Дополнительная общеобразовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности «Юные волшебники» (старшая группа, 5-6 лет)
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Глотова Людмила Владимировна
Дополнительная общеобразовательная программа
по экспериментально-исследовательской деятельности
«Юные волшебники»
(старшая группа, 5-6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx10.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение            

«Детский сад №____»

г.__________

Утверждаю

Заведующий МБДОУ №___

________________

Дополнительная общеобразовательная программа

по экспериментально-исследовательской деятельности

«Юные волшебники»

на 20__-20__ учебный год

(старшая группа, 5-6 лет)

Воспитатели:

20___-20__ г.г.

Пояснительная записка 

Нормативные основания: Данная программа разработана на основе программы дополнительного образования, Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005, СанПиН2.4.1.3049-13, Устава МБДОУ №121, Образовательной программы МБДОУ.

Направленность: «Познавательное развитие. Ознакомление с предметным и социальным окружением».

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

        Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Цель программы кружка:

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6.  Развивать коммуникативные навыки.

        Условия реализации:

        Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.

        Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.

Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Программа кружка рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Режим занятий: 1 раз в 2 недели; продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

Игровые приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  •  «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

        Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

 Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема

Объём в часах

Примечание

«Глина и песок-наши помощники»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.45

«Глина и песок-наши помощники»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.45

«Почва-живая земля»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.38

«Приключения Буратино»

1 час

Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду.с.45

«Испытание магнита»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.48

«Мир камней»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.45

«Волшебная бумага»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.59

«Мир ткани»

2 часа

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.59

«Как измерить тепло?»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.54

«Как вращается Земля»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.55

«Удивительные свойства воды»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.41

«Тайны снега и льда»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.41

«Удивительные свойства воздуха»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.43

«Роль воды в жизни растений»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.28

«Как сделать звук громче?»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.52

«Как расширяется звук?

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.52

«Дружба красок»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.

«Солнечные зайчики»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.46

Итого

19 часов

Литература.

1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004г.

2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. Я., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003 г.

3. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию.

4. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

6. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005.

7. Куликовская И. Э.,Совгир Н Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005.

8. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / Дошкольное воспитание. – 2000, № 9, 11,12.

9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л. Н. – 2-е изд., испр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования познавательной направленности «ЮНЫЙ КРАЕВЕД СМОЛЕНЩИНЫ» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распро...

Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа, дети 5-6 лет)

Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа,  дети 5-6 лет)...

Дополнительная общеобразовательная программа по реализации образовательной области «Познавательное развитие» в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Рабочая программа по познавательному развитию использование детской цифровой лаборатории «Наураша  в стране Наурандии» в условиях дошкольного учреждения на 2018-2019 учебный год соста...

Дополнительная общеобразовательная программа "Цветные чудеса" по нетрадиционному рисованию в младшей группе.

Дополнительная общеобразовательная программа "Цветные чудеса" по нетрадиционному рисованию в младшей группе....

Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности "Юный исследователь" (4-7 лет)

Программа имеет пояснительную записку, цели и задачи, этапы и формы реализации, перспективный план для каждой возрастной группы, диагностические материалы...

Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности "Юный исследователь" (4-7 лет)

Программа содержит пояснительную записку, цели, задачи, формы организации, этапы реализации, диагностический материал и перспективный план работы...

Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Юный художник»

Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска  РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 30.05.2023 г. № 4РАССМОТРЕНО Н...