Формы совместной работы учителя начальной школы и воспитателя детского сада по формированию познавательной мотивации у детей
статья (подготовительная группа) по теме
Для строения мотивационной сферы ребёнка имеет значение не только соотношение «понимаемых» и «реально действующих» мотивов, но и выделение ведущих, или, по А.Н. Леонтьеву, смыслообразующих мотивов. Главным в иерархии мотивов является не то побуждение, которое вызывает наибольший прилив сил, энергии (имеет большую побудительную силу) или наиболее сильно переживается, а то побуждение, которое приобретает для этого конкретного ребёнка подлинно личностный смысл, связано с его человеческой позицией, главным жизненным отношением. Развитие ребёнка состоит, в частности, в том, что широкие социальные и познавательные мотивы меняют свою психологическую характеристику: возрастает личностная значимость и действенность одних, изменяется роль других, соответственно меняется их соотношение в индивидуальном развитии ученика. Доминирующее положение в ней начинают занимать познавательные и широкие социальные мотивы (потребность в социальном признании, стремление к игровым видам деятельности, потребность в самоутверждении. К концу дошкольного возраста ребёнок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника. Собственно учебный мотив (осознанная потребность в приобретении знаний и развитии своих способностей) формируется в процессе школьного обучения и в мотивационной структуре дошкольников и начинающих школьников, как правило, отсутствует.
Мотивация школьника является видовым понятием по отношению к мотивации человека. Она составляет ту часть его мотивационной сферы, которая формируется на определённом этапе жизни и связана с местом его пребывания. Главное, что отличает один вид мотивации от другого, состоит в различии «социальной ситуации развития», в которой она формируется.
В современных условиях обучение детей должно способствовать удовлетворению интересов и потребностей ребенка, развитию творческих способностей, стремлению мыслить и действовать самостоятельно. Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить интерес к процессу познания, воспитывать бережное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. Методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры, экскурсии) Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в индивидуальной, групповой и фронтальной формах, чтобы не упустить развития каждого ребенка. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада и учителя начальной школы.
Формы совместной работы:
- Встреча учителей выпускных классов с воспитателями подг.к школе групп.
-Праздник “1 сентября – День Знаний”.
-Взаимопосещение воспитателями д/с уроков в 1-м классе начальной школы и учителей выпускного 4-ого класса занятий в детских садах.
-Совместное заседание МО«Общие понимания и требования готовности ребенка к школе»
-Изучение воспитателями подготовительных групп программы 1-го класса нач. школы, планируемых к открытию на будущий учебный год.
-Работа Школы будущего первоклассника “Дошколята”(проведение адаптационных занятий с воспитанниками ДОУ
-Проведение тестирования по определению школьной зрелости при поступлении в школу.
-Проведение совместного родительского собрания “Подготовка к школе в системе “детский сад – семья – школа”
-Экскурсии воспитанников детских садов в школу
-Организация тематической творческой выставки: “Вот что я умею!”
-Консультации для родителей будущих первоклассников “Как правильно организовать свободное время ребёнка”
-“День открытых дверей»
-“День открытых дверей”
-Праздник “Прощай, Букварь!”
-Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы
-Участие первоклассников в празднике “До свидания, детский сад!”
Современные социальные условия требуют воспитания активного человека, мотивированного достижением успеха и умеющего самостоятельно строить свою жизнь. Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы учителя – логопеда в условиях специализированного детского сада для детей с нарушением зрения
Представлен опыт взаимодействия специалистов, использования игр в коррекционной работе учителя-логопеда в детском саду для детей с ОВЗ (нарушения зрения и речи)....

"Работа воспитателя детского сада по формированию начал патриотизма у дошкольников".
Основная цель моей педагогической практики состоит в том, чтобы, используя в воспитательно-образовательном процессе краеведческий компонент, добиться положительных результатов в нравственно-патриотиче...

Формы совместной работы учителя начальной школы и воспитателя детского сада по формированию познавательной мотивации детей
Формы совместной работы учителя начальной школы и воспитателя детского сада по формированию познавательной мотивации детей"Взаимодействие между воспитателями детского сада и педагогами начальной школы...
Справка совместной работы учителя-логопеда со специалистами МБДОУ детского сада № 50, способствующая успешному освоению воспитанниками коррекционной программы.
Справкасовместной работы учителя-логопеда со специалистами МБДОУ детского сада № 50, способствующая успешному освоению воспитанниками коррекционной программы....

Методическое обьединение учителей начальной школы и воспитателей " Приемственность учителя начальных классов и воспитателя детского сада по формированию познавательной мотивации детей."
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе " Игра-викторина Умники и умницы"...

Деловая игра для воспитателей детского сада по формированию нравственного воспитания у детей дошкольного возраста
Практический материал для педагогов дошкольной образовательной организации...

Межмуниципальный семинар старших воспитателей. Опыт работы на тему «Оснащение образовательного пространства детского сада для обеспечения познавательной активности детей».
Выступление на межмуниципальном семинаре старших воспитателей дошкольных образовательных организаций Заволжья на тему: «Организация развивающей предметно пространственной среды на прогулочн...
