Формы совместной работы учителя начальной школы и воспитателя детского сада по формированию познавательной мотивации у детей
статья (подготовительная группа) по теме

Исаченко Елена Юрьевна

Для строения мотивационной сферы ребёнка имеет значение не только соотношение «понимаемых» и «реально действующих» мотивов, но и выделение ведущих, или, по А.Н. Леонтьеву, смыслообразующих мотивов. Главным в иерархии мотивов является не то побуждение, которое вызывает наибольший прилив сил, энергии (имеет большую побудительную силу) или наиболее сильно переживается, а то побуждение, которое приобретает для этого конкретного ребёнка подлинно личностный смысл, связано с его человеческой позицией, главным жизненным отношением. Развитие ребёнка состоит, в частности, в том, что широкие социальные и познавательные мотивы меняют свою психологическую характеристику: возрастает личностная значимость и действенность одних, изменяется роль других, соответственно меняется их соотношение в индивидуальном развитии ученика.  Доминирующее положение в ней начинают занимать познавательные и широкие социальные мотивы (потребность в социальном признании, стремление к игровым видам деятельности, потребность в самоутверждении. К концу дошкольного возраста ребёнок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника. Собственно учебный мотив (осознанная потребность в приобретении знаний и развитии своих способностей) формируется в процессе школьного обучения и в мотивационной структуре дошкольников и начинающих школьников, как правило, отсутствует.

Мотивация школьника является видовым понятием по отношению к мотивации человека. Она составляет ту часть его мотивационной сферы, которая формируется на определённом этапе жизни и связана с местом его пребывания. Главное, что отличает один вид мотивации от другого, состоит в различии «социальной ситуации развития», в которой она формируется.

В современных условиях обучение детей должно способствовать удовлетворению интересов и потребностей ребенка, развитию творческих способностей, стремлению мыслить и действовать самостоятельно. Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить интерес к процессу познания, воспитывать бережное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. Методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры, экскурсии) Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в индивидуальной, групповой и фронтальной формах, чтобы не упустить развития каждого ребенка. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада и учителя начальной школы.

Формы совместной работы:

- Встреча учителей выпускных классов с воспитателями подг.к школе  групп.

-Праздник “1 сентября – День Знаний”.

-Взаимопосещение воспитателями д/с уроков в 1-м классе начальной школы и учителей выпускного 4-ого класса занятий в детских садах.

-Совместное заседание МО«Общие понимания и требования готовности ребенка к школе»

-Изучение воспитателями подготовительных групп программы 1-го класса нач. школы, планируемых к открытию на будущий учебный год.

-Работа Школы будущего первоклассника “Дошколята”(проведение адаптационных занятий с воспитанниками ДОУ

-Проведение тестирования по определению школьной зрелости при поступлении в школу.

-Проведение совместного родительского собрания “Подготовка к школе в системе “детский сад – семья – школа”

-Экскурсии воспитанников детских садов в школу

-Организация тематической творческой выставки: “Вот что я умею!”

-Консультации для родителей будущих первоклассников “Как правильно организовать свободное время ребёнка”

-“День открытых дверей»

-“День открытых дверей”

-Праздник “Прощай, Букварь!”

-Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы

-Участие первоклассников в празднике “До свидания, детский сад!”

Современные социальные условия требуют воспитания активного человека, мотивированного достижением успеха и умеющего самостоятельно строить свою жизнь. Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы учителя – логопеда в условиях специализированного детского сада для детей с нарушением зрения

Представлен опыт взаимодействия специалистов, использования игр в коррекционной работе учителя-логопеда в детском саду для детей с ОВЗ (нарушения зрения и речи)....

"Работа воспитателя детского сада по формированию начал патриотизма у дошкольников".

Основная цель моей педагогической практики состоит в том, чтобы, используя в воспитательно-образовательном процессе краеведческий компонент, добиться положительных результатов в нравственно-патриотиче...

Формы совместной работы учителя начальной школы и воспитателя детского сада по формированию познавательной мотивации детей

Формы совместной работы учителя начальной школы и воспитателя детского сада по формированию познавательной мотивации детей"Взаимодействие между воспитателями детского сада и педагогами начальной школы...

"Работа учителя-логопеда с ребёнком в детском саду"

///Работа учителя-логопеда с ребёнком в  детском саду (информация для родителей)...

Примерный перспективный план работы учителя-логопеда с педагогами в детском саду

Примерный пективный план работы учителя-логопеда с педагогами ДОУ разработан для подготоительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с общим недоразвитием речи): мероприятия распре...

Справка совместной работы учителя-логопеда со специалистами МБДОУ детского сада № 50, способствующая успешному освоению воспитанниками коррекционной программы.

Справкасовместной работы учителя-логопеда    со специалистами  МБДОУ детского сада № 50, способствующая успешному освоению воспитанниками коррекционной  программы....