Подготовка к занятиям как фактор успешного познавательного развития детей.
консультация по теме

Консультация  для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к занятиям как фактор успешного познавательного развития детей.

Воспитатель I лог.гр. Осипова Т.А.

Все занятия познавательного характера строятся с учетом требований и рекомендаций той программы, по которой работаете.

Познавательные занятия – это целостная система педагогических методов и приемов, состоящих из ряда взаимодействующих частей. Необходимым условием развития у детей познавательного интереса является одновременное воздействие информации на сенсорную, интеллектуальную и волевую сферы ребенка. В связи с этим от воспитателя требуется умение четко сформулировать цели занятия. При составлении конспекта учитываются 3 задачи: обучающая, коррекционная, развивающая.

Коррекционная задача направлена на развитие психических функций: восприятия, внимания, логического мышления, разных видов памяти (зрительной, слуховой, вербальной и т.д.)

Развивающая задача направлена на формирование нравственных начал: доброты, честности, любви к людям, животным, и т.д.

Все три задачи одинаково важны, и только при комплексной их реализации возможно развитие личности ребенка.

Процесс планирования занятия начинается с определения цели, которая должна быть четко сформулирована с акцентом на обучающую деятельность, на развитие познавательной активности детей.

Критерием отбора методов и приемов является смена деятельности на занятиях, т.е. воспитатель должен так построить занятие, чтобы дети попеременно упражняли различные анализаторы: слуховой, зрительный, речедвигательный, тактильный. При таком подходе к обучению и развитию ребенка соблюдается охранительный режим работы, создаются условия для активной деятельности дошкольников.

Еще И.П. Павлов неоднократно подчеркивал, что переключение в работе является активным отдыхом. На занятии не должна доминировать беседа, т.к. дети быстро устают, отвлекаются, начинают скучать, зевать и т.д.

Правильно спланированное занятие включает в себя разнообразные методы и приемы работы: проблемные вопросы, познавательные задачи, художественное слово, дидактические игры и т.д.

В дошкольной педагогике методы обучения делятся на наглядные, словесные и практические.

Наглядные – это рассматривание объектов, наблюдение объектов и процессов, показ и рассматривание картин и игрушек, и т.д.

К практическим методам относится показ образца, способов его получения, сочетаемый с объяснениями, в старших группах – прием действий по заданным условиям. Использование практических методов меняется с возрастом детей.

К словесным методам относится рассказ воспитателя, беседа, упражнения, словесные дидактические игры, использование художественного слова. Словесные методы используются в старшем дошкольном возрасте.

Умелое использование методов и приемов повысит активность детей, их самостоятельность в решении умственных и практических задач.

Важным моментом при подготовке к занятию является отбор наглядных пособий. Они должны быть достаточной величины, яркие, эстетически оформленные. Маленькие и невыразительные, тусклые картинки даже при достаточном количестве не способствуют эффективности работы. Такие же требования предъявляются и к игрушкам. Наглядность и игровой компонент активизируют интеллектуальную составляющую процесса обучения, а не выступают в качестве развлечения.

Занятия начинаются с организационного компонента. Продолжительность этого этапа 1-2 минуты. Цель – настроить детей на активную познавательную деятельность. В этой части занятия можно внести игрушку, прочитать художественное слово, использовать загадку, сообщить цель занятия и т.д. Все это должно побуждать ребенка к активным действиям на занятиях.

Следующим этапом занятия может быть изучение нового материала, повторение пройденного, обобщение изученного.

На каждом занятии необходимо проводить физкультминутку. В ней сочетаются двигательные упражнения с речевой деятельностью («Присесть столько раз, сколько укажет эта цифра».)

Завершающим этапом занятия является оценка результатов или оценка деятельности детей. Она должна содержать определенные дидактические требования, т.е. анализ того, что именно правильно в действиях ребенка. Дети очень чувствительны к оценке. Положительное мнение воспитателя очень важно для них.

Эффективное усвоение материала зависит от того, насколько внимательны дети на занятиях. Чтобы обеспечить необходимое внимание, воспитателю надо соблюдать следующие правила:

  1. Хороший темп занятия;
  2. Четкость, краткость, доступность объяснений;
  3. Опора на чувства детей, их любознательность;
  4. Должно быть минимальное количество организационных замечаний, указаний, недопустимость резкого тона;
  5. Разнообразие форм работы, подчиненных теме занятия;
  6. Включение в работу всех детей.

Чтобы добиться успеха в развитии у детей познавательного интереса нужно учитывать следующие критерии:

  1. Четкость темы и целей, конкретность их реализации на каждом этапе занятия;
  2. Наличие логико-методической структуры плана. Начинающий воспитатель должен составлять подробные конспекты занятия, а опытный – схематические;
  3. Материал для занятия должен быть разнообразный, эстетически оформлен;
  4. Речь педагога должна быть четкая, грамотная и эмоционально окрашенная. Эмоциональность речи особенно важна для воспитателей, работающих на младшем дошкольном возрасте. Важно не только то, что говорит воспитатель но, но и то, как он говорит.

Только соблюдая все эти критерии при проведении занятий воспитатель может добиться успеха в развитии у детей познавательного интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы успешного речевого развития детей 4-5 лет

Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста....

Консультация «ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

laquo;ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»...

Памятка «Факторы успешного речевого развития детей»

Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения. Создавать условия для общения с другими детьми. Речь взрослого – пример для подражания....

Интегрированное занятие по физическому и познавательному развитию детей старшей группы "Цветок здоровья"

Наша задача, способствовать развитию  потребности к здоровому образу жизни у детей, расширение представлений дошкольников о правилах здорового образа жизни и значении физических упражнений для зд...

Мастер класс на тему: Факторы успешного речевого развития детей

Мастер класс в форме игры с теоретическим материалом...