Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа, дети 5-6 лет)
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Глотова Людмила Владимировна

Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа,  дети 5-6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhok.docx9.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение            

«Детский сад №___    »

г._________

Утверждаю

Заведующий МБДОУ №___

_________(ФИО)

Дополнительная общеобразовательная программа

по экспериментально-исследовательской деятельности

«Юные волшебники»

на ________ учебный год

(старшая группа, 5-6 лет)

Воспитатели:

(ФИО )

Пояснительная записка 

Нормативные основания: Данная программа разработана на основе программы дополнительного образования, Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005,СанПиН2.4.1.3049-13, Устава МБДОУ №121, Образовательной программы МБДОУ.

Направленность:«Познавательное развитие. Ознакомление с предметным и социальным окружением».

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

        Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Цель программы кружка:

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6.  Развивать коммуникативные навыки.

        Условия реализации:

        Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.

        Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.

Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Программа кружка рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Режим занятий: 1 раз в 2 недели; продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

Игровые приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  •  «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

        Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

Дата

Тема

Объём в часах

Примечание

«Глина и песок-наши помощники»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.45

«Глина и песок-наши помощники»

1 час

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.45

«Почва-живая земля»

2 часа

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.38

«Приключения Буратино»

2 часа

Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду.с.45

«Испытание магнита»

2 часа

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.48

«Мир камней»

2 часа

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.45

«Волшебная бумага»

2 часа

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.59

«Мир ткани»

2 часа

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.59

«Как измерить тепло?»

2 часа

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.54

«Как вращается Земля»

2 часа

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.55

«Удивительные свойства воды»

2 часа

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.41

«Тайны снега и льда»

2 часа

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.41

«Удивительные свойства воздуха»

2 часа

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.43

«Роль воды в жизни растений»

2 часа

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.28

«Как сделать звук громче?»

2 часа

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.52

«Как расширяется звук?

2 часа

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.52

«Дружба красок»

2 часа

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.

«Солнечные зайчики»

2 часа

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.46

"Волшебная бумага"

2 часа

О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».с.59

Итого

36 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Дополнительная образовательная программа «Играем в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста разработана с учетом ФГОС дошкольного образования

Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»...

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Креативные батичисты"

Целью созданной программы является содействие развития инициативы, выдумки и творчества детей через различные виды изобразительной и прикладной деятельности, знакомство с нетрадиционной техникой рисов...

Дополнительная образовательная программа «Обучение моделированию художественных произведений детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время предлагается множество методических пособий, в которых представлены занятия с и использованием готовых моделей,  схем и условных обозначений.  Они рассчитаны на усвоение ча...

Дополнительная общеобразовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности «Юные волшебники» (старшая группа, 5-6 лет)

Дополнительная общеобразовательная программапо экспериментально-исследовательской деятельности«Юные волшебники»(старшая группа, 5-6 лет)...

КОНСПЕКТ организованно-образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе познавательной направленности «Развивай-ка» в старшей группе

Тема: «Юные математики».Образовательная область: познавательное развитие.Вид ООД: интегрированная.Формы ООД: совместная деятельность.Формы организации: фронтальная, индивидуальна...