Роль игры в формировании целостной картины мира младших дошкольников.
консультация (младшая группа) по теме

Балян Гаянэ Борисовна

        Формирование целостной картины мира - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей  с природой. Это направление стало активно развиваться в -00-е годы XXI столетия, таким образом, представляя одно из самых современных направлений в воспитательно-образовательной педагогике, и в дошкольной педагогике в частности.  

         Формирование целостной картины мира у детей- одна из приоритетных задач дошкольного образования. Важность её решения обусловлена прежде всего        значением картины мира в развитии ребёнка и становлении его личности.   

         Основная и ведущая  деятельность детей - игра, где объективно сочетаются два  важных фактора:  с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность; с другой-получают моральное и эстетическое удовлетворение от всей этой деятельности ,  углубляют познания окружающей их среды.Всё это способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания и образования.

         Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей  и интересов детей в экологическом образовании, дают возможность полнее воспринимать окружающий мир природы.

          Детство без игры и вне игры аномально. Лишение ребёнка игровой практики - это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: богатства микроклимата отношений, коммуникативности, активизации процесса познания мира природы и экологии. И независимо от того, что дошкольнику свойственен антропоморфизм - перенос отношений, существующих между людьми на явления природы, у них непременным спутником выступает любознательность и интерес к природе.                 

          Сегодняшние  дети - это завтрашние лидеры, активные участники общества. Поэтому формирование целостной картины мира через экологическую игру сегодня, поможет сделать правильный выбор завтра и принять правильное решение.

           Формирование целостной картины мира включает в себя  два раздела: предметное и социальное окружение и ознакомление с природой.

         

Предметное и социальное окружение

      В группе я создаю условия для расширения  представлений детей об окружающем

мире. Способствую возникновению игр на темы из окружающей жизни по мотивам

литературных произведений (потешек , песенок, сказок, стихов); обогащению

игрового опыта посредством объединения отдельнных действий в единую сюжетную

линию. Развиваю умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько

взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Формирую

умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами ( шофёр-

пассажир, мама- дочка , врач-больной); в индивидуальных играх с игрушками -

заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. Показываю детям способы

ролевого поведения, используя обучающие игры.

        Продолжаю знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение 

определять их цвет , форму, величину, вес. Развиваю умение сравнивать и

группировать предметы по этим признакам. Рассказываю детям о материалах, из

которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объясняю целесообразность

изготовления предмета из определённого материала ( корпус машин- из металла,

шины- из резины и т.п.). Через  сюжетно-ролевые и подвижные игры расширяю знания

детей об общественном транспорте ( игры "Автобус", "Самолёты"), расширяю

предстваления о правилах поведения в общественных местах.

        Дети постепенно накапливают определённые знания об окружающих вещах и

явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых: мамы, папы,

воспитателя, повара, врача. Их интересуют не только действия окружающих людей, но

и их переживания, заботы, взаимоотношения. Накопленые знания позволяют

разнообразить тематику игр: в доктора, в парикмахера, в магазин , в самолёт.

Ознакомление с природой  

    Расширяю представление детей о природе. На прогулке наблюдаем за

растениями (учимся узнавать и называть 3-4 вида деревьев: ёлка, сосна, берёза, клён).   

Знакомлю с  домашними животными и их детёнышами, особенностями их поведения

и питания.  В группе знакомимся с обитателями уголка природы: аквариумными

рыбками и декоративными птицами ( волнистыми попугайчиками).

           Расширяю представления о диких животных: медведь, лиса, ёж, заяц (

подвижные игры: "У медведя во бору" , "Лиса и Зайцы", "Ёжик"). Учу наблюдать за

птицами прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей , снегирь),

подкармливать их.

           Расширяю представления детей о некоторых насекомых( муравей, бабочка,

божья коровка, жук).

           Развиваю умение отличать и называть по внешнему виду овощи ( огурец,

помидор, морковь, репа), фрукты ( яблоко, груша , персик, слива) , ягоды ( малина,

смородина, крыжовник), применяя игровую ситуацию Петрушка принёс корзину,

поможём ему разобрать. (Игра "Чудесный мешочек").

            Знакомлю с характерными особенностями следующих друг за другом времён

года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности

взрослых. Осень. Развиваю умение детей замечать и называть изменения в природе:

похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают

на юг. Формирую умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и

неживой природы( похолодало - исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы). Побуждаю

детей принимать участие в сборе семян растений.

Игры должны быть наполнены разнообразным содержанием, обязательно

затрагивающим чувство и мысли. Чтобы обогатить игры новым интересным

содержанием, я в своей работе использую различные методические приёмы: беседы с

детьми о профессии родителей, экскурсии, подбираю иллюстрации о работе врача,

парикмахера, продовца, рассматриваем фотографии, картинки, связанные с темой

игры. Также использую дидактические игры- драмматизации, чтение стихотворений

рассказов.

                    Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка  принадлежит игре -

важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством

формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре

реализуется потребность воздействия на мир. "Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка вливается живительным поток представлений,

понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и 

любознательности". В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят

значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более

высокой стадии развития. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное планирование образовательной деятельности с детьми, как средство формирования целостной картины мира старших дошкольников»

Представленный материал составляет теоретическое боснование инновационного опыта работы ДОУ по формрованию интегрированного планирования в соответствии с новыми государственными стандартами...

Формирование целостной картины мира у дошкольников. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Капли с крыши – дзинь - дзинь».

Формирование целостной картины мира у дошкольников. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Капли с крыши – дзинь - дзинь».       Коррекционно-...

Формирование целостной картины мира у дошкольников. ТАТАРСКАЯ КУХНЯ Республики Татарстан.

Татарская кухня, как и кухни многих других народов, имеет древнее происхождение, а соответственно и свои особенности. Развитие народа, его исторические и духовные ценности, религия — все это одн...

Значение формирования целостной картины мира у дошкольников.

Значение формирования целостной картины мира у дошкольников....

Художественная литература как средство формирования целостной картина мира у дошкольников.

Художественные произведения позволяют эмоционально интуитивно, схватывать целостную картину мира во всём многообразии связей вещей, событий, отношений....

Примерное содержание занятий по формированию целостной картины мира у дошкольников с ЗПР подготовительного возраста

Примерное содержание занятий по формированию целостной картины мира у дошкольников с ЗПР подготовительного возраста.Подборка  художественной литературы и пословиц по теме....