Главные вкладки

    Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Креативные батичисты"
    методическая разработка по рисованию на тему

    Берсенева Наталия Александровна

    Целью созданной программы является содействие развития инициативы, выдумки и творчества детей через различные виды изобразительной и прикладной деятельности, знакомство с нетрадиционной техникой рисования на ткани "Батик".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка»

    УТВЕРЖДАЮ:

    Заведующий

    МКДОУ детского сада «Березка»:

    __________________О.М. Гонохова.

    «____»_____________20___г.

    Приказ №___ от «____»___________20___г.

    Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста

    «Креативные батичисты»

    Срок реализации программы 2 года.

    Автор – составитель:

    воспитатель Берсенева Н.А.

    г. Вихоревка, 2014г.

    Пояснительная записка.

            Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.
             Актуальность изучения проблемы творчества в психолого-педагогической науке объясняется, прежде всего, возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность, недостаточной разработанностью общих основ, теории и методологии креативности. Необходимость формирования креативности обусловливается тем, что она определяет продуктивную направленность личности, творческую индивидуальность, является базовым детерминантом социального творчества и заключает в себе концептуальные принципы психологии креативного обучения и воспитания. Вскрыв существующие противоречия и определив социальный заказ общества на творческую личность.

             Мой опыт педагогической работы показывает, что  развитию творческого начала в дошкольном возрасте не достаточно  уделяется внимание. Отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.

    В образовательных программах дошкольного образования авторы  предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка. Детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системе обучения дети могут приобрести некоторые навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это - обучение без творчества.

            Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желание творить красивое, прекрасное, не овладев еще в достаточной мере техникой рисования, необходимо его обучить методам и приемам рисования различными материалами, не требующими от ребенка четкого графического изображения,  постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

    Анализ авторских разработок (Давыдов Г.М «Нетрадиционные техники рисования»,  Кожохина С.К. «Путешествие в мир искусства», Копцева «Природа и художник» и др.) различных материалов опыта  работы с детьми, показывает, что имеются  возможности развития творческих способностей и творческого мышления детей через различные нетрадиционные техники такие как: граттаж, рисование нитью, печать различными штампами, в том числе и природным материалом, набрызг, каракулеграфия, монотипия и т.п., а также посредством декоративно-прикладного искусства, в частности,  этому может способствовать техника росписи ткани под названием «Батик».

    Батик  занимает ведущее место в ряду декоративных искусств и соединяет особенности традиционных художественных техник: техника акварель, графика, витраж, мозаика. Также во время занятий батиком  ребята получают знания по цветоведению, композиционным построениям рисунка, развивают мелкую моторику пальцев и точность движений, сочетание ярких цветов, растекающихся по ткани  позволяют экспериментировать с красками и цветом, и улучшают эмоциональный фон.

    Цель программы: опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности, изучить развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи программы:

    Развить наблюдательность, интерес к декоративно-прикладному творчеству, к изобразительному искусству в целом, помогает решение следующих задач:

    1. Знакомить детей с видом декоративно-прикладного творчества – “батик” (роспись ткани) и цветовой основой росписи, с понятиями цветовая гамма и колорит, основные – главные цвета и составные цвета, цветовые контрасты и цветовые нюансы.
    2. Обучать расписывать ткань разными способами:

    - узелковый батик;

              - холодный батик;

    - использование в росписи трафаретов, печаток, штампов;

    - солевая техника.

    1. Обогащать ассоциативно – образного представления о цвете
    2. Развивать умение поэтапного выполнения работы, планировать, предвидеть результат.
    3. Развивать технические навыки при работе с различными материалами и инструментами.

    Основные принципы, заложенные в основу программы

    - Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
    - Принцип 
    научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
    - Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
    - Принцип 
    поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
    - Принцип 
    динамичности (от самого простого до сложного);
    - Принцип 
    сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
    - Принцип 
    выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
    - Принцип 
    преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
    - Принцип 
    сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
    - Принцип 
    интегративности (синтез искусств).

    Батик – роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Издавна люди расписывали ткани вручную. И способов росписи существовало великое множество. Узоры наносились на ткань кисточкой, деревянными штампами-набойками или специальным составом, который позволял расписывать ткань не всю сразу, а кусочками (фрагментами). Этим составом рисовали по ткани «художники» из малайского племени батаков, откуда и пошло название- батик. Таким образом, малайское племя «батаки» дало название технике декоративно-прикладного искусства росписи ткани «Батик» и помогло дать название моей программе «Креативные Батичисты».

    Вариативность и разнообразие техник росписи ткани позволяет творчески подходить к заданию, и избегать шаблонов в работах детей. Дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Занятие батиком имеет практическую значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать панно, платок, шарф, элемент одежды или ансамбль в целом, и многое другое. Ребёнок, создающий своими руками прекрасное  никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

     Программа «Креативные батичисты» имеет художественно- эстетическую направленность. Данная программа адаптирована для занятия батиком с детьми дошкольного возраста. Она носит инновационный характер еще  и потому, что предусматривает сочетание и варьирование доступных для дошкольников техник росписи ткани с нетрадиционными техниками рисования. Перспективный план подробно раскрывает поставленные задачи, в результате которых у детей формируются знания и навыки по работе с батиком. Последовательность процессов, необходимость соблюдать инструкции для изготовления рисунков на ткани приучают ребёнка к аккуратности и пунктуальности в любом деле.

    Программа «Креативные батичисты» имеет художественно- эстетическую направленность. Данная программа адаптирована для занятия батиком с детьми дошкольного возраста. Она носит инновационный характер еще  и потому, что предусматривает сочетание и варьирование доступных для дошкольников техник росписи ткани с нетрадиционными техниками рисования. В данной программе разработана система занятий для дошкольников, которые последовательно обучают более глубоким знаниям необходимым для работы с тканью. Основными средствами выразительности в батике является цвет, работа с жидкой краской. Очень важно научить детей подбирать гармоничные цветовые сочетания, знать о правилах смешивания определенных цветов. Если нарушить эти правила, то можно получить грязные невыразительные оттенки и работа будет испорчена. Очень важно показать детям красоту окружающего мира, учить видеть «прекрасное» в простых вещах. Красоту природы могли видеть мастера народных промыслов, опыт поколений поможет приобщить детей к истокам творчества своего народа, определить в дальнейшем мировоззрение и пониманию самого себя, своих творческих возможностей. В старшей группе учатся составлять узоры по мотивам дымковской, хохломской, вологодской, семеновской, гжельской росписи. Как показывает опыт, дети старшего возраста уже способны к пониманию на доступном им уровне народного геометрического орнамента, и создания его в содержании рисования и аппликации. Также дети учатся работать с линией и формой. На занятии «Оживи кляксу», показана возможность преобразовать любое пятно и сделать его более выразительным. Ребята уже не боятся при работе с жидкой краской поставить пятно на ткань, его можно всегда обыграть цветом, линией, заключить в форму, гармонично вписать в созданный образ.   Перспективный план подробно раскрывает поставленные задачи, в результате которых у детей формируются знания и навыки по работе с батиком. В качестве основных тем   для детей старшей группы темы для занятий подобраны по блокам «краска и цвет», «линия»,  «форма». На первом этапе решить поставленные задачи поможет техника «узелковый батик». Техника узелкового батика предполагает окрашивание ткани, которую предварительно складывают, завязывают определенным способом, в результате ткань прокрашивается в разной степени и возникает неповторимый узор. Содержание занятий кружковой работы определяется в соответствии с календарно-тематическим планированием образовательной программы нашего детского сада.

    Работа так же ведется по нескольким направлениям в старшей группе:

    1. Путешествие по стране Цветландии. В этом разделе дети знакомятся с цветом. Учатся разделять на группы: ахроматические (черный, белый, серый) и хроматические (все цвета радуги), дети учатся называть основные цвета (синий, желтый, красный), и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый), знакомятся с шестицветным кругом, запоминают последовательность цветов в нем, расширяют знания о цветовой гамме, учатся получать новые оттенки по тону вливая белую или черную краску, называют теплые и холодные оттенки, учатся получать их на палитре, добавляя синюю или красную, желтую краски. Учатся давать характеристику изображаемого объекта при помощи цвета, соотносить цвет и настроение.
    2. Волшебная форма. В этом разделе дети знакомятся с разной формой предмета, учатся дорисовывать фигуру, кляксу, пятно, добиваясь изображения знакомого предмета, используют различный бросовый и природный материал для создания отпечатка на бумаге, а потом и на ткани, учатся изготавливать самостоятельно временные штампики из фруктов и овощей.
    3. В королевстве госпожи линии. В данном разделе дети уточняют представление о видах линий, их характере, выразительности. Дети  тренируются в разных упражнениях вести линию плавно, безотрывно, четко и точно в системе глаз-рука. Дети самостоятельно создают собственные эскизы или обводят через трафарет, наносят на ткань резерв-контур, изготовленный из клея ПВА и талька.
    4. Красивый лоскуток. В данном разделе дети знакомятся с новым видом декоративно-прикладного искусства - лоскутной пластикой,с понятием «узор», «колорит», учатся подбирать красивые цветовые сочетания, создавать композицию в разной форме; знакомятся с разными видами ткани, с соотношением  и пониманием связи формы и декора.
    5. Волшебный узелок. В данном разделе дети знакомятся с новой техникой рисования на ткани «узелковый» батик, учатся складывать ткань разными способами, завязывать узелки с различными камешками, пуговицами, шариками для создания неповторимых узоров.
    6. Картина на ткани. В данном разделе дети знакомятся с другой техникой рисования на ткани «холодный» батик. Знакомятся с алгоритмом действий,( сначала нужно натянуть ткань или вставить ее в пяльца, затем  перевести рисунок на ткань, обвести по контуру рисунок резервирующим составом( в старшей группе использую клей ПВА и тальк), затем на смоченную ткань внутри контура нанести краску). В старшей группе дети используют обычно гуашь, иногда акварель, в конце года.

    В подготовительной группе дети получают более углубленные знания по тем же направлениям, и дополнительно изготавливают рамочки-паспарту для готовых работ к выставкам. В конце года проводится диагностика.

    Работа по разделам программы в подготовительной группы:

    1. Путешествие по стране Цветландии. В этом разделе дети получают

    углубленные получают знания по основам цветоведения, знакомятся с понятиями «контраст», «ритм», «цветовая доминанта», учатся выражать свое отношение к цвету, понимать связь цвета и движения.(как летят осенние листья- быстро под порывом ветра или медленно и плавно в безветренную погоду, кружатся в маленьком вихре на дороге и т.д) В процессе проведения занятий применяются такие методы, как мысленное путешествие, «вживание в цвет», составление цветовых комбинаций, прием «приближение-отодвигание».

    1. Волшебная форма. Продолжают знакомиться с формой, учатся преобразовывать форму в предмет, продолжают экспериментировать со штампами, создают самостоятельно эскизы для картины на ткани. Самостоятельно подбирают декор к форме картины (круглой, овальной квадратной, прямоугольной).
    2. В королевстве госпожи линии. Дети самостоятельно учатся работать с контуром  в технике «холодный батик» Впервые дети знакомятся с резервным контуром по ткани,(в тюбиках, не токсичных), работают с ним. Учатся четко и точно вести линию.
    3. Волшебный узелок. В данном разделе программы на занятиях дети знакомятся с разновидностью «узелкового батика» японская техника «шибори». Дети учатся разными способами прошивать ткань и получать новые эффектные узоры.
    4. Картины на ткани «холодный» батик, свободная роспись. Дети продолжают работать в технике «холодный» батик, создают картины, панно для украшения комнаты, группы. Знакомятся с новой техникой рисования на ткани «свободная роспись». Дети учатся создавать «композиции», строить их на различной  форме ткани. Подбирать самостоятельно материалы, которые способствуют усилению, оживлению фона (краски, соль, природный материал, бисер, пайетки, кусочки ткани и т.д)Знакомятся с понятием «перспектива», на переднем плане изображают более крупные предметы, используют яркие, насыщенные цвета, чем дальше от глаз находятся предметы, тем меньше они изображаются, и используется больше светлых оттенков синего цвета. В свободной росписи дети знакомятся с «растяжкой цвета», дети обучаются  плавные переходы одного цвета в другой, благодаря растеканию краски по ткани.
    5. Изготовление рамочек. В подготовительной группе дети учатся изготавливать рамочки-паспарту, рамочки-ширмы, по-образцу воспитателя, и самостоятельно подбирать узор, в зависимости об формы рамочки и тематики.

    Ожидаемые результаты и способы их проверки

    • дошкольники к концу года  осваивают все предложенные в программе техники росписи ткани;
    • возникает эмоционально- положительное отношение к самому процессу рисования, способствующее более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие познавательных способностей;
    • развивают способность сочетать контрастные цвета, составляют новые оттенки одного цвета;
    • ребенок может осознанно  использовать  художественные  средства для создания выразительных композиций;

    Оценка качества знаний, результативности программы:

        Существует много психологических тестов, позволяющих оценить творческие способности ребенка в разных видах деятельности: преимущественно словесные при вербальной креативности (способности к речевому творчеству) и образные (действия с предметами или их изображениями) при образной креативности.

    Для выявления образной креативности мною используется субтест П.Торенса «Дорисовывание фигур», имеющий несколько модификаций (см. приложение). Ребенку даются карандаш и лист бумаги, на котором нарисованы незаконченные фигурки. Ему предлагается дорисовать их, чтобы получились законченные картинки. После выполнения задания ребенка спрашиваю, что он нарисовал. В соответствии с модификацией субтеста, предложенного О.М. Дъяченко, при анализе результатов оцениваются беглость, гибкость и оригинальность.

    Беглость оцениваю по общему количеству дорисованных объектов и ответов: сколько проработано рисунков из шести предъявленных фигур (за каждую начисляется один балл). Гибкость оцениваю по количеству использованных категорий в содержании рисунка. По количеству набранных баллов за беглость и гибкость (отдельно) рисунки детей могут быть отнесены к уровням:

    низкому – от 0  до 2 балла;

    среднему – от 3 до 4 балов;

    высокому – от 5 до 6 баллов.

    Оригинальность рисунка оценивается следующим образом:

    0 балов начисляется, если ребенок отказывается рисовать или дублирует основной контур;

    1 балл – дорисовывание с минимальным количеством линий, когда фигура становится основой задуманного образа;

    2 балла – рисунок составлен из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром, когда фигура становится второй деталью (элементом);

    3 балла – рисунок содержит некоторое действие (сюжет). Дополнительные баллы начисляются за переворот фигуры при создании образа и за объединение любых двух фигур в единый образ. По количеству баллов, набранных за оригинальность, рисунки детей могут быть отнесены к следующим уровням:

    низкий - от 0 до 5 баллов;

    средний – от 6 до 10 баллов;

    высокий – от 11 баллов и выше.

    Диагностика проводится в конце учебного года (в мае месяце) с детьми 6 – 7 лет.

    Учебно-тематический план

    Учебно-тематический план для старшей группы

    I. Совместная деятельность педагога с детьми.

    Разделы программы

    Цель

    Всего часов

    1.

    Путешествие по стране «Цветландии»

    Знакомство с ахроматическими цветами(черный , белый, серый)

    1

    (Занятие №1,2)

    Знакомство с цветовым спектром

    2(занятие№3, 4,5,6)

    2

    Волшебная форма

    Знакомство с различной формой предмета, обследование контура, печать, штамповка, тонирование внутри контура

    2.5(занятие № 7, 8, 9, 10, 11)

    3

    В королевстве госпожи линии

    Знакомство с разнообразными декоративными узорами

    1(занятие №12, 13)

    Знакомство с разным характером линий

    2.5(занятие №14, 15,17, 18,19

    4

    Красивый лоскуток

    Работа с тканью в технике «пэчворк» , знакомство с разными видами ткани

    1.5(занятие №21, 22, 23)

    5

    Волшебный узелок

    Знакомство с техникой «узелковый батик»

    3.5(занятие №24, 25, 26, 27,31, 32, 33)

    6

    Картина на ткани

    Знакомство с техникой «холодный батик»

    1.5 (28, 29, 30)

    7

    Рамочки для картин

    Оформление готовых рамочек, декоративным узором

    1.5(занятие №8, 16,20)

    II. Взаимосвязь с воспитателями

    Разделы программы

    Форма работы

    1

    Путешествие по стране «Цветландии»

    1.Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением радуги, выявление закономерностей расположения цветов в радуге.

    2.Беседа с детьми о последовательности цветов в радуге в шести - цветовом круге.

    2

    Волшебная форма

    Беседа с детьми о Семеновских, Загорских, матрешках, показать разницу и отличительные особенности каждой матрешки. Подвести к пониманию матрешки как главного сувенира, воплотившего в себе образ русской женщины.

    3.

    В королевстве госпожи линии

    Консультация для педагогов

    «От изобразительной деятельности к творчеству»

    Презентация дидактических игр по художественному творчеству

    4

    Красивый лоскуток

    Беседа с детьми о народном виде творчества- плетение из лоскутков

    5

    Волшебный узелок

    Мастер-класс для педагогов на тему «Узелковый»батик

    6

    Картина на ткани

    Презентация на тему «Творческое рисование в свободной деятельности»

    7

    Рамочки для работ

    Конкурс на лучшую творческую мастерскую

    III. Работа с родителями

    1.

    Путешествие по стране «Цветландии»

    Анкета для родителей

    «Что рисует ваш ребенок»

    Цель: проследить уровень развития ребенка в области изобразительной деятельности в семье

    2. Организационное собрание

    Цель: познакомить родителей с программой кружковой работы  

    2.

    Волшебная форма

    Предложить домашние упражнения  «Дорисуй фигуру», «Обведи по контуру»,

    3.

    В королевстве госпожи линии

    Предложить домашние упражнения  «Штриховка», «Объемная рука», «Обведи ладошку и дорисуй», раскраски любые

    4

    Красивый лоскуток

    Домашнее задание подобрать красивые кусочки ткани, накрахмалить.

    5.

    Волшебный узелок

    Домашнее задание, учить детей завязывать веревочку, ниточку на узелок, на бантик.

    6.

    Картина на ткани

    Предложить упражнения для развития точности движения руки(«Проведи линию по точка не отрывая руки», «Лабиринт» и т.п»)

    7.

    Рамочки для работ

     Помощь в оформлении рамочек для детских работ. Выставка .

    II. Взаимосвязь с воспитателями

    Разделы программы

    Форма работы

    Путешествие по стране «Цветландии»

    1.Эксперимент «Радуга в стакане»

    Экскурсия в осенний парк

     

    Волшебная форма

    Консультация «Знакомство с декоративно-прикладным искусством на занятиях»

    Конспекты бесед по «Ознакомлению с народными промыслами» для работы воспитателей с детьми.

    В королевстве госпожи линии

    Познакомить детей с техникой «Изонить» .

    Красивый лоскуток

    Выполнять аппликации из ткани на занятиях с детьми

    Волшебный узелок

    Мастер- класс «Узелковый батик с детьми»

    Картина на ткани

    Картотека наблюдений с детьми за красотой природы в разные времена года.

    Экскурсии в музей

    Рамочки для работ

    Помощь в оформлении рамочек для детских работ. Выставка .

    III. Работа с родителями

    Путешествие по стране «Цветландии»

    1. Консультация «Креативность, или как помочь ребенку мыслить креативно»

    Волшебная форма

    Игра-упражнение «Клякса и пятна» поиск сюжетов и картин где угодно, в лужах, облаках, трещинах на асфальте, кляксах, даже контуре блинов

    В королевстве госпожи линии

    Предложить домашние упражнения  «Штриховка», «Веселые дорожки», раскраски любые

    Красивый лоскуток

    Домашнее задание. Познакомить детей с назначением иголочки и ниточек, изготовить игольницу вместе с детьми

    Волшебный узелок

    Домашнее задание. Учить вставлять ниточку в иголочку, завязывать узелок, делать стежки «иголкой вперед».

    Картина на ткани

    Домашнее задание, украсить работы бисером, пайетками, ленточками, обработать края детских работ из ткани.

    Экскурсии в музей

    Рамочки для работ

    Помощь в оформлении рамочек для детских работ. Выставка .

    Учебно-тематический план для подготовительной  группы

    Разделы программы

    Темы

    Всего часов

    1.

    Волшебный батик

    Знакомство с историей  росписи в технике «батик», уточнить знания о разных видах росписи (узелковый, холодный батик, свободная роспись) дать знания доступные для детей дошкольного возраста

    30 мин (занятие №1)

    2

    Страна Цвета

    Знакомить с понятием« цветовой контраст» , расширять знания о цветовом спектре, учить работать с цветом

    1.5(занятие № 1, 2, 3)

    3

    Волшебная форма

    Продолжать знакомить с формой, печатать на ткани готовыми штампами

    2(занятие №4,5, 6,13)

    4

    Холодный батик

    Продолжать работать с линией, учить основам построения композиции в разных формах

    8(занятие №7,8, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 22, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 33)

    5.

    Техника «Шибори»

    Работа с линией

    1(занятие № 24, 25)

    6.

    Свободная роспись

    Работа с цветом, композицией

    1(занятие №12, 13)

    7

    Изготовление рамочек

    Декорирование из природного и бросового материала

    2,5(занятие 11, 16, №19, 23, 31)

    8

    Диагностика

    2

    Содержание программы

    Направления работы

    Программа предусматривает проведение работы по трем направлениям:

    1. совместная деятельность педагога с детьми (в рамках кружковой работы)
    2. взаимосвязь с воспитателями (согласованность с тематикой занятий,           помощь в проведении предварительной работы с детьми)
    3. работа с родителями (анкетирование, выполнение домашних заданий с  

         детьми, консультации, мастер-классы)

    Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

    Структура совместной деятельности:

    Включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

    Вводная часть – каждое занятие начинается с организованного момента. Именно здесь создается эмоциональное настроение детей, посредством художественного слова, компьютерных презентаций, музыкального сопровождения, народного фольклора, и объясняется новый материал.

    В основной или практической части  – дети выполняют задание; при необходимости проводится индивидуальная работа.

    Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог работы и анализ.

    Развивая интерес к процессу росписи ткани, необходимо предоставлять детям, как можно больше самостоятельности, помогать в выполнении поставленных задач. Дошкольникам не ставится задача точно повторить образец, а только с его помощью вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать

         

    Методы работы

    Наглядный:

    • информационно – коммуникативные технологии (ИКТ). Используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
    • демонстрационный (рассматривание) – направлен на художественно-эстетическое развитие детей и включает в себя знакомство и рассматривание репродукций картин знаменитых художников;
    • наблюдение – используется для первичного знакомства с объектом, а так же для наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым;
    • показ способов и действий изображения, последовательности выполнения рисунка направлен на приобретение детьми умений и навыков изображения и способов построения композиции.

    Словесный:

    • чтение, слушание, разучивание (стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок, потешек) – направлен на художественно-эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определенной темы;
    • прослушивание музыкальных произведений – направлен на художественно-эстетическое развитие;
    • беседы по представлению, направлены на решение проблемных ситуаций, а так же используются для сравнения, обобщения знаний;
    • исследование предметов, материалов, явлений способов изображения.

    Практический:

    • экспериментирование – направленно на помощь ребенку в приобретении новых знаний, навыков и умений в экспериментировании с художественными средствами;
    • эвристический – используется для самостоятельного поиска нового, незнакомого, ранее не встречавшегося, что доставляет детям огромное удовольствие, так как дает ощущение первооткрывателя;
    • моделирование – направлен на изменение формы изображаемых предметов и разнообразных вариантов и способов построения композиции;
    • сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка;
    • метод проектов – направлен на комплексное, более глубокое изучения темы;
    • все методы используются в зависимости от темы занятия и возрастных особенностей детей.

    Условия реализации программы: учебно – тематический план работы, календарно – тематическое планирование, план занятий, предварительная работа, конспекты занятий, подбор демонстрационного материала, подбор методической и художественной литературы, работа с родителями, работа с воспитателями.

    Формы работы с детьми: совместная деятельность в форме кружковой работы, экскурсии, посещение выставочных залов, развлечения, индивидуальные занятия, выставки детских работ, изготовление работ и участие в конкурсах.

    Формы работы с родителями: выставки детских работ, открытые занятия, папки передвижки, развлечения, анкетирование, индивидуальные консультации, ярмарки поделок.

    Коллектив каждого детского сада стремится к тому, чтобы родители стали его единомышленниками и друзьями. Для реализации программы необходима тесная плодотворная связь с семьей. Целью данной работы с родителями является организация сотрудничества родителей и педагогов для успешного художественно- эстетического развития ребенка.

    Формы работы с педагогами: консультации, мастер – классы, картотека наблюдений, конспекты бесед с детьми.

    Информационный блок (список литературы, Интернет-ресурсы)

    1. Аверьянова А.П. Детский батик
    2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.
    3. Давыдова Г.Н.Нетрадиционные техники рисования
    4. ПискулинаС.С  Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани. Волгоград. Учитель, 2011
    5. Галанов А.С, Корнилова С.Н, Куликова С.Л.Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. Москва. Творческий центр, 1999
    6. Гончарова Д. Уроки творчества. Рисуем. Для детей 6-7 лет. Москва.Хатбер-Пресс,2013.
    7. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
    8. Иванова О.,Васильева И. Выразительные возможности цвета.
    9. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
    10. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». Москва. Просвещение, 1999.
    11. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.
    12. Калинина Т.А. Путешествие в мир искусства. Программа развития на основе изобеятельности. Основы рисунка(подборка книг для юного художника) Источник: www.psi.lib.ru
    13. Комарова Т.С.Цвет в детском изобразительном творчестве. Москва, Педагогическое общество России,2002
    14. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
    15. Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.
    16. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
    17. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания обучения и развития 2-7 лет. Москва. Карапуз-дидактика,2007
    18. Лыкова И.А., Максимова Е.В. Коллаж из бумаги. Детский дизайн. Москва Цветной мир, 2014
    19. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Москва. Карапуз,2010
    20. Смирнова М.Г.Изобразительная деятельность старших дошкольников. Волгоград,2009.
    21. Синеглазова М.О. Батик. Москва,2004
    22. Научно-методический журнал. Детский сад от А до Я №1, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Детский оркестр»

    Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной му...

    Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста "Лесная история".

    Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста "Лесная история".Тема: Лесная историяЗадачи:1.     Продолжать учить детей р...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования

    Конспект непосредственно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Наш город»

    Цель: способствовать формированию умения создавать объект из строительного материала в соответствии со схемой.Задачи:способствовать развитию навыков самостоятельной постройки модели дома  по схем...

    Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему «Балерина» (лепка из фольги)

    Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.                ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Детство начинается с кукол»

    Цель: формирование представлений об истории создания кукол,  изготовленных из различных материалов,  через  интегрированную работу в центрах активности детей посредством изобразительной...

    Рабочая программа «Полюбуйся» художественно - эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

    Рабочая  программа «Полюбуйся» разработана на основе парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирова...