Дополнительная общеобразовательная программа «ВОЛШЕБНИКИ»
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

ТОЛСТИКОВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

 Дополнительная общеобразовательная программа   «ВОЛШЕБНИКИ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

художественно-эстетической  направленности

«ВОЛШЕБНИКИ»

Для воспитанников 5-6 лет

Составитель: Толстикова С.А

Воспитатель, 13 разряд, первая категория

БРАТСК  2013г.

Структура и содержание

  1. титульный лисТ
  2. пояснительнАЯ  запискА
  3. описание разделов
  4. учебно-тематический план
  5. приложения

                                                                        

Программа формирования коммуникативных качеств у дошкольников  средствами театрализованной деятельности с экологическим содержанием.

Театрализованный кружок «Волшебники»

Руководитель программы – воспитатель 1 квалификационной категории Светлана Анатольевна Толстикова

Направление деятельности - художественно-эстетическое

Целевая установка - общеразвивающая.

Образовательная область – многопрофильная (театр + коммуникативные умения)

Возраст детей – от 5 до 6 лет.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

      Важным условием успешного поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и т.д.

Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами.

Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.

     Как ребенок может научиться положительным моделям поведения?

Так же, как и всему остальному: в основном подражая тому, что он видит вокруг.

Поэтому театральная деятельность может стать эффективным средством в решении этих проблем.

Театр позволит ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее, поможет занять более активную жизненную позицию, поспособствует успешному общению в жизни.

Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

     Театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативной активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

 Программа составлена на основе методических рекомендаций Э.Г.Чуриловой “Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников”, О.И.Киселевой “Развитие творческих способностей детей средствами театрально-игровой деятельности”, И.Г. Ситкиной и Н.В.Румянцевой “Исследование влияния театральной деятельности на развитие личности ребенка”

 

НОВИЗНА

     В программе систематизированы средства и методы театрально – игровой деятельности, направленной на развитие партнерских отношений.

     Новизна состоит в использовании кукол-образов, раннее включение детей в театральную деятельность, в разыгрывании этюдов с формированием партнерских отношений, использование разнообразных видов театров, разработке методических рекомендаций к реализации данного раздела, , нравственного и художественно-эстетического воспитания.

     Предлагаемая программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия позволяют формировать партнерские отношения детей.

Цель программы - формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.

Задачи программы

  1. Развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.
  2. Формировать у детей  умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность .
  3. Развивать у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительном отношении к сверстникам, воспитании воли в себе.
  4. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

  Успешное решение поставленных задач на занятиях театрального кружка возможно только при использовании принципов и методов обучения. Наиболее близкими считаются следующие:

      Принцип доступности  и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.

      Принцип систематичности – имеется в виду непрерывность и регулярность занятий.

      Принцип специфичности театральной деятельности.

Объединяет игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

     Принцип комплексности.

Предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

      Принцип импровизационности.

Творческая деятельность, которая обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

      Все названные принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности  включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.

В ходе реализации программы реализуются следующие  личностные качества детей.

Коммуникативные качества:

  • умение принимать себя и других;
  • умение видеть в другом человеке его достоинства;
  • эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
  • знание культуры человеческого общения.

Коммуникативные навыки:

  • накопление опыта положительного взаимодействия;
  • умение находить общий язык;
  • умение без насилия решать конфликты;
  • навыки эффективного общения;
  • умение выражать свое мнение публично;
  • навыки коллективного взаимодействия;
  • навыки взаимного уважения и признания;

Деятельностные качества:

 - умение планировать свою деятельность;

- умение налаживать партнерские отношения, взаимодействовать в паре, группе;

- умение действовать в конфликтных ситуациях.

Общечеловеческие ценности:

- ценность семьи;

- ценность здорового образа жизни;

- знание и уважение  народных традиций.

( подробно изложено в таблице)

Формы организации

театрализованной деятельности детей.

Для качественного усвоения материала используются следующие формы

  • игра
  • метод игровой импровизации инсценировки и драматизация
  • объяснение
  • рассказ и рассказ детей
  • чтение воспитателя
  • показ
  • личный пример
  • беседы
  • просмотр видеофильмов
  • разучивание произведений устного народного творчества
  • обсуждение
  •  наблюдения
  • экскурсии.

Программа разделена на отдельные тематические части:

  • Ритмика
  • Артикуляционная гимнастика
  • Знакомство с видами театра
  • Беседы
  • Прослушивание и просматривание материала
  • Работа над этюдами
  • Пальчиковые игры
  • Игры - импровизации
  • Приемы вождения кукол
  • Работа над спектаклем
  • Изготовление атрибутов, декораций

Каждое новое занятие должно нести в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или игру. Заканчивается занятие всегда эмоционально-занимательными или подвижными играми.

Занятия включают задания:

  • Коммуникативные игры.
  • Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
  • Игры, направленные на развитие воображения, внимания.
  • Игры на развитие выразительной и диалогической речи.
  • Пальчиковые игры.
  • Игры с элементами танцевальных движений.
  • Культура и техника речи.
  • Этюдная работа.
  • Артикуляционная гимнастика.

Предполагаемый результат

  • Проявляющееся в повседневной жизни умение устанавливать партнерские взаимоотношения со сверстниками, формирование навыков коллективного взаимодействия.
  • Овладение детьми коммуникативными навыками и умениями.
  • Сформированная у детей способность исполнять различные роли, используя средства выразительности.
  • Освоение детьми знаний о театральном искусстве.
  • Определяемое социальными нормами поведение дошкольников в коллективе – умение договариваться, улаживать конфликты, отстаивать свою точку зрения социально приемлемыми способами, проявление у детей уверенности в себе, самодостаточности.

Знания, умения и навыки.

1. Иметь представление о театре как о виде искусства, особенностях театра.

2. Иметь навыки концентрации внимания и координации движений.

3. Иметь представление об устройстве речевого аппарата и звукообразования.

4. Уметь пользоваться важными средствами выразительности мимикой, жестами.

5. Уметь свободно ориентироваться на сцене, площадке.

6. Уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями.

7. Уметь сочинять этюды по сказкам.

8. Иметь представление о сценической культуре, иметь навыки выступления в спектаклях.

Методические рекомендации.

     Нет необходимости кого-то убеждать в важности воспитания в детях доброты. Доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. В последние годы мир вокруг нас, и современное искусство, и компьютерные игры – все заряжено агрессией, поэтому неудивительно, что детям в такой реальности неуютно и они равнодушны к чужому состраданию и чужому горю.

      Каким мы представляем себе доброго человека? (любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д.)

     Как ребенок может научиться положительным моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном подражая тому, что он видит вокруг. Поэтому, на наш взгляд, театральная деятельность может стать эффективным средством в решении этих проблем. Театр позволит ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее, поможет занять более активную жизненную позицию, поспособствует успешному общению в жизни. Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

     Театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативной активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

     Очень важна диагностика коммуникативных отношений у дошкольников на ранних этапах его развития. Только в это время можно произвести коррекцию отношений, совершенствование у детей способов построения взаимоотношений со сверстниками, сочетаемое с переориентацией сложившегося мнения сверстников; дальнейшая организация взаимодействия поможет вернуть веру в себя, радостное настроение, увеличить инициативу к завязыванию контактов.

      Коммуникативные навыки необходимы и на развивающих занятиях по подготовке к школе. Ведь любое занятие строится на общении взрослого с ребенком или ребенка с ребенком. И для эффективного получения новых знаний и умений, ребенку также необходимо прежде приобрести элементарные навыки общения. Не находя контактов со сверстниками или взрослыми, ребенок теряет темпы развития интеллектуальной сферы. Например, излишне упрямясь, или чрезмерно тревожась. Поэтому, первая задача воспитателей – помочь ребенку адаптироваться в социуме.

      Важным условием успешного поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и т.д. Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.

     В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно правильно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

     Выбор произведений для театрализованной деятельности обуславливается их содержанием, которое позволяет формировать у ребенка представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает потребность. При их чтении на конкретных примерах мы разбираем, что хорошо, а что плохо, обсуждаем поступки героев, мотивы, побуждающие к тому или иному действию, результат совершенного действия.

      Театр помогает формировать у детей умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие недостатки; помогает осознать свои чувства, причины поведения. Дети учатся умению взаимодействовать с другими детьми, играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди, договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе театрализованной игры.

      Значимым моментом при работе с  детьми является работа воспитателя.

Очень важны отношения детей в коллективе во время постановки, спектакля…

Коллективная работа способствует формированию нравственных качеств ребят. Одна из задач – создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями, умениями, но и чувствовать себя единым целым.

     Выполнение задач программы базируется на рефлексии воспитателя и детей средствами актерского тренинга и ситуационных игр. Такая предварительная подготовка дает возможность активного словотворчества, со-игры, события воспитателя и ребенка и позволяет дошкольнику приобрести культурный опыт в естественных условиях образовательной среды.

      Основной формой проведения занятий по программе  является игра. Игровое занятие кружка как особая форма общения в процессе театральной деятельности дошкольников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов, а также на развитие двигательных умений и навыков.

      Программа реализуется через занятия в театральном кружке.

                   Список использованной литературы.

  1. Алябьева Е.А. развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005
  2. Картушина Ю.М. Театрализованные представления для детей и взрослых. Сценарии для ДОУ. – М., 2005
  3. Киселева О.И. развитие творческих способностей детей средствами театрально-игровой деятельности. Методическое пособие. – Т., 2003
  4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М., 2004
  5. Прокопенко Е.Л.., Терешкович Т.А. Я игрушку смастерю. – Мн., 2001
  6. Самоукина И.В. Игры, в которые играют: Психологический практикум.- Дубна, 1997
  7. Ситкина И.Г., Румянцева Н.В. Исследование влияния театральной деятельности на развитие личности ребенка: Исследовательская работа. – Я., 2005Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2004
  8. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990
  9.  Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников»;
  10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»;
  11.  Семенака С.И. «Уроки добра»;
  12.  Шипицина Л.М. «Азбука общения»,

Т. И. Петровой, Е.Л. Сергеевой, Е.С. Петровой.                                   «Театрализованные игры в детском саду»,

  1. Л.В.Артемовой Театрализованные игры »,
  2. Т.С. Григорьева. «Программа «Маленький актёр»,

Коноваленко СВ. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет.



Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

художественно-эстетической  направленности

«ВОЛШЕБНИКИ»

Для воспитанников 5-6 лет

Составитель: Толстикова С.А

Воспитатель, 13 разряд, первая категория

БРАТСК  2013г.

Структура и содержание

  1. титульный лисТ
  2. пояснительнАЯ  запискА
  3. описание разделов
  4. учебно-тематический план
  5. приложения

                                                                        

Программа формирования коммуникативных качеств у дошкольников  средствами театрализованной деятельности с экологическим содержанием.

Театрализованный кружок «Волшебники»

Руководитель программы – воспитатель 1 квалификационной категории Светлана Анатольевна Толстикова

Направление деятельности - художественно-эстетическое

Целевая установка - общеразвивающая.

Образовательная область – многопрофильная (театр + коммуникативные умения)

Возраст детей – от 5 до 6 лет.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

      Важным условием успешного поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и т.д.

Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами.

Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.

     Как ребенок может научиться положительным моделям поведения?

Так же, как и всему остальному: в основном подражая тому, что он видит вокруг.

Поэтому театральная деятельность может стать эффективным средством в решении этих проблем.

Театр позволит ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее, поможет занять более активную жизненную позицию, поспособствует успешному общению в жизни.

Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

     Театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативной активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

 Программа составлена на основе методических рекомендаций Э.Г.Чуриловой “Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников”, О.И.Киселевой “Развитие творческих способностей детей средствами театрально-игровой деятельности”, И.Г. Ситкиной и Н.В.Румянцевой “Исследование влияния театральной деятельности на развитие личности ребенка”

 

НОВИЗНА

     В программе систематизированы средства и методы театрально – игровой деятельности, направленной на развитие партнерских отношений.

     Новизна состоит в использовании кукол-образов, раннее включение детей в театральную деятельность, в разыгрывании этюдов с формированием партнерских отношений, использование разнообразных видов театров, разработке методических рекомендаций к реализации данного раздела, , нравственного и художественно-эстетического воспитания.

     Предлагаемая программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия позволяют формировать партнерские отношения детей.

Цель программы - формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.

Задачи программы

  1. Развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.
  2. Формировать у детей  умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность .
  3. Развивать у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительном отношении к сверстникам, воспитании воли в себе.
  4. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

  Успешное решение поставленных задач на занятиях театрального кружка возможно только при использовании принципов и методов обучения. Наиболее близкими считаются следующие:

      Принцип доступности  и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.

      Принцип систематичности – имеется в виду непрерывность и регулярность занятий.

      Принцип специфичности театральной деятельности.

Объединяет игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

     Принцип комплексности.

Предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

      Принцип импровизационности.

Творческая деятельность, которая обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

      Все названные принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности  включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.

В ходе реализации программы реализуются следующие  личностные качества детей.

Коммуникативные качества:

  • умение принимать себя и других;
  • умение видеть в другом человеке его достоинства;
  • эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
  • знание культуры человеческого общения.

Коммуникативные навыки:

  • накопление опыта положительного взаимодействия;
  • умение находить общий язык;
  • умение без насилия решать конфликты;
  • навыки эффективного общения;
  • умение выражать свое мнение публично;
  • навыки коллективного взаимодействия;
  • навыки взаимного уважения и признания;

Деятельностные качества:

 - умение планировать свою деятельность;

- умение налаживать партнерские отношения, взаимодействовать в паре, группе;

- умение действовать в конфликтных ситуациях.

Общечеловеческие ценности:

- ценность семьи;

- ценность здорового образа жизни;

- знание и уважение  народных традиций.

( подробно изложено в таблице)

Формы организации

театрализованной деятельности детей.

Для качественного усвоения материала используются следующие формы

  • игра
  • метод игровой импровизации инсценировки и драматизация
  • объяснение
  • рассказ и рассказ детей
  • чтение воспитателя
  • показ
  • личный пример
  • беседы
  • просмотр видеофильмов
  • разучивание произведений устного народного творчества
  • обсуждение
  •  наблюдения
  • экскурсии.

Программа разделена на отдельные тематические части:

  • Ритмика
  • Артикуляционная гимнастика
  • Знакомство с видами театра
  • Беседы
  • Прослушивание и просматривание материала
  • Работа над этюдами
  • Пальчиковые игры
  • Игры - импровизации
  • Приемы вождения кукол
  • Работа над спектаклем
  • Изготовление атрибутов, декораций

Каждое новое занятие должно нести в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или игру. Заканчивается занятие всегда эмоционально-занимательными или подвижными играми.

Занятия включают задания:

  • Коммуникативные игры.
  • Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
  • Игры, направленные на развитие воображения, внимания.
  • Игры на развитие выразительной и диалогической речи.
  • Пальчиковые игры.
  • Игры с элементами танцевальных движений.
  • Культура и техника речи.
  • Этюдная работа.
  • Артикуляционная гимнастика.

Предполагаемый результат

  • Проявляющееся в повседневной жизни умение устанавливать партнерские взаимоотношения со сверстниками, формирование навыков коллективного взаимодействия.
  • Овладение детьми коммуникативными навыками и умениями.
  • Сформированная у детей способность исполнять различные роли, используя средства выразительности.
  • Освоение детьми знаний о театральном искусстве.
  • Определяемое социальными нормами поведение дошкольников в коллективе – умение договариваться, улаживать конфликты, отстаивать свою точку зрения социально приемлемыми способами, проявление у детей уверенности в себе, самодостаточности.

Знания, умения и навыки.

1. Иметь представление о театре как о виде искусства, особенностях театра.

2. Иметь навыки концентрации внимания и координации движений.

3. Иметь представление об устройстве речевого аппарата и звукообразования.

4. Уметь пользоваться важными средствами выразительности мимикой, жестами.

5. Уметь свободно ориентироваться на сцене, площадке.

6. Уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями.

7. Уметь сочинять этюды по сказкам.

8. Иметь представление о сценической культуре, иметь навыки выступления в спектаклях.

Методические рекомендации.

     Нет необходимости кого-то убеждать в важности воспитания в детях доброты. Доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. В последние годы мир вокруг нас, и современное искусство, и компьютерные игры – все заряжено агрессией, поэтому неудивительно, что детям в такой реальности неуютно и они равнодушны к чужому состраданию и чужому горю.

      Каким мы представляем себе доброго человека? (любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д.)

     Как ребенок может научиться положительным моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном подражая тому, что он видит вокруг. Поэтому, на наш взгляд, театральная деятельность может стать эффективным средством в решении этих проблем. Театр позволит ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее, поможет занять более активную жизненную позицию, поспособствует успешному общению в жизни. Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

     Театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативной активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

     Очень важна диагностика коммуникативных отношений у дошкольников на ранних этапах его развития. Только в это время можно произвести коррекцию отношений, совершенствование у детей способов построения взаимоотношений со сверстниками, сочетаемое с переориентацией сложившегося мнения сверстников; дальнейшая организация взаимодействия поможет вернуть веру в себя, радостное настроение, увеличить инициативу к завязыванию контактов.

      Коммуникативные навыки необходимы и на развивающих занятиях по подготовке к школе. Ведь любое занятие строится на общении взрослого с ребенком или ребенка с ребенком. И для эффективного получения новых знаний и умений, ребенку также необходимо прежде приобрести элементарные навыки общения. Не находя контактов со сверстниками или взрослыми, ребенок теряет темпы развития интеллектуальной сферы. Например, излишне упрямясь, или чрезмерно тревожась. Поэтому, первая задача воспитателей – помочь ребенку адаптироваться в социуме.

      Важным условием успешного поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и т.д. Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.

     В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно правильно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

     Выбор произведений для театрализованной деятельности обуславливается их содержанием, которое позволяет формировать у ребенка представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает потребность. При их чтении на конкретных примерах мы разбираем, что хорошо, а что плохо, обсуждаем поступки героев, мотивы, побуждающие к тому или иному действию, результат совершенного действия.

      Театр помогает формировать у детей умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие недостатки; помогает осознать свои чувства, причины поведения. Дети учатся умению взаимодействовать с другими детьми, играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди, договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе театрализованной игры.

      Значимым моментом при работе с  детьми является работа воспитателя.

Очень важны отношения детей в коллективе во время постановки, спектакля…

Коллективная работа способствует формированию нравственных качеств ребят. Одна из задач – создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями, умениями, но и чувствовать себя единым целым.

     Выполнение задач программы базируется на рефлексии воспитателя и детей средствами актерского тренинга и ситуационных игр. Такая предварительная подготовка дает возможность активного словотворчества, со-игры, события воспитателя и ребенка и позволяет дошкольнику приобрести культурный опыт в естественных условиях образовательной среды.

      Основной формой проведения занятий по программе  является игра. Игровое занятие кружка как особая форма общения в процессе театральной деятельности дошкольников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов, а также на развитие двигательных умений и навыков.

      Программа реализуется через занятия в театральном кружке.

                   Список использованной литературы.

  1. Алябьева Е.А. развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005
  2. Картушина Ю.М. Театрализованные представления для детей и взрослых. Сценарии для ДОУ. – М., 2005
  3. Киселева О.И. развитие творческих способностей детей средствами театрально-игровой деятельности. Методическое пособие. – Т., 2003
  4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М., 2004
  5. Прокопенко Е.Л.., Терешкович Т.А. Я игрушку смастерю. – Мн., 2001
  6. Самоукина И.В. Игры, в которые играют: Психологический практикум.- Дубна, 1997
  7. Ситкина И.Г., Румянцева Н.В. Исследование влияния театральной деятельности на развитие личности ребенка: Исследовательская работа. – Я., 2005Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2004
  8. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990
  9.  Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников»;
  10. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»;
  11.  Семенака С.И. «Уроки добра»;
  12.  Шипицина Л.М. «Азбука общения»,

Т. И. Петровой, Е.Л. Сергеевой, Е.С. Петровой.                                   «Театрализованные игры в детском саду»,

  1. Л.В.Артемовой Театрализованные игры »,
  2. Т.С. Григорьева. «Программа «Маленький актёр»,

Коноваленко СВ. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа "Академия волшебников"

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный физик" для детей 5-7 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа Маленькие волшебники

Дополнительная общеобразовательная программа Маленькие волшебники...

Дополнительная общеобразовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности «Юные волшебники» (старшая группа, 5-6 лет)

Дополнительная общеобразовательная программапо экспериментально-исследовательской деятельности«Юные волшебники»(старшая группа, 5-6 лет)...

Дополнительная общеобразовательная программа "Маленькие волшебники"

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно п...