Описание опыта работы по теме "Формирование и накопление словаря у детей с ТНР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром"
материал по теме

Курарару Людмила Анатольевна

Проблема формирования словаря у детей с ТНР в условиях специализированного дошкольного учреждения становится наиболее актуальной в связи с ежегодным усугублением речевой патологии у наших воспитанников. Представляю опыт работы по теме «Формирование, обогащение и накопление словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_kurararu_l.a.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»

Опыт работы по теме:

«Формирование, обогащение и накопление словаря

у детей с тяжелыми нарушениями речи

на занятиях по ознакомлению с окружающим миром».


Введение

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии речи является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает.

Одной из задач коррекционно-воспитательного воздействия является пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов.

Словарная работа имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.

При проведении словарной работы, одновременно решаются задачи нравственного и эстетического воспитания.

Исследованием и проблемой формирования словаря детей занимались педагоги прошлого и настоящего времени.

К.Д.Ушинский внес большой вклад в методику развития речи детей дошкольного возраста. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний  об окружающих предметах, развития речи на основе развития знаний и мышления.

Е.И.Тихеева определила основные задачи работы по развитию речи в детском саду и показала пути их решения. Много внимания уделяла она обогащению содержания речи. В ее трудах представлена система работы над словом.

Исследования Ф.А.Сохина во многом изменили подход к содержанию и методике развития речи. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений.

В.И.Логинова, развивая идеи Е.И.Тихеевой, уточнила методику развития словаря на основе ознакомления детей с предметами, их признаками, качествами, материалами, из которых они сделаны. Она рассматривала развитие словаря детей в связи с овладением ими понятиями.

А.М. Бородич внесла вклад в разработку методики словарной работы как научной и учебной дисциплины.

Под руководством Г.М. Ляминой рассматривались особенности овладения детьми словарем, разрабатывались методические рекомендации. Широкое применение в практике нашли методические и дидактические пособия, подготовленные ее ученицей В.В.Гербовой.

Таким образом, у каждого педагога можно найти свое понимание проблемы развития словаря, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития словарного запаса. Вместе с тем исследователи подчеркивали роль специального обучения в формировании, обогащении и активизации словаря детей дошкольного возраста.

Проблема формирования словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях специализированного дошкольного учреждения становится наиболее актуальной в связи с ежегодным усугублением речевой патологии у наших воспитанников.

Учитывая актуальность проблемы, опираясь на вышеизложенные положения и основы коррекционно-воспитательного воздействия, мною была определена цель: повышение качества речевого развития детей с ТНР через формирование, обогащение и накопление словаря на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Для достижения поставленной цели были определены задачи:

  1. Уточнить показатели, критерии и уровни развития словаря у детей дошкольного возраста.
  2. Подобрать формы и методы работы по формированию и обогащению словаря у детей с ТНР в процессе режимных моментов.
  3. Разработать технологию проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром.
  4. Подобрать дидактические игры и упражнения по развитию словаря детей.
  5. Разработать проект по работе с родителями с использованием активных форм взаимодействия.
  6. Обобщить и систематизировать результаты работы для выработки рекомендаций по ее применению на практике другими педагогами.

  1. Психолого-педагогические основы развития словаря дошкольников.
  1. Понятие словарной работы и ее значение.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоение их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей.

Таким образом, для выяснения сущности словарной работы в детском саду, очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон:

1) соотнесение слова с предметом,

2) связи слова с определенным понятием,

3) соотнесение слова с другими лексическими единицами.

Усвоить значение слова – значит овладеть всеми его сторонами.

В словарной работе с дошкольниками выделяется два аспекта.

Первый – заключается в освоении ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений.

Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретает ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. раскрытие смысловой стороны речи.

Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы  по речевому развитию детей.

  1. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Современный ребенок к пяти годам овладевает всей системой родного языка: он связно говорит; полно излагает свои мысли, без труда пересказывает рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки и воспроизводит многосложные слова. В его словарном запасе 3000 – 4000 слов.

Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи (ОНР), которое может быть выражено в разной степени.

1-й уровень речевого развития таких детей – самый низкий, 3-й уровень – самый высокий.

На 1-м уровне речевого развития у ребенка отсутствует общеупотребительная речь. Он пользуется отдельными многозначными искаженными аналогами слов, часто звукоподражательного плана.

Дети второго уровня речевого развития владеют обиходным словарным запасом и могут пользоваться простыми аграмматичными фразами. У них наблюдаются грубые и стойкие нарушения всех компонентов языковой системы. 

Характерные лексические трудности детей 3 уровня касаются знания и называния частей предметов и объектов, глаголов, антонимов, относительных прилагательных и т.д. В грамматическом строе наиболее распространены ошибки в употреблении глаголов, в согласовании различных частей речи, в построении предложений. В связной речи труднее всего даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.

Наряду с указанными речевыми проявлениями для детей с общим недоразвитием речи характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение внимания и памяти; нарушение артикуляционной и пальцевой моторики; нарушение словесно-логического мышления.

Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки; не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Еще труднее сосредоточить и удержать их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут в полном объеме воспринимать пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности и т.д.

Характерно, что нарушение внимания и памяти в большей степени затрагивает произвольную деятельность. Известно, что на непроизвольном уровне сосредоточение и запоминание происходит значительно лучше. Так, при просмотре мультфильма дети не мобилизуют внимание, оно и так сохраняется в течение длительного времени. Или, например, ребенок значительно легче воспроизводит название шести – восьми подарков на день рождения, чем четырех – пяти спрятанных на занятии игрушек.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти.

Речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.

Дети с ОНР могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, так как они стоят в комнате; с трудом решают математические задачи и отгадывают загадки.

Особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с общим недоразвитием речи проявляются не только на занятиях, но и в игровой, бытовой и прочей деятельности.

  1. Основные принципы формирования словаря у детей с ТНР.

В отечественной методике словарной работы выделяют два подхода:

- количественный подход,

- понятийный подход.

Первый подход еще называют накопительным, традиционным. Он предполагает осуществление словарной работы в процессе всей образовательной работы. В этом, кстати, и заключается особенность словарной работы в ДОУ.

В рамках этого подхода в трудах Е.И.Тихеевой, О.И.Соловьевой, М.М.Кониной, были определены задачи словарной работы:

  • обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексике;
  • закрепление и уточнение словаря;
  • активизация словаря;
  • устранение из речи нелитературных слов.

Методы словарной работы – это методы ознакомления с окружающим миром (наблюдение, рассматривание картин, беседы, дидактические игры).

Второй подход был разработан В.И.Логиновой, которая связала словарную работу с формированием понятийного мышления детей. Она выделяет следующие задачи:

  • расширение словаря ребенка на основе ознакомления, с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;
  • усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  • введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

В.И.Логинова предлагает придерживаться следующих принципов:- связь словарной работы с познавательной деятельностью, психическими познавательными процессами; учет зоны ближайшего развития.

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне, речи и творческого воображения.

ТРИЗ — теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей - овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей.

Творческая познавательная деятельность - сложное образование. Именно система творческих заданий является оптимальной формой овладения детьми методами творчества. Основной вид деятельности детей - игра, поэтому  все творческие задания даются через игры.

В основу разработки занятий положены следующие принципы:

  • принцип системности знаний;
  • принцип доступности;
  • принцип сочетания в процессе познания окружающей действительности разных типов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) и чувственного опыта ребенка, который вооружает детей арсеналом средств разностороннего познания мира;
  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей детей в процессе обучения;
  • принцип наглядности;
  • принцип сотрудничества, т.е. сочетания руководства познавательной деятельностью детей с развитием их самостоятельности, инициативы и творчества;
  • принцип связи всей учебно-воспитательной работы с жизнью, который позволяет формировать людей мыслящих, умеющих видеть и преодолевать противоречия.

  1. Система работы по  формированию, накоплению и обогащению словаря у детей дошкольного возраста.

  1. Развитие словаря детей в специально-организованной деятельности.

Применение технологии ТРИЗ при обогащении словаря детей.

Для того чтобы нацелить детей на творческую деятельность, при составлении занятий, я использую технологию ТРИЗ (творчество, развитие, изобретательность, задор). На мой взгляд, необходимо детей научить мыслить, искать разные подходы к проблеме. (Приложение 2). При составлении занятий  применяю различные методы и приемы:

Разминка. Цель – снятие психологической инерции и введение в тему. Для разминки используются следующие методы:

  • Метод мозгового штурма.

Например, детям предлагается найти выход из ситуации: «Во время отдыха на берегу озера ночью пошел сильный дождь – уехать домой нет возможности. Как быть?» (Как человек стал строителем?) Выслушиваются и принимаются разные варианты ответов детей и выбираются наиболее приемлемые. Неожиданные, оригинальные одобряются.

  • Игра «Хорошо-плохо», «Наоборот», «Теремок» и др. по теме.
  • Художественное слово, (стихи, загадки) в соответствии с обозначенным проблемным полем.
  • Игры на классификацию «Четвертый - лишний», «Что в круге», «Круги Эллера», «Да – нет» и др.

Организация поисковой деятельности детей.

Цель: учить выделять существенные свойства и качества объектов и явлений с помощью анализаторов и проведения опытов.

Поисково-исследовательская деятельность организуется в определенной последовательности:

  • Обозначение перед детьми проблемы, которая может быть представлена в виде логической задачи или ситуации. Например, на занятии «Свойства дерева и пластмассы» дети встают перед проблемой определить, в каком доме лучше жить, в деревянном или пластмассовом.
  • Постановка цели.
  • Выдвижение гипотезы. Высказываются предположения по решению возникшей проблемы. Например, «Как вы думаете, в каком доме лучше жить – в деревянном или пластмассовом?». Дети высказывают различные гипотезы.
  • Этапы эксперимента.
  1. План проверки выдвинутой гипотезы. Например, для решения вышеуказанной ситуации детям необходимо определить свойства дерева и пластмассы с помощью различных анализаторов и проведения опытов.
  2. Действия по проверке выдвинутой гипотезы. Обследование объектов с помощью различных анализаторов, проведение опытов.
  3. Вывод по результатам опыта.

Для большей наглядности результаты опыта можно продемонстрировать с помощью ММЧ (методика маленьких человечков).

  1. Итог поисковой деятельности: соответствуют ли выводы эксперимента первоначально выдвинутой гипотезе.

Решение изобретательских задач.

Цель: формировать чувствительность к противоречиям, умение их формулировать и решать.

Обучение решению изобретательских задач проводится в определенной последовательности:

  • Текст задачи строится на основе закономерностей, выявленных в ходе поисковой деятельности.

Например, дом должен быть деревянным, т.к дерево обладает низкой теплопроводностью. Но дерево не пропускает свет.

  • Формулирование изобретательской задачи в виде противоречия.

Например, дом должен быть деревянным, чтобы было тепло и не должен быть деревянным, чтобы было светло. Как быть?

Отличительной особенностью данных занятий является наличие в них игровых, сказочных ситуаций, которые вводят детей в проблему, состояние поиска, стимулирует мыслительные процессы.

Использование данной методики на занятиях обеспечивает совершенствование интеллектуальных способностей детей: непрерывно расширяет кругозор, развивает объяснительную и доказательную речь, учит устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы; учит понимать, формулировать противоречия, решать их.

  1. Дидактическая игра, как одна из форм  развития словаря детей.

Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых расширение лексикона и речевых навыков детей. Я использую эти игры и упражнения в своей работе, провожу их живо, непринуждённо, с учетов возрастных интересов и возможностей детей. Так как работа в нашем детском саду проводится согласно лексических тем, эти игры и упражнения мною подобраны к темам (Приложение 3) и проводятся  с учётом зоны ближайшего развития  каждого ребенка во всех видах деятельности.

Вот некоторые виды таких упражнений.

  1. Д/игра «Назови признаки». (подбор признаков к предмету).
  2. Д/игра «Подбери предмет к признаку» ( подбор предметов к признаку).
  3. Д/игра «Назови действия» (подбор действий к предмету).
  4. Д/ игра «Подбери предмет к действию» (подбор предметов к действию).
  5. Д/ игра «Составление предложения  с заданным словом (словами)».
  6. Д/ игра «Вставь пропущенное слово в предложение».
  7. Д/ игра «Волшебная цепочка» (распространение предложений по вопросам. «Садовник поливает…(Что? Где? Когда? Зачем?). Дети идут (Куда? Зачем?)
  8. 8 Д/игра «Закончи предложение». (Сегодня надо затопить печь, потому что… (стало очень холодно).
  9. Д/игра «Назови части» (например, дерево – ствол, корень, сучья, листья и т.д).
  10. Д/ игра «Объяснение слов» (для того, чтобы детям было легче и интересней запомнить значение слова, в работе использую небольшие стихи и динамические паузы, которые подобраны в соответствии с лексическими темами. (Приложение 4).
  11. Отгадывание и составление загадок.
  12. Классификация предметов.
  13. Заучивание и произношение скороговорок.

  1. Словарная работа в процессе режимных моментов.

Такая работа связана со спецификой моей деятельности. Находясь с детьми в самой разной обстановке (в раздевалке, в умывальной комнате, в спальне, на прогулке, в игровом уголке и других местах), где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса, закрепляю с воспитанниками лексический материал, пройденный на занятии.

Кроме того, работая с детьми на протяжении всего дня, многократно активизирую и закрепляю новые слова, что способствует их введению в самостоятельную речь детей. В процессе режимных моментов я ограничиваюсь обиходно-бытовой лексикой.

Важно учитывать, что у детей с общим недоразвитием речи снижен познавательный интерес, поэтому называние без подготовки предметов, их признаков и действий может оказаться напрасным трудом. В чем же состоит подготовка к такой работе? Для того чтобы побудить детей слушать и слышать воспитателя, вызвать интерес к словесным упражнениям, придаю им дух соревновательности, задавая вопросы:

  • Кто больше придумает слов?
  • Кто назовет самое точное слово?
  • Кто быстрее ответит на вопрос?
  • Кто больше заметит частей предмета? И т.п.

В умывальной комнате предлагаю детям такие задания:

  • Кто больше скажет слов о том, какое мыло?
  • Что с ним можно делать? Что им можно мыть?

В живом уголке задаю детям такие вопросы:

  • Какая птичка?
  • Что может делать попугайчик?
  • Какой аквариум?
  • Что в нем делают рыбки? И т.п.

Во время прогулки обращаю внимание детей на предметы, которые находятся вокруг нас:

  • Какое небо?
  • Какой снег на участке?
  • Какие листья лежат на земле?
  • Что делают ветер, дождь, снег? И т. п.

Такие словесные упражнения не следует проводить со всей группой, достаточно объединить четырех-пяти детей. Главное, чтобы они занимались с желанием и получали положительные эмоции.

  1. Активизация форм работы с родителями.

Всем родителям необходимы педагогические знания, с момента рождения ребенка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. Нам, педагогам, в своей работе важно ориентироваться на потребность семьи, запросы родителей, а не просто читать им лекции, доклады. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Важно активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.

Как показал проведенный опрос родителей, они не компетентны в вопросах психического развития детей. Анкетирование и наблюдение за стилем общения родителей с детьми, за реакцией детей на встречи с родителями показали, что для родителей представляет интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблема детской игры, страхов, агрессивности, раннего обучения, развитие речи у детей.  

Для наибольшей активизации родителей, в своей работе использую как традиционные (родительские собрания, консультации, беседы, разного рода рекомендации, памятки и т.д.), так и нетрадиционные формы: КВН, конкурсы, круглый стол, семинары, обмен опытом и т.д.

Многие педагоги считают, что целенаправленные и систематические мероприятия по своевременной коррекции речи необходимы как в ДОУ, так и в семье, и именно совместная деятельность родителей и педагогов является наиболее эффективной. В связи с этим мною разработан долгосрочный проект работы с родителями (Приложение 5) с целью приобщения родителей к участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у детей.


  1. Проведение мониторинга.

Для правильного понимания нарушения и эффективного коррекционного воздействия, для рационального выбора методов и приемов работы необходимо определить характер имеющегося у ребенка нарушения, его степень и глубину, уметь правильно анализировать, какие компоненты речи нарушены или не сформированы.

Для этого, совместно с педагогами ДОУ, опираясь на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и коррекционную программу дошкольного учреждения, был разработан мониторинг. На основании мониторинга я разработала диагностику развития словаря по изучаемым лексическим темам. (Приложение 1)

Был исследован словарь детей по теме «Дикие животные». Воспитанникам предлагались игровые упражнения, такие как «Назови одним словом», «Подбери признаки и действия к предмету», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Назови детенышей», «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Хорошо – плохо».

Ответы детей оценивались по трехбалльной системе:

3 балла – ребенок справляется с заданием самостоятельно, отвечает полно;

2 балла – ребенок выполняет задание с небольшой помощью взрослого, отвечает неполно;

1 балл – ребенок с заданием не справляется, не отвечает.

В результате проведения констатирующего эксперимента было выявлено, что большинство детей испытывают затруднения при подборе слов-признаков, слов-действий, обобщающих слов. Особую трудность составляли задания на подбор антонимов, синонимов, поиск противоречий. Таким образом, 3 ребенка( 30%) имеют  средний уровень развития словаря, 7 детей (70%) - низкий уровень.

Кроме общей диаграммы представлен индивидуальный график развития словаря, где по горизонтали указаны номера заданий, а по вертикали - баллы за ответ ребенка. На схеме можно увидеть, что ребенок справился лишь с некоторыми заданиями, большинство из них были не выполнены.

После таких низких результатов диагностики была запланирована коррекционно-образовательная работа по всем направлениям развития словаря (формирующий эксперимент). Она проводилась в разных видах деятельности, систематически, последовательно, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

В конце учебного года была проведена итоговая диагностика развития словаря детей, которая показала положительную динамику по всем направлениям.

Один ребенок (10%) показал высокий уровень развития словаря, 6 детей (60%) – средний уровень, и 3 ребенка (30%) - низкий уровень.

Соответственно улучшились и индивидуальные показатели лексического развития. На схеме 2 можно увидеть, что ребенок справляется с заданиями значительно лучше: подбирает обобщающие слова, слова-признаки, слова-действия, называет детенышей животных, их жилища, подбирает к словам синонимы, антонимы. Решение противоречий уже не вызывает таких трудностей, как в начале года.

Полученные положительные результаты в проведении словарной работы дают основание считать, что выбранные мною методы и приемы формирования лексического запаса у детей с ТНР верные.

В подготовительной к школе группе планируется продолжать работу по данному направлению:

  • усложнять виды заданий;
  • активизировать  имеющийся словарь;
  • использовать его при составлении связных высказываний.

Заключение

Таким образом, разработанная система формирования словаря включает такие основные компоненты:

  • оречевление;
  • дидактические игры;
  • занятия;
  • работу с родителями.

Значимость работы заключается в том, систематизация и применение разнообразных методических приемов по формированию словаря у детей дает положительные результаты, что отражается в проведенном мониторинге. Используемая на занятиях по ознакомлению с окружающим миром технология ТРИЗ и комплекс дидактических игр увлекает детей и положительно влияет на их словарный запас.

В дальнейшем планирую:

  • продолжать работу по формированию, обогащению и накоплению словаря с детьми, имеющими нарушения речи;
  • изучать и использовать новые технологии;
  • более тесно и плодотворно работать с родителями, внедряя в практику разработанный проект и используя разнообразные активные формы взаимодействия.

Библиография

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М, 2000г.
  2. Бородич А.М Методика развития речи, М, 1981г.
  3. Волкова Л.С Хрестоматия по логопедии, М, 1997г.
  4. Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи, Дошкольное воспитание, № 6, 2000г.
  5. Кудрякова И.Г., В.Кузнецова, Л.А Пыстина Развитие интеллекта дошкольников средствами ТРИЗ при ознакомлении с окружающим миром, г.Саров, 1997
  6. Белоусова Л.Е Удивительные истории, Санкт-Петербург,2003г.
  7. Белоусова Л.Е. 1,2,3,4,5 – начинаем мы играть! Санкт-Петербург, 2003г.
  8. Миронова С.А. Развитие речи детей на логопедических занятиях, М, 1991г.
  9. Сохин В.А. Развитие речи детей дошкольного возраста, М, 1984г.
  10. Тихеева В.И. Развитие речи детей, М, 1981г.
  11. Ткаченко Т.А. О работе воспитателя в группе детей с ОНР, Дошкольное воспитание, 1990,№ 12.
  12. Ушакова О.С. Придумай слово, М. Просвещение, 1990г.
  13. Феличева Т.В. Логопедическая работа в специализированном детском саду, М, 1977
  14. Гаркуш Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи, М, 1999г.

Приложение 1

Карта обследования словаря ребенка

(по теме «Дикие животные)

Задания детям

Н.г

К.г

1.

Назови диких животных

2.

Продолжи мой ряд: заяц, еж, лиса… Назови одним словом.

3

Назови части тела животных.

4

Отгадай загадку: Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! А зовут ее ...?

5

Какая лиса?

6

Что делает лиса?

7

«Скажи наоборот» (большой - маленький, сытый – голодный, длинный – короткий, быстрый – медленный, здоровый – больной, добрый – злой, холодно – тепло, убегает – догоняет, далеко – близко, высоко – низко)

8

«Скажи по-другому» Медведь большой, огромный, большущий, крупный.

9

«Кто где живет» волк – в логове, белка – в дупле, лиса – в норе, медведь – в берлоге, заяц – под кустом.

10

«Кто чем питается?»

11

«Назови детенышей»

12

«Хорошо – плохо»



Приложение 3

Картотека дидактических игр по лексическим темам

Лексическая тема

Название игры

Содержание

Части тела

«Назови части тела, лица»

«Скажи наоборот»

«Назови противоположности»

«Хорошо – плохо»

«Помоги художнику»

«Четвертый лишний»

«Круги Эллера»

«Подбери признаки, действия»

«Подбери предмет к признаку, действию

Рассмотреть вместе с ребенком картинку. Предложить показать и назвать части лица, тела. Назвать части тела, которых по две, по одной.

Ребенку предлагается сказать слово с противоположным значением. (У Пьеро лицо грустное, а у Буратино…)

Ребенку предлагается ответить что хорошего в той или иной части тела, а что плохого.

Рассмотри портреты. Что забыл нарисовать художник? Без какой части лица остались кукольные герои? Дорисуй недостающие части лица.

Предлагаются картинки с частями тела. Определить, какая часть тела лишняя (например: нос, рот, подбородок, глаза; лишние глаза, потому что их два).

Разложить части тела и части лица.

Предлагается подобрать прилагательные, глаголы к какой-либо части тела.

Подбирается существительное к прилагательному, глаголу.


Приложение 4

Динамические паузы и пальчиковая гимнастика в стихах

Тема

Динамические паузы, пальчиковая гимнастика

Части тела

Если подушка кладется под ушко

Смело ее называем «подушка».

(присесть, ладони под щеку)

Если подушку кладут под затылок,

Будем ее называть «подзатыльник».

(встать, ладони на затылок)

Если подушку положим под нос,

Такая подушка зовется «поднос».

(присесть, ладони под нос).

(движения соответствуют словам физминутки)

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем,

И бегаем кругом.

И бегаем кругом.

Две руки хлопают,

Две ноги топают,

(дети выполняют соответствующие движения)

Два локтя вращаются,

Два глаза закрываются.

Мой дружок такой лентяй,

(развести руки в стороны)

Только отдых подавай!

(присесть, руки под голову)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

(руки сжаты в кулак, поочередное разгибание пальцев, начиная с большого)


Приложение 5

«Психолого-педагогическое сопровождение семей,

имеющих детей с особыми образовательными потребностями»

Проект

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. На основе исследования закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией определены пути преодоления речевой недостаточности, содержание коррекционного обучения и воспитания.

Специалисты дефектологи считают, что целенаправленные и систематические мероприятия по своевременной коррекции речи необходимы как в ДОУ, так и дома, и именно совместная деятельность родителей и педагогов является наиболее эффективной.

ЦЕЛЬ: приобщение родителей к участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка.

ЗАДАЧИ:

  1. Формировать устойчивую мотивацию у родителей в оказании коррекционной помощи детям, через повышение их психолого-педагогической компетентности.
  2. Внедрить технологию «Активизация деятельности родителей к участию в развитии и обогащении словаря ребенка».
  3. Оценить эффективность использования технологии развития речи у детей средствами взаимодействия субъектов образовательного процесса.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • добиться активного сотрудничества родителей по коррекции речевых дефектов на 50%;
  • у 70% родителей повысить уровень психолого-педагогических знаний в вопросах формирования и коррекции речи детей;
  • повысится уровень знаний и умений детей по развитию словаря  на 50%;
  • 70% родителей примут участие в апробации программы.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшего дошкольного возраста, имеющие проблемы в речевом развитии, родители, воспитатели, логопед, психолог.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:

Информационное:

  • объявления;
  • консультации, памятки, рекомендации;
  • анкетирование;
  • информационные листы для обратной связи с родителями.

Материально-техническое:

  • оборудование (телевизор , магнитофон)
  • помещение детского сада.

Новизна проекта:

Приобщение родителей к сотрудничеству через использование нетрадиционных форм общения.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

  1. Подготовительный
  1. Изучение семей:
  • по типу;
  • по образовательному уровню;
  • по социальному уровню.
  1. Анкетирование родителей.
  2. Проведение диагностики.
  3. Разработка технологии «Активизация деятельности родителей в коррекционном процессе по развитию и обогащению словаря ребенка».
  1. Организационный
  1. Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы.
  2. Подбор игрового материала по данной теме.
  3. Разработка анкет для родителей.
  4. Подбор наглядного материала, информационных стендов для родителей.
  5. Разработка перспективного плана мероприятий с родителями по данному проекту;
  6. Внедрение плана сотрудничества.
  1. Результативный
  • проведение повторных диагностических исследований;
  • сравнительный анализ полученных результатов;
  • анализ проведённой работы.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект является долгосрочным.

План реализации проекта

Дата

Тематика

Формы проведения

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Познай себя как родитель»

«Если ребенок плохо говорит»

«Зачем язык делает зарядку»

«Как руки помогают говорить»

Значение игр в жизни ребенка

Неталантливых детей не бывает»

«Общение родителей и детей»

«Театр-это жизнь»

«Наши успехи»

Родительское собрание «Круглый стол»

1.Социальная анкета родителей.

2. Знакомство родителей с нормативными документами

3. Дискуссия на тему: «Нужны ли занятия с ребенком дома»

4. Консультация «Роль семьи в деле развития языка детей»

Семинар-практикум

  1. Консультация «Психологические особенности детей с ТНР»
  2. Консультация «развитие лексики у детей дошкольников»
  3. Презентация игр по развитию словаря у детей.
  4. Игротека: «Игры на кухне»

День открытых дверей

  1. Консультации логопеда.
  2. Практические занятия с детьми по данной проблеме.
  3. Выставка литературы по данной проблеме.
  4. Игротека по пятницам: «Уроки весёлого язычка».

  1. Консультация с обратным талоном «Пальцы помогают говорить»
  2. Консультация «Не забывайте разговаривать с детьми»
  3. Презентация нетрадиционного оборудования и игр для развития мелкой моторики.
  4. Игротека: «Играем пальчиками»

Семинар-практикум

  1. «Интервью» (опрос детей по теме: «В какие игры играете дома»)
  2. Диспут на тему: «Нужны ли игры с ребенком дома»
  3. Консультация «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»
  4. Выставка развивающих игр по развитию речи, познавательному развитию.

Семинар-практикум

«Мастерим вместе с детьми»

  1. Мастер-класс: «Изготовление поделок из природного материала».
  2. Обмен опытом (семейное воспитание «Игры на кухне»)
  3. Выставка-коллаж: «Волшебная страна» (совместные работы с родителями и детьми)

  1. Консультация: «О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог?»
  2. Развивающие игры с родителями.
  3. Урок для родителей: «Как это по-русски?»
  4. Игротека по пятницам: «Как сделать речь правильной?»

  1. Просмотр видеозаписей. Игра –драматизация по сказке «Сказка о глупом мышонке»
  2. Мастер-класс: «Играем в театр»
  3. Совместный показ театрализованного представления «От потешек к Пушкинскому балу»

«Круглый стол»

  1. Консультация «Как наше слово отзовётся»
  2. Выступление родителей – рассказы о своих успехах, фотографии.
  3. Диагностика.
  4. Составление плана на будущее.


Приложение № 6

Родительское собрание на тему:

«Развитие речи дошкольников в процессе

ознакомления с окружающим миром»

Оформлена фотовыставка для родителей «Один день из жизни группы».

Подготовлена презентация «Ознакомление с программой ДОУ», где представлены цели, задачи программы, пути достижения целей, коррекционная работа.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям:

  • совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
  • речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способностей общаться.

- Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребенком? (родителям предлагается высказаться)

  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Словарная работа.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Обучение рассказыванию – связная речь.

Сегодня мы поговорим об одной из задач развития речи – о развитии словаря.

Словарная работа имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.

Предложить разделиться на две команды: команда родителей и команда детей. «Кто больше назовет слов?»

Задания:

  • «Подбери слова-признаки»;
  • «Подбери слова-действия»;
  • «Скажи наоборот»;
  • «Скажи по-другому»;
  • «Хорошо – плохо».

Родителям предлагается вместе с детьми проиграть игры.

Дискуссия на тему: Нужны ли занятия с ребенком дома?

Предложить родителям высказаться.

Собрание закончить чаепитием, в процессе которого родители делятся своим опытом.

Курарару Людмила Анатольевна

МБДОУ ДСКВ № 46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Обобщение опыта работы с детьми раннего возраста по активизации словаря....

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром....

"Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром"

laquo;Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»Младший дошкольный возраст - важный период в развитии ребенка. Малыш активно развивается: б...