Дополнительная общеобразовательная программа "Академия волшебников"
методическая разработка (подготовительная группа)

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный физик" для детей 5-7 лет.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_akademiya_volshebnikov.docx525.68 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Методист\Desktop\ГУМЕРОВА А.Р\картинки инет\титульники  платные.gif

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 82»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Академия волшебников»

муниципального автономного дошкольного образовательного   учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 82»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

титульники цветные

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 82»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом МАДОУ №82        

Протокол № _______________

от «_____»____________ 20 ____ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ «Детский сад

общеразвивающего    вида   №82»

___________________ С.Б.Симачкова

Введено в действие приказом № ____

от  «_____»_______________ 20____г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

для детей 5-7 лет

(познавательное развитие)

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

Содержание

Введение

I

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

Актуальность, направленность Программы;

Новизна, педагогическая целесообразность;

Отличительные особенности Программы от существующих Программ;

Цели и задачи реализации Программы

Принципы и подходы к формированию Программы

Характеристики особенностей развития детей

Срок реализации Программы

1.2.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

1.3.

Формы подведения итогов реализации Программы

1.4.

Формы и режим занятий

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Содержание изучаемого курса

2.2.

Учебно-тематический план

2.3.

Календарное планирование

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.2.

Список литературы

Введение

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Юный физик» для детей 5-7 лет на 2022-2023 уч. год (далее – Программа) разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 82, федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и с учётом особенностей МАДОУ детского сада №82, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников.

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному образованию:

-Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» от 15.09.2020г, №1441;
  • Приказом Министерства просвещения «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам» от 19 сентября 2020 года №500;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОО

- Положение о порядке оказания платных образовательных услуг в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида №82» НМР РТ

-Устав ДОУ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

        Актуальность, направленность Программы

 Ребенок – дошкольник очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на новое. Современные дети получают большой поток информации в виде телепередач, компьютерных программ, книг, энциклопедий, пособий и пр. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее.

Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением поможет ребенку расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.

  Программа составлена с учетом проведения групповых занятий.

Направленность программы естественнонаучная.

Новизна, педагогическая целесообразность.

        Педагогическая целесообразность данной Программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе дополнительного образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент. Новизна данной программы направлена на рациональное сочетание заданий: расширение кругозора и развитие творческого воображения. Ведущая роль на занятиях отводится опытно-экспериментальной деятельности детей. Программа предполагает предоставление детям возможности самостоятельно добывать дополнительную информацию.

Отличительные особенности Программы от существующих Программ

        Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет воспитанникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность технического моделирования и конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает возможности овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Цели и задачи реализации Программы

Цель:        Создание условий для ознакомления детей с наукой - физика, физическими явлениями на основе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;*

формировать творческий стиль мышления, навыки исследовательской деятельности при изучении физических свойств и явлений, развитие личностных качеств (самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.);*

развивать познавательный опыт с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);*

воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.*

Принципы и подходы к формированию Программы

Программа разработана в соответствии с основными принципами дошкольного образования, поэтому:

поддерживает разнообразие детства, сохраняет уникальности и самоценность детства как важного этапа в общем развитии человека;*

*   предполагает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников и детей;

*     предусматривает уважение личности ребенка;

*     реализуется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;

*   основывается на полноценном проживании ребенком всех этапов детства, обогащении детского развития;

*     выстраивает образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

*     содействует сотрудничеству детей и взрослых, признает ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

*     поддерживает инициативу детей в различных видах деятельности; *    обеспечивает сотрудничество Организации с семьей;

*     приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

*     формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;

*     учитывает возрастную адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

строится с учетом развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;*

сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);*

соответствует принципу интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.*

Срок реализации Программы 1 год

Характеристики особенностей развития детей

Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на

«открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно- действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

  1. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемые результаты к концу первого года обучения:

Классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям. Различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.).**

Различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемные фигуры. Использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.).**

Обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий. Получает        удовольствие        от        экспериментирования        с        разными        материалами,        выполняет обследовательские действия**

Оценка развития каждого ребенка по данному направлению проводится два раза в год: октябрь, апрель.

Цель диагностики: выявление уровня освоения программы ребенком.

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе занятий в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

Уровни

Отношение к эксперимент.

деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий 3 балла

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу        и

творчество        в решении проблемных

задач.

Самостоятельн о        видит

проблему. Активно высказывает предположения

.        Выдвигает гипотезы,

предположения

,        способы        их решения, широко пользуясь аргументацией и

доказательства ми

Самостоятельн о        планирует предстоящую

деятельность. Осознано выбирает

предметы и материалы для самостоятельно й деятельности в соответствии с        их

качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит        о цели работы на

протяжении всей

деятельност и. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельност и.        Доводит дело                до конца.

Формулируе т        в        речи достигнут или                        нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе.

Способен устанавлива ть разнообразн ые временные, последовате льные, причинные связи.

Делает выводы.

Средний 2 балла

В        большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно

,        иногда        с небольшой подсказкой взрослого.

Ребенок высказывает предположения

,        выстраивает гипотезу самостоятельно или        с

небольшой помощью других

(сверстников или взрослого).

Принимает активное участие        при планировании деятельности совместно                со взрослым.

Самостоятел ьно готовит материал

для эксперимент ирования, исходя из их качеств        и свойств.

Проявляет настойчивос ть        в

достижении результатов, помня о цели работы.

Может

сформулиро вать выводы самостоятел ьно или по наводящим вопросам.

Аргументир ует        свои суждения        и пользуется

доказательст вами        с

помощью взрослого.

Низкий 1 балл

В        большинстве случаев ребенок не                проявляет активный познавательный интерес.

Не        видит проблему самостоятельно

.        Ребенок        не высказывает предположения

,        не        может выстроить гипотезу самостоятельно или                        с

Пассивен        при планировании деятельности совместно                со взрослым.

Самостоятел ьно готовит материал

для эксперимент ирования, но не

учитывает их                качества и        свойства. Не

Не                может сформулиро вать выводы самостоятел ьно        только по наводящим вопросам.

небольшой помощью других

(сверстников или взрослого).

проявляет настойчивос ть        в

достижении результатов.

Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и навыками фиксирует в таблице:

ФИ

ребенка

Отношение

к эксперим. деят-ти

Целеполага ние

Планирова ние

Реализация

Рефлексия

Средний балл

Комплексная оценка:

1 - 1,7 низкий уровень.

1,8 – 2, 5 средний уровень.

2,6 – 3 высокий уровень.

  1. Формы подведения итогов реализации Программы

Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам Учреждения и их родителям. Творческий отчет руководителя объединения.

1.4 Формы и режим занятий

Занятия проводятся с октября по май. Программа предполагает проведение занятий фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия - 30 минут. Общее количество учебных занятий в год – 32. Занятия проводятся со всей группой детей (10 человек).

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Содержание изучаемого курса

На занятии используются различные методы и приёмы:

Репродуктивные методы:

*  объяснительно-иллюстративный        (сообщение        педагогом        готовой        информации        разными средствами);

*  репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений).

Продуктивные методы:

*  частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы);

*  исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

Формы организации деятельности:

Занятия организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.

Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников

содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание

«интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.

Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.

Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория и дома).

Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией.

  1. Учебно-тематический план

Наименование

Всего часов

1

Знакомство с лабораторией. Техника безопасности.

1

2

Свойства воздуха

9

3

Свойства воды

8

4

Свойства магнита

3

5

Свет и цвет

3

6

Звук

1

7

Свойства материалов

3

8

Природные явления

4

Итого:

32

  1. Календарное планирование

Тема

Задачи

Количество часов

Октябрь

1

«Расскажем Незнайке        о правилах

поведения        в лаборатории»

Знакомить детей   с   профессией   «ученый». Проведение экскурсий по лаборатории. Создать научного клуба «Юный физик». Определить правила поведения в научной лаборатории при проведении простейших опытов и экспериментов. Воспитывать

внутренней потребности к получению знаний.

1

2

«Бесформенная вода»

Формировать у детей умения самостоятельно проводить опыт с водой «Бесформенная вода»; делать вывод, что вода принимает форму сосуда, в который она налита, доказывая свою точку зрения; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы. Проводить опыты с водой с использованием приборов – помощников. Закреплять    свойства    воды;    правила    поведения    в

лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению

1

знаний.

3

«Радужная вода»

Выяснить опытническим путем, как плотность жидкости влияет на свойства воды. Формировать у детей умения самостоятельно, проводить простой опыт с водой «Радужная вода»; зарисовывать результаты наблюдения о воде, в виде схемы. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и

экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний.

1

4

«Барханы»

Формировать у детей умения самостоятельно проводить простой опыт с песком «Барханы». Выяснять опытническим путем, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга и могут образовывать своды тоннели. Формировать умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Воспитывать внутреннюю

потребность к получению знаний.

1

Ноябрь

5

«Железные башни»

Формировать представления о магните и его свойствах притягивать предметы. Формировать у детей умения самостоятельно проводить простой опыт с магнитом

«Железные башни»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах магнита в виде схем. Побуждать детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи, делая вывод на основе проведенного опыта и доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению

знаний.

1

6

«Сильная бумага»

Знакомить детей со свойством бумаги: на большую площадь действует сильное давление. Определять зависимость физических свойств бумаги от ее формы. Формировать у детей умения проводить простой опыт с бумагой «Сильная бумага»; делать вывод на основе проведенного опыта с бумагой, доказывая свою точку зрения; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к

получению знаний.

1

7

«Как дышат растения»

Уточнять и расширять представления детей о значимости воздуха в жизни растений. Изучать дыхание растений, показывая различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Формировать у детей умения проводить опыт с растением «Как дышат растения»; представления об обмене веществ; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений; делать вывод на основе проведенного опыта с растением, доказывая свою точку зрения. Формировать практические навыки

работы с лупой, комнатным растением, предметами- помощниками.    Закреплять    правила    поведения     в

1

лаборатории при проведении опытов и экспериментов.

Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний.

8

«Магнитный виноград»

Проводить опыты с магнитом с использованием приборов – помощников. Выяснить, почему под действием магнита приходит в движение виноград. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдения в виде условных обозначений; делать вывод на основе проведенного опыта

«Магнитный виноград», доказывая свою точку зрения. Закреплять свойства магнита – магнетизм; правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать   внутреннюю потребность к получению знаний.

1

Декабрь

9

«Мыльный

кораблик на воде»

Знакомить детей со свойством воды - поверхностное натяжение. Проводить опыты с водой с использованием приборов – помощников. Формировать умение делать вывод на основе проведенного опыта «Мыльный кораблик на воде», доказывая свою точку зрения; зарисовывать результат опыта в виде условных знаков. Закреплять правила поведения в лаборатории при

проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний.

1

10

«Отпечатки»

Проводить      с      помощью      педагога      эксперимент

«Отпечатки». Исследовать поверхность природного материала методом отпечатков. Проводить опыт с песком с использованием приборов – помощников. Формировать умение делать вывод на основе проведенного опыта с песком, доказывая свою точку зрения; зарисовывать результат опыта в виде условных обозначений. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов.

Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний.

1

11

«Эффект радуги»

Знакомить с призмой. Формировать умения с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты эксперимента. Закреплять знания об образования радуги; правил поведения в лаборатории при

проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний.

1

12

«Сила воздуха»

Формировать у детей умение проводить простой опыт

«Сила воздуха»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах воздуха в виде условных обозначений; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Расширять знания о значимости воздуха в жизни всего живого. Закреплять понятия воздух – это не

«невидимка», а реально существующий газ. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний.

1

Январь

13

«Вулкан»

Формировать у детей умения проводить опыт «Вулкан». Проводить опыты с использованием приборов- помощников. Расширять знания детей о природных явлениях – вулканы, гейзеры, их строением и причиной извержения. Формировать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями; представления об опасностях и пользе вулканических извержений; умения зарисовывать результаты наблюдений за вулканом в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к

получению знаний.

1

14

«Ледяная рыбалка»

Формировать у детей умения проводить простой опыт

«Ледяная рыбалка», доказывая закономерность: чем больше льдинка, тем медленнее она тает; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойстве воды – таяние в виде условных обозначений; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Установить, что замёрзшая вода занимает больше объёма. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов   и   экспериментов.   Воспитывать   внутреннюю

потребность к получению знаний.

1

15

«Мыльные        шары на морозе»

Формировать у детей умения проводить эксперимент

«Мыльные шары на морозе»; доказывать, что воздух занимает место; делать вывод, доказывая свою точку зрения; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы. Побуждать детей обследовать предмет и устанавливать причинно- следственные связи между морозом и воздухом внутри мыльного пузыря. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов.

Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний.

1

16

«Мыльные

пузыри в банке»

Знакомить детей с физическим свойством углекислого газа (тяжелее воздуха). Формировать у детей умения проводить эксперимент «Мыльные пузыри в банке»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при

проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний.

1

Февраль

17

«Сильный        или слабый ветер?»

Знакомить детей с силой ветра. Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха Формировать у детей умения проводить опыт «Сильный или слабый ветер»; представления о том, что ветер – это движение воздуха; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять свойства воздуха; правила поведения в лаборатории при проведении

опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний.

1

18

«Волшебный лимон»

Знакомить с батарейкой и способом использования лимона в качестве батарейки. Формировать у детей умения проводить опыт «Волшебный лимон»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать

внутреннюю потребность к получению знаний.

1

19

«Сухим из воды»

Знакомить с разностью атмосферного давления. Выяснить, как можно достать монетку из воды не промочив пальцы. Формировать умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах воздуха и воды в виде условных обозначений. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний.

1

20

«Шарик        в

бутылке»

Знакомить с разностью давления воздуха. Выяснить как шарик (яйцо) окажется внутри бутылки. Формировать умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о разности давления воздуха, в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутренней

потребности к получению знаний.

1

Март

21

«Круговорот воды в пакете»

Знакомить с явлением как состояния воды зависит от температуры. Выявить при проведении эксперимента

«Круговорот воды в пакете» свойств воздуха. Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Формировать умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений свойства воды и круговорот воды в природе, в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению

знаний.

1

22

«Подушка        из пены»

Формировать у детей умения проводить опыт «Подушка из пены»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Развивать у детей представления о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). Закреплять правила поведения в лаборатории при

проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний.

1

23

«Как сделать звук громче?»

Выяснить причины усиления звука. Формирование у детей умения проводить опыт «Как сделать звук громче?»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов.

Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний.

1

24

«Можно ли

двигать скрепку, не дотрагиваясь до нее?»

Определять свойства магнита в воде и на воздухе. Определять способность металлических предметов намагничиваться. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять знания детей о свойствах железа: притягивается к магнитам; правил поведения в лаборатории при проведении опытов

и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний.

1

Апрель

25

«Почему в космос летают на ракете»

Знакомить детей с принципом работы реактивного двигателя, значении воздуха для полета самолета. Формировать у детей умения проводить эксперимент

«Почему в космос летают на ракете»; зарисовывать и отмечать результаты опыта над воздухом в виде схемы. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении   опытов   и   экспериментов.   Воспитывать

внутреннюю потребность к получению знаний.

1

26

«Как        образуются метеоритные кратеры»

Моделировать с помощью педагога метеоритный кратер, познакомив со способом его образования. Уточнять представления о Солнечной системе. Развивать умения действовать по алгоритму. Формировать умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать

внутреннюю потребность к получению знаний.

1

27

«Ракета        из шариков»

Знакомить с понятием – реактивная тяга, с принципом, который положен в основу реактивного движения ракет. Моделировать с помощью педагога двухступенчатую ракету из воздушных шаров. Формировать умение зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать

внутреннюю потребность к получению знаний.

1

28

«Парашют        для мышки»

Моделировать с помощью педагога парашюта. Выяснение, при помощи опыта, свойства воздуха (сопротивление). Расширять представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Формировать умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю потребность к

получению знаний.

1

Май

29

«Солнечные часы Барбоскина»

Формировать опытническим путем умения определять время в природе; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов.

Воспитывать внутреннюю потребность к получению

1

знаний.

30

«Солнечные зайчики»

Знакомить с образованием на стенах комнаты солнечных зайчиков. Выяснить причины возникновения солнечных зайчиков. Формировать умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений в виде схемы; делать вывод, доказывая свою точку зрения. Закреплять правила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитывать внутреннюю

потребность к получению знаний.

1

31

«Экспериментиро вание с воздухом»

Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил

безопасности при проведении экспериментов.

1

32

«Поможем воде стать чистой»

Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу; Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом)   и их решения; Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды; Развивать умение схематично изображать проделанные действия; Закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод,

воронка, авария.

1

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Основное оборудование:

приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;*

*     разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл разного объема и формы;

*     природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена; *    утилизированный материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики:

*     разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная; *    красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;

*     медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;

*     прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;

*     завести индивидуальные дневники, где ставится время проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент;

*     сделать знаки, разрешающие или запрещающие.

Дополнительное оборудование:

*     специальная одежда (халаты, фартуки);

*     контейнеры для сыпучих и мелких предметов; *    правила работы с материалом;

Методическое обеспечение:

*  карточки-схемы для проведения эксперимента;

индивидуальные дневники экспериментов;*

таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов. картотеки стихов, загадок по темам занятий;**

  1. Список литературы.

Дыбина О. В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2000г.

Дыбина О.В «Творим, изменяем, преобразуем», занятия с дошкольниками. ТЦ СФЕРА, М., 2003г.

Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы?», сценарии игр-занятий для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2004г.

Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска», программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». ТЦ СФЕРА, М., 2005г.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2001г.

Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду», Человек. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.

Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», пособие для работников дошкольных учреждений. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.

Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Миро растений. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.

Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст». М., Педагогическое общество России, 2005г.

Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами?», блок занятий «Песок. Глина. Камни». М., ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).

Рыжова Н.А. «Наш дом – природа», блок занятий «Дом под крышей голубой». М., ООО Карапуз

– Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).

Рыжова Н.А. «Почва – живая земля. Блок занятий «Почва», М., ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «ВОЛШЕБНИКИ»

Дополнительная общеобразовательная программа   «ВОЛШЕБНИКИ»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Юные волшебники

Наряду с общей физической развитостью к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает больш...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы - волшебники»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы волшебники» имеет художественную направленность и призвана решить проблему художественного развития и формирования художест...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей от 6 до 7 лет) срок реализации программы:1 год

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по  художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей  от 6 до 7 лет)срок реализации программы...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей от 6 до 7 лет) срок реализации программы:1 год

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по  художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей  от 6 до 7 лет)срок реализации программы...

Дополнительная общеобразовательная программа Маленькие волшебники

Дополнительная общеобразовательная программа Маленькие волшебники...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие волшебники»

Цель: развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству....