Роль интеграции в реализации требований нормативно-правовых документов к осуществлению воспитательно-образовательного процесса в детском саду
статья на тему

Федоренко Людмила Николаевна

Ученые считают, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения воспитанников, дает большой выигрыш во времени. В данной статье дается понятие интеграции, выделяются ее уровни, пути и особенности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль интеграции в реализации требований

нормативно-правовых документов к осуществлению

воспитательно-образовательного процесса в детском саду

В настоящее время воспитатели и педагоги ДОУ ищут ответы на многие вопросы. Например, чем же отличаются занятия от непосредственно образовательной деятельности? Каковы составляющие образовательного процесса в ДОУ? Как индивидуализировать виды деятельности с учетом разного темпа и уровня развития детей даже в одновозрастной группе?

Найти ответы на эти вопросы помогут нормативно-правовые документы нового поколения. Так, СанПиН 2.4.1.2791-10 «Изменение № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 № 164, вносит изменения в п. 12.16 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 № 91 (далее - СанПиН 2.4.1.2660-10), а именно слово "занятия" заменяется словами "непосредственно образовательная деятельность". В связи с этим возникает вопрос, в чем же отличие "занятий" от "непосредственно образовательной деятельности"? Прежде всего, в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции воспитателя (взрослого) по отношению к детям.

За годы существования системы дошкольного образования наиболее распространенной моделью организации образовательного процесса была модель, включающая три составляющие:

■   проведение занятий (в соответствии с расписанием, на которых решались образовательные задачи, сформулированные в комплексных программах по разделам - методикам);

■   решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментов в рамках совместной деятельности взрослого и детей (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.);

■   закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности.

Такая модель существовала до введения и утверждения приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ). Новая модель организации образовательного процесса, согласно п. 2.4. ФГТ, предусматривает "решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования".

Следовательно, с учетом ФГТ модель образовательного процесса должна предусматривать две составляющие:

■   совместная деятельность взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и режимные моменты);

■   самостоятельная деятельность дошкольников.

Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова:

■   включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

■   добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

■   свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

■   открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Следовательно, непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач. В качестве примера представлены формы организации непосредственно образовательной деятельности в ДОУ (Приложение).

Интеграция - (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.

Существует много видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям.

Результаты интеграционного образовательного процесса проявляются в развитии творческого мышления воспитанников, оно способствует систематизации познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких образовательных областей, а через их реальную связь дать воспитанникам представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция может превратиться в поверхностную констатацию-пародию на межпредметные связи.

Ученые считают, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения воспитанников, дает большой выигрыш во времени.

Пути интеграции могут быть горизонтальные - объединение сходного материала в разных учебных предметах и вертикальные - объединение одним воспитателем в своей группе материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности.

Проанализировав структуру интеграции, можно выделить следующие уровни (ступени) интеграции:

1.Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему). Этот уровень можно назвать иллюстративно-описательным.

2.Проблемная интеграция (одну проблему решают учащиеся возможностями разных предметов).

3.Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов).

4.Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).

5. Диалектический уровень интеграции предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний. Данный уровень позволяет представить мир как целостную картину.

При планировании и составлении расписания непосредственно образовательной деятельности необходимо учитывать следующее:

■   общий объем непосредственно образовательной деятельности в неделю;

■   продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности;

в количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня;

■   распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину);

■   перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Пояснения к каждому из этих условий можно найти в СанПиН 2.4.1.2660-10.

Особое внимание следует обратить на то, что в соответствии с п. 12.14 при планировании непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.

Общественно полезный труд детей старшей и подготовительной групп в соответствии с п. 12.22 проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не должна превышать 20 мин в день.

Все эти и другие положения новых санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, касающиеся организации непосредственно образовательной деятельности, должны учитываться при составлении, как расписаний образовательной деятельности, так и режима дня каждой возрастной группы.

Таким образом, в современном дошкольном учреждении образовательный процесс не должен сводиться только к непосредственно образовательной деятельности, он растянут в режиме всего дня. Именно поэтому "Режим дня" является главным документом, в котором отражается многообразие форм взаимодействия взрослых с детьми и самостоятельная деятельность воспитанников. В режимах должно найти отражение "проживание" детьми разнообразных тем в разных видах детской деятельности, поэтому режимов должно быть много на разные случаи (например, плохой погоды, тематического дня и др.

Приложение

Примерные формы организации

непосредственно образовательной деятельности в ДОУ

Детская деятельность

Примеры форм работы

Двигательная  

  • Подвижные игры с правилами
  • Подвижные дидактические игры
  • Игровые упражнения
  • Соревнования
  • Игровые ситуации
  • Досуг
  • Ритмика
  • Аэробика, детский фитнес
  • Спортивные игры и упражнения
  • Аттракционы
  • Спортивные праздники
  • Гимнастика (утренняя и пробуждения)
  • Организация плавания

Игровая

  • Сюжетные игры
  • Игры с правилами

Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения

Игры с речевым сопровождением

Пальчиковые игры

Театрализованные игры

Продуктивная

  • Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
  • Реализация проектов
  • Создание творческой группы
  • Детский дизайн
  • Опытно-экспериментальная деятельность
  • Выставки
  • Мини-музеи

Чтение художественной литературы

  • Чтение
  • Обсуждение
  • Заучивание, рассказывание
  • Беседа
  • Театрализованная деятельность
  • Самостоятельная художественная речевая деятельность
  • Викторина
  • КВН
  • Вопросы и ответы
  • Презентации книжек
  • Выставки в книжном уголке
  • Литературные праздники, досуг

Детская деятельность

Примеры форм работы

Познавательно-исследовательская

  • Наблюдение
  • Экскурсия
  • Решение проблемных ситуаций
  • Экспериментирование
  • Коллекционирование
  • Моделирование
  • Исследование
  • Реализация проекта
  • Игры (сюжетные, с правилами)
  • Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады)
  • Мини-музеи
  • Конструирование
  • Увлечения

Коммуникативная

  • Беседа
  • Ситуативный разговор
  • Речевая ситуация
  • Составление и отгадывание загадок
  • Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные)
  • Игровые ситуации
  • Этюды и постановки
  • Логоритмика

Трудовая

  • Дежурство
  • Поручения
  • Задания
  • Самообслуживание
  • Совместные действия
  • Экскурсия

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровых технологии в формировании условий повышения качества образовательного процесса в детском саду.

игровая деятельность детей должна быть интересной как по форме, так и по содержанию, влекущей, желаемой, естественной. игры дошкольников не только средство развлекательности, не только прием чем-либо ...

«Роль игровых технологии в формировании условий повышения качества образовательного процесса в детском саду».

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».                            ...

Формирование интереса родителей к образовательному процессу в детском саду через реализацию проектной деятельности

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта.  Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколени...

Реализация регионального компонента в культурно-образовательном процессе современного детского сада

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя, ка...

«Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС»

Методическая разработка для педагогов дошкольного образования....