктов (употребление Са). Профилактика  кариеса. Формировать познавательный интерес к человеку.

Словарь: расширять пассивный и активный словарь дошкольников: зубная эмаль, пульпа, кровеносные сосуды, нервы, резцы, клыки,  коренные зубы, стоматолог.

Предварительная работа:

  1. Разучивание массажа десен.
  2. Конкурс рисунков «Праздник  здоровой улыбки» с рассказами (творческими и из личного и коллективного опыта)
  3. Формирование КГН: уход за полостью рта, умение пользоваться зубной щеткой.
  4. Беседы по теме «Зубы» + дидактические и подвижные игры:
  5. Эксперимент с яичной скорлупой. Цель: показать значение использования зубной пасты для профилактики кариеса.
  6. «Полезно – вредно» Цель: закрепить знания о продуктах полезных для зубов, содержащих Са.
  7. «Как правильно чистить зубы» Цель: закрепить правила  и навык чистки зубов.
  8. Рассматривание иллюстраций из альбома «Чтобы зубы были крепкими», познавательной литературы:
  9. Ричард Уокер  Анатомия человека – иллюстрированный атлас для детей, Москва, «ОНИКС 21  век», 2001.
  10. Наше тело – Моя первая энциклопедия, под ред. Т. Буховой, Москва,  «Кристина и С», 1995.
  11. «Что такое пупок?» под ред. Т. Буховой, Москва,  «Кристина и К», 1995
  12. «Азбука здоровья  в картинках» - М.: Русское энциклопедическое  товарищество, 2004. (Серия «Готовимся к школе»)
  13. Сюжетно-ролевая игра «Больница» - ведет прием врач стоматолог.
  14. Чтение стихотворения К. Люцис «Ребятишкам про зубы»
  15. Чтение художественной литературы: К. Чуковского «Айболит»
  16. Рисование «Зубные щетки в будущем»

Наглядный материал:

  1. Иллюстрации: изображение зубов – резцы, клыки, коренные зубы
  2. Иллюстрации: «Строение зуба»
  3. Картинки «Продукты питания»
  4. Схемы – правила «Чтобы зубы не болели».
  5. Альбом  «Чтобы зубы были крепкими»
  6. Яйцо
  7. Веточка, палочка – зубочистка
  8. Плакат «Как правильно чистить зубы»
  9. Разные виды зубных щеток.

Используемая литература:

  1. Л.Ф. Тихомирова   Упражнения на каждый день:  для детей 5 – 8 лет, Уроки Здоровья,  Ярославль, 2002, Академия развития.
  2. М.Ю. Картушина  Зеленый огонек здоровья. Методическое пособие для педагогов ДОУ, старшая группа, С – Пб, Издательство «Детство – Пресс», 2004
  3. Азбука Здоровья в картинках под ред. О.Корчагиной, М.:  Русское энциклопедическое товарищество, 2004.
  4. Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие – М.: «Аркти», 2004 / под ред. Л.Н. Прохоровой /
  5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4 / 2001.

В группу заходит врач в белом халате.

Врач: Здравствуйте, ребята. Я врач, я лечу зубы. Как называют врача, который лечит зубы? (Ответы детей: стоматолог)  Что он делает? (Ответы детей: лечит зубы, сверлит, вырывает, пломбирует и др.)

Далее врач стоматолог предлагает детям присесть и поговорить о зубах, о правилах ухода за ними.

Беседа с детьми:

Вопросы для беседы:

  1. Сколько зубов у человека?
  2. Когда появляются первые зубы?
  3. А как их называют?
  4. Когда молочные зубы меняются на постоянные?

Врач: 

- Ребята, размер и форма зубов зависят от задач, которые они выполняют в пережевывании пищи.  (На мольберт выставляется  рисунок зубов).

Как вы  думаете, что делают широкие плоские верхние и нижние зубы - резцы? (Ответы:  позволяют откусывать кусочки пищи)

А  - заостренные боковые зубы – клыки? (Ответы: предназначены для измельчения твердой пищи, мяса.)

А что делают толстые коренные зубы? (Ответ: перетирают пищу на совсем маленькие частицы)

С раннего детства следует беречь свои зубы, ухаживать за полостью рта, выполнять все гигиенические процедуры. А вот как вы их выполняете, вы мне сейчас и расскажете.

Физкультминутка                      

Дети выполняют движения согласно текста. – 2 раза

Моем шею, моем уши

Вытираем их посуше.

Чистота  - всего дороже

Мы и зубы чистим тоже.

1, 2, 3 – зубы щеткой чище три!

Врач: Ребята, как вы думаете, есть у зубов защитник? (Ответы детей) На мольберт выставляется модель зуба.

Зубы покрыты крепкой белой эмалью. Это самое твердое вещество твоего организма. Опыт с яйцом.( показать  детям, что яйцо покрыто сверху скорлупой из кальция, как и наша эмаль. Предложить взять яйцо в руки и попробовать его раздавить, вот такая же крепкая эмаль на наших зубах.)  Под эмалью лежит слой менее твердого, но тоже очень прочного дентина. Внутри зуба спрятана мягкая пульпа. В ней находятся кровеносные сосуды, питающие зуб, и нервы. Если вы повредите зубную эмаль, в ней образуется маленькая дырочка, постепенно отверстие «добирается» до чувствительной пульпы, и зуб начинает ныть от горячего или холодного. А как вы думаете, если у зубов враги? (Ответы детей: вредные привычки: не чистить зубы, грызть орехи, открывать бутылки зубами, есть много сладкого, не полоскать рот, кариес и т.п.)

Врач: А что защищает зубы? (Ответы детей: полезная привычка – чистить зубы) Ведь не просто чистить зубы, а надо правильно чистить зубы. Давайте вспомним, как правильно нужно это делать? (На доску вывешивается плакат «Как правильно чистить зубы» и дети, глядя на плакат, рассказывают, как правильно это делать)

Ребята, послушайте  стихотворение, что надо делать, чтобы сохранить свои зубы.

Один из детей рассказывает стихотворение:

Чтоб тебе , мой друг, с тоскою

Не пришлось на склоне лет

Страшной челюстью вставною

Пережевывать обед,

Чтоб свои родные зубки

Смог ты дольше сохранить,

Надо чистить их почаще,

Надо вовремя лечить!

- А что надо еще делать, чтобы сохранить зубы здоровыми?

(Ответы детей: чистить зубы два раза в день, полоскать рот после каждого приема пищи, посещать два раза в год зубного врача – стоматолога, не есть очень горячую и очень холодную пищу, никогда не грызть твердые предметы орехи, кости), использовать детскую зубную пасту, правильно подбирать зубную щетку (щетина зубной щетки должна быть не жесткой, длина щетинистой части – не более 2 см,  зубная щетка должна быть несколько изогнутой), употреблять больше продуктов, содержащих Ca, нельзя чистить зубы чужой щеткой, даже маминой; зубную щетку необходимо менять каждые 3 месяца) – Одновременно с ответами детей на наборное полотно педагог выставляет модели – схемы правил «Чтобы зубы не болели»

Врач: Ребята, чтобы у вас всегда была лучезарная улыбка, надо быть здоровыми. Я вам предлагаю поиграть с солнечным зайчиком – сделав гимнастику для глаз (по В.Базарному).

Гимнастика для глаз с использованием офтальмотренажера  В. Базарного.

Врач: Ребята, а вы знаете давным – давно, когда люди жили в пещерах не было зубных щеток. Они ходили на охоту, готовили и ели мясо животных, после еды в зубах застревали кусочки мяса. Чем же тогда люди чистили зубы? (ответы детей) Человек брал обыкновенную веточку от дерева или куста и очищал зубы от остатков пищи. Достаточно было веточку зачистить и пожевать. Размочаленные волоски хорошо  очищали  зубы. Иногда кончик веточки человек разбивал камнем. Такая веточка напоминала веник. Вот посмотрите как она выглядела (Показываю веточку с размочаленным концом). Сначала зубы чистили без всякого порошка, а потом стали использовать разные смеси, например, мел, который не только хорошо вычищал зубы от крошек и остатков пищи, но и отбеливал их.

   В Индии   до сих пор на базарах  продают ветки дерева «ним». Эти веточки очищают от коры и жуют. Они хорошо очищают зубы, а выделяющийся при жевании сок, приятный на вкус, укрепляет зубы и уничтожает бактерии.

Сейчас существует много разных зубных щеток и ученые все время придумывают новые, например, электрические, которые  сами чистят зубы.

(Дети рассматривают  разные виды зубных щеток.)

Врач: я хочу проверить, знаете ли вы продукты, в которых содержится большое количество Са, ведь Са очень полезен для зубов.

Дидактическая игра «Полезные продукты» Из предложенных картинок выбери те, которые содержат Са. (на столах у детей набор картинок – продуктов). Они поднимают картинки с продуктами содержащими Са.

Врач: А теперь я предлагаю вам разделиться на две команды : мальчики – папы, девочки – мамы составить меню для обеда из тех продуктов, которые позволяют сохранить зубы здоровыми. Дети отбирают те карточки - продукты, которые они считают полезными для зубов и объясняют свой выбор.

Врач благодарит детей за вкусный и полезный обед. Угощает детей витаминами, содержащими Са, прощается  и надеется, что ребята будут выполнять все правила по уходу за полостью рта, зубами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы зубы были здоровыми.

Состояние зубов напрямую влияет на наше здо­ровье в целом. За зубами нужно бережно ухаживать каждый день. Ребенок должен помнить: гигиена по­лости рта так же важна, как, например, правило мыть...

"Чтобы зубы были крепкими"

Занятие по валеологии для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по валеологии в средней группе «Уход за зубами. Чтобы зубы были здоровыми»

Форма проведения: познавательно-игровое занятие с элементами здоровьесберегающих технологий.Цель: формирование у детей сознательного отношения к выполнению основных гигиенических навыков.Зад...

Чтобы зубы были крепкими и здоровыми

Материалы для родителей...

Чтобы зубки были крепкие и здоровые!

Чтобы зубки были крепкие и здоровые!...