Статья "Интеграция риторического образования и физкультуры"
статья по теме

Фомичева Галина Николаевна

Статья о связи умственной деятельности с физической активностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция риторического образования и физкультуры

Современная риторика рассматривается как комплексная дисциплина, включающая в себя целый ряд аспектов развития детей дошкольного возраста, поэтому на базе нашего детского сада создана базовая площадка по риторическому образованию детей с учетом развития их репрезентативных систем и темперамента. Результаты диагностического обследования детей психологом показали, что в большинстве своем у детей ведущая репрезентативная система – кинестетическая.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия . Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения, поэтому для лучшего усвоения материала детьми  мы в своей работе используем интегрированные занятия, которые позволяют воспринимать информацию, воздействуя основные сенсорные каналы ребенка.

Особое место в системе воспитания необходимо уделять умственному и физическому развитию, так как они являются важнейшими компонентами общей подготовки дошкольника к школьному обучению. Еще П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечал, что «особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической. Чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности» . В настоящее время данная проблема представлена в исследованиях Н.В Зайцевой, И.В. Стародубцевой, Е.А. Коротковой и др. Одним из эффективных средств развития  различных видов мышления у старших дошкольников, в том числе и словесно-логического, являются физические упражнения.

Важным компонентом умственного развития является речь, которую мы развиваем у детей на риторических занятиях.

Что же дает ребенку интеграция риторики с физкультурой? 

Наряду с риторическим образованием закладываются основы здоровья, жизненно важные двигательные навыки и умения, формируется гармонически и всесторонне развитая личность. Чередование на занятии умственной деятельности с физической нагрузкой, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной системы, способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению обмена веществ. Через двигательную активность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы: мышление, внимание, воля, самостоятельность и др. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для формирования познавательных процессов, тем полноценней осуществляется его развитие .

Особое внимание на каждом занятии уделяем дыхательным упражнениям, т.к. часто дети при выполнении даже легких физических упражнений, нередко задерживают дыхание. Считаем, что правильному дыханию их нужно учить (работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом). Чтобы детям было интересно, предлагаем дыхательные упражнения в игровой форме: «Согрей руки», «Остуди чай», «Надуй шар», «Воздушный футбол»; 
упражнения звуковой гимнастики (с произнесением на выдохе гласных и согласных звуков): игра «Звуки», «Вагонная песенка», «Жук», «Ветер и насекомые»; упражнения для развития речевого дыхания и голоса: «Эхо», «Тихо – громко». Играя и выполняя упражнения, дети не только обучаются правильному дыханию, но и укрепляют здоровье.

Некоторым детям свойственны двигательное беспокойство, повышенная эмоциональная возбудимость. С учетом этих особенностей, широко используем на физкультурно-речевых занятиях  психогимнастику.  Во вводной части занятия используем:

– игры и упражнения на развитие внимания (слухового, зрительного): «Будь внимателен», «Расставь часовых», «Четыре стихии», «Слушай хлопки»; 
– игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни свое место», «Слушай и выполняй»;
– на преодоление двигательного автоматизма: «Стоп», «Пожалуйста».

В заключительной части занятия:

– игры и упражнения, способствующие снятию напряжения, успокоению: «Штанга», «Сосулька; упражнения на расслабление в сочетании со спокойной музыкой: «Волшебный сон», «Ходит сказка по домам».

Становление речи тесно связано с развитием моторики, в частности, мелкой моторики пальцев руки. Поэтому особое место на физкультурных занятиях отводим:
– 
играм и упражнениям, способствующих развитию координации движений пальцев рук: «Цепочки», «Здравствуй, пальчик», «Пальчики играют»;
– игровому самомассажу кистей и пальцев рук, оказывающему общеукрепляющее воздействие на организм ребенка («Ладошки», «Пальчики»); 
– 
пальчиковым играм с речевым сопровождением, которые повышают речевую активность ребенка, развивают внимание, координацию, мыслительную деятельность («Зарядка», «Мы во двор пошли гулять»); 
– упражнениям с различными предметами – массажным мячом, прицепками, карандашами;
– 
пальчиковым упражнениям в сочетании со звуковой гимнастикой.

Таким образом, средства физического воспитания содержат неограниченные возможности не только для решения специфических задач улучшения физического статуса занимающихся, но и для развития психических функций ребёнка, что обосновывает целесообразность их использования для решения задач умственного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ РИТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данный проект посвящен проблеме совершенствования речевого развития, коммуникативных способностей, повышения эффективности речиу детей дошкольного возраста. Описывается система работы по риторич...

конспект риторического занятия для детей старшей группы

Цель: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Риторические занятия

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста по средством риторического образования...

Методическое пособие по физкультуре к программе дополнительного образования "Здоровый малыш"

Конспекты занятий по физкультуре для детей от 1,5 до 2 лет, не посещающих детский сад....

Риторическое занятие для детей подготовительной группы "Мир разноцветных красок"

Риторическое занятие по развитию связной речи, формирующее умение составлять рассказы с опорой на схему. Развивает интерес к поиково-экспериментальной деятельности....

НОД по риторическому развитию "Бабушкин сундучок"

Риторическое развитие дошкольников...

НОД по риторическому развитию "Бабушкин сундучок".

Риторическое развитие дошкольников...