Главные вкладки

    Приобщение детей к чтению художественной литературы
    методическая разработка по теме

    В работе представлен план работы по приобщению детей к чтению художественной литературы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Приобщение детей к чтению художественной литературы

    Сегодня я Вам расскажу о работе, которая проводится в нашей группе по приобщению детей к чтению художественной литературы, к книге. Как мы используем книгу для развития детской речи.

     Тема: «Приобщение детей к книжке»

     Начну с прекрасных слов известного российского педагога и специалиста по дошкольному воспитанию Е. И. Тихеева «Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодии народной песни, должны царить в детском саду, как и в семье, и готовить душу ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятием. »

     Почему я выбрала именно эту образовательную область и тему?

     Во первых, образовательная область «Чтение художественной литературы», является одной из основных годовых задач в нашем детском саду.

     Во вторых - теперь «Чтение художественной литературы» выделено в отдельную область. Раньше это было одним из разделов развития речи. Поэтому эта область требует более углубленной разработки.

     В третьих - «Художественное слово» имеет особое значение в жизни детей раннего возраста, является общественной и воспитательно-образовательной ролью в их жизни: все режимные процессы сопровождаются «Художественным словом», а знакомятся с ними дети как из уст воспитателей, так и при знакомстве с первыми книгами.

     И самое главное — я очень люблю книгу. Люблю читать сама книги, люблю читать их детям. В век технического прогресса, в век компьтеризации очень актуальной становиться проблема по привитию детям любви к книге, формирование культуры чтения. А возможности для этого очень большие. Каких только книг сейчас не продают: и большие и маленькие, из бумаги и ткани, со звуком, обьемные и т. д. Некоторые варианты книг представлены на выставке и о них чуть позже.

     Основной общеобразовательной программой нашего детского сада является Н. Е. Веракса «От рождения до школы». В программе определены основные цели:

     - Формирование интереса и потребности чтении книг

     - Объединение различных видов художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (литературных, сценических, музыкальных, к изобразительной деятельности)

     Исходя из этих целей мы поставили перед собой задачи:

     - Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений

     - Развитие литературной речи; способности к освоению и преобразованию окружающего пространства; детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театральной деятельности

     - Воспитание эмоционального и осознанного отношения к словесному искусству, умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях

     И, чтобы реализовать задачи мы разработали перспективный план по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» по 3 блокам:

    • Предметно-развивающая среда

    • На прогулочном участке:

    • Создание уголка «Сказка», с элементами сказочных героев

     В группе:

     - изготовление дидактических игр, пособий для образовательной деятельности

     - пополнение уголка «Книги» новыми книгами, иллюстрациями к знакомым сказкам, картотекой речевых упражнений;

     - оформление уголков «Творчества», «театрализация», «Музыки» элементами сказочных героев;

     - изготовление масок для подвижных и малоподвижных игр, с дальнейшим выносом на улицу

     

    Формы работы с детьми

     1. Проведение непосредственно образовательной деятельностити в виде:

     бесед, драматизации отрывков( «Козлятки и волк», «Репка» и т. д.) , чтения (сказок, предусмотренные программе, рисования( «Рано солнышко встает», «Дождик капает», лепки( «Колобок», «Угощение для гостей» и т. д.)

     2. Совместная деятельность в режимных моментах в виде : подвижных игр, малоподвижных игр с использованием масок с героями сказок; показ детям сказок, с использованием настольного театра( «Репка», «Заюшкина избушка», театра на фланелеграфа («Три медведя», «Курочка Ряба», индивидуальных работ, с использованием дидактических игр, иллюстраций; речевых упражнений («Договори слово», «Повтори за мной»)

     Формы работа с родителями

     1. Анкетирование на тему: «Ребенок и книга»;

     2. Оформление информационного уголка «Мамы, папы! Ваши дети сегодня узнали»

     3. Знакомство с печатными консультациями;

     4. Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды, в частности: подборке детских книг; изготовлении масок, дидактических игр, пошив одежды для драматизации; книжек-малышек

     5. Показ родителями авторских сказок

     6. Проведение родительского собрания, тренингов

     Данный план реализован в течении года. Более подробный план представлен на выставке.

     I блок- Предметно-развивающая среда. Это самое главное для формирования представлений о художественной литературе. У нас эти условия на прогулочном участке и в группе.

    В группе мы пополнили уголок «Книги» новыми, яркими, красочными книгами, в соответствии с возрастом детей. Дети знакомятся с разнообразными жанрами литературных произведений. Детям не только предлагают художественные произведения, относящиеся к различным жанрам, но раскрывают их жанровую принадлежность.

     Пополнили и уголок с дидактическими играми. Очень большое разнообразие игр из разных материалов. Дети с удовольствием разглядывают и играют в них, могут по просьбе принести ту или иную игру.

     Так же уголки «Театрализация», «Творчества», «Музыки».

     Уголок «Театрализация» обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, а так же является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. То есть, если ребенок захотел, то он подошел и взял ту или иную игру, или театр (настольный, кукольный, пальчиковый и т. д.)

     Уголок «Музыки» позволяет развить познавательный интерес к сказкам, умение работать в коллективе, умение выражать свои эмоции в мимике, развивать память, а так же способностей фантазировать и импровизировать.

     Перспектива:

     - Проводить открытые занятия по образовательной области «Чтение художественной литературе»

     - Вдохновлять детей на проведение чтения, расширять их кругозор

     - Привлекать родителей к семейному чтению

     - Проводить родительские собрания с работниками библиотеки

     - Организовать выставку книг, согласно с ФГТ

     - Провести тематическую выставку, согласно возрасту детей (потешки, сказки, стихотворения, рассказы и т. д.)

     - Использовать произведения устно-народного творчества в режимных процессах, всеми участниками образовательной деятельности: воспитателями, младшим воспитателем и родителями

     Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    семинар – практикум «Приобщение детей к чтению художественной литературы»

    В программе семинара представлены различные формы работы с педагогами, родителями и детьми по решению годовой задачи "Приобщение детей к чтению художественной литературы"...

    Буклеты для родителей "Приобщение детей к чтению художественной литературы"

    Художественная литература является основой  инновационной технологии О.А. Бизиковой   "Развитие диалогической речи дошкольников  в игре"и выполняет особую роль:  все игровые методы...

    Буклет "Приобщение детей к чтению художественной литературы"

    Данный буклет создан для работы с родителями, в котором даются советы по  по развитию читательского интереса детей....

    Доклад "Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"

    Доклад на педсовет " Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"Познакомить педагогов с методами и формами  работы по приобщению детей к чтению художественной литера...

    Презентация "Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"

    Презентация к докладу "формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"...

    Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)

    Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...