Статья "Значимость чтения художественной литературы в продуктивных видах деятельности".
статья на тему

Федорова Екатерина Сергеевна

Продуктивная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Денни  Дидро)

Рисование, лепка и аппликация — виды продуктивной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Продуктивная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов». Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы.

Художественная литература является видом искусств и служит  действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает большое влияние на развитие речевой деятельности. Чтение  книг делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать  содержание и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать и воспитывать с  раннего возраста. В связи с этим  важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Когда в последствии дети рисуют, лепят, вырезают и наклеивают изображения на темы сказок, рассказов, стихотворений, активизируется их фантазия, стремление выразить свое отношение к тому, что узнали на занятиях, в изобразительной форме.

По словам известного литературоведа Ю.И.Лотмана, художественная литература обладает свойством, "сгущенной информативности", то есть содержит столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Отсюда художественная литература - при правильном подборе - может охватить если не всё, то большую часть образовательных тематических содержаний, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно - исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).

Тема: «Исследуем свойства воздуха»Цели:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воздуха.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдв...

Конспект занятия с детьми старшего возраста. Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).

Тема:«Исследуем свойства воды»Задачи:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воды.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать...

Художественная литература и интеграция видов деятельности по лексической теме: "Детский сад".

Данный материал поможет воспитателям разнообразить виды деятельности по лексической теме: "Детский сад"....

Художественная литература и интеграция видов деятельности по лексической теме: "Осень. Перелетные птицы."

Данный материал поможет воспитателям разнообразить виды деятельности по лексической теме: "Осень. Перелетные птицы."...

Художественная литература и интеграция видов деятельности по лексической теме: "Мебель".

Данный материал поможет воспитателям разнообразить виды деятельности по лексической теме: "Мебель"...

Методическая копилка «Использование художественного слова в продуктивных видах деятельности»

Методическая копилка«Использование художественного слова впродуктивных видах деятельности»...

Методическая копилка «Использование художественного слова в продуктивных видах деятельности»

laquo;Использование художественного слова в продуктивных видах деятельности»...