Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Юные волшебники
рабочая программа (старшая группа)
Наряду с общей физической развитостью к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти - при обучении письму и математике, на уроках рисования и трудового обучения.
Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют большое значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учится писать, писать он будет медленнее других, и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение и к письму, и к учебным действиям вообще.
Наблюдая за детьми в младших группах детского сада, я заметила, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. Целевой раздел
Пояснительная записка.
Наряду с общей физической развитостью к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти - при обучении письму и математике, на уроках рисования и трудового обучения.
Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют большое значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учится писать, писать он будет медленнее других, и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение и к письму, и к учебным действиям вообще.
Наблюдая за детьми в младших группах детского сада, я заметила, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук.
Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю различные виды ручного труда. Именно поэтому я организовала кружок ручного труда «Юные волшебники».
Программа рассчитана на детей 5-6 лет, 1 час в неделю.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность программы и в том, что развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги.
Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей;
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта воспитывающихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы воспитанники будут знать:
- Основные термины, используемые в работе;
- Этапы изготовления поделок;
- Оформление изделия;
- Основные приемы конструирования.
Будут уметь:
- Пользоваться рабочими инструментами;
-Владеть техникой и приемами работы с разными материалами;
- Жить и работать в коллективе.
У воспитанников формируется и приобретается комплекс знаний, умений и навыков по работе с разным материалом. Развивается мелкая моторика рук.
- Содержательный раздел
- Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам. Занятие проводится в форме творческой мастерской свободного общения во второй половине дня два раза в месяц, с сентяборя по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников: 5-6 лет - 25 минут.
2.2. Учебный план
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | «Работа с бумагой и картоном». | 6 | 3 | 4 |
2 | «Работа с природным и бросовым материалом». | 6 | 2 | 4 |
3 | «Работа с пластилином». | 6 | 1 | 4 |
Итого | 18 | 6 | 12 |
Содержание учебного плана
Раздел 2.3. Содержание программы кружка:
Содержание программы представлено различными видами творческой деятельности:
«Работа с бумагой и картоном».
«Работа с природным и бросовым материалом».
«Работа с пластилином».
По каждому виду деятельности программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности, прослушивание музыкальных произведений;
Познавательное развитие: формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности;
Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений;
Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения;
Физическое развитие: физкультминутки (пальчиковые, малоподвижные игры).
Календарный учебный график
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
2.4 Оценочный материал
Проявляет устойчивый интерес к искусству, мелкой пластике, владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия.
-Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе ручного труда, детского дизайна.
-Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами.
-Различает, правильно называет и самостоятельно использует по назначению основные строительные детали (пластина).
Методы и приемы организации опытно - экспериментальной деятельности:
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Для проведения занятия необходимы наглядные пособия: иллюстрации, образцы работы
2.5 Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
Сбор материала для занятий;
Буклеты: «Как воспитать творческую личность»; «Совместная творческая деятельность родителей и детей»;
Консультация: «Роль художественного и ручного труда в развитии творческих способностей детей»;
Картотека игр на развитие творческого воображения детей;
Индивидуальное консультирование родителей;
Конкурс творческих семейных работ: «Осенняя фантазия», «Зимняя сказка», «Весенняя пора»;
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и лепке;
Мастер-класс для родителей (изготовление поделок по квиллингу)
Создание презентации детских работ на сайт;
Участие в конкурсах различного уровня.
- Организационный раздел
- Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Краски, вода, пластилин, бумага, салфетки, картон, иллюстрации, магниты, дидактические материалы.
МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Изображение с использованием различных материалов (акварель, гуашь, восковые мелки)
Высокий: Ребенок умеет использовать доп. материалы, не обращаясь за помощью к педагогу.
Средний: знает применение доп. материалам, но выполняет с помощью воспитателя.
Низкий: не может применять технику без помощи педагога.
- Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила
Высокий: Ребенок умеет выполнять штриховку самостоятельно.
Средний: выполняет штриховку сам, но не в полном объеме.
Низкий: не может выполнять штриховку без помощи воспитателя.
- Владение техниками декоративно-прикладного творчества
Высокий: Ребенок владеет техниками в полном объеме.
Средний: Ребенок может объяснить теоретически, но на практике применять самостоятельно не может.
Низкий: Воспитанник техниками декоративно-прикладного творчества не владеет.
- Умение ориентироваться в пространстве
Высокий: Ребенок ориентируется без помощи воспитателя.
Средний: Ребенок плохо ориентируется в пространстве.
Низкий: Воспитанник не ориентируется вообще.
Список литература:
- И. Агапова, М.Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г
- М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007
- И.А. Лыкова «Я леплю из пластилина», Карапуз, 2008г.
- И.А. Лыкова «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г.
- И.А. Лыкова «Я создаю поделки», Карапуз, 2008г.
- И.А. Лыкова «Я собираю гербарий», Карапуз, 2008г.
- Л.В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г
- Е.Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.
- Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008г
- Н.А. Чен «Замечательные поделки своими руками», Харьков, 2008г.
- В гостях у «волшебной» палитры
Познакомить детей с художественными материалами, спецификой деятельности, одеждой художника. Развивать умение исследовать конструкцию предмета, передавать его форму, его свойства и состояния. Дать представление о цветах, которые мы получаем путем смешивания красок. Развивать интерес к самостоятельному смешиванию красок, с целью получения того или иного цвета.
2. В гостях у «волшебной радуги»
Развивать знания детей о художественных материалах, умение пользоваться живописными материалами. Дать представление и закрепить знания о радужном спектре.
Октябрь
- Осень на опушке краски разводила
Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени.
- Золотая осень (Печать поролоном)
Познакомить детей с техникой печатанья поролоном. Закреплять умение использовать в работе различные материалы. (поролон, кисти, гуашь.
Ноябрь
- Осенний листопад
Учить детей отражать свои впечатления, изображать объекты разного размера, развивать аккуратность в работе. Познакомить с техникой рисования «Пуантилизм» (тычком).
- Необычные деревья (Воск, палочка)
Учить создавать образ зимы, сочетать различные материалы в работе, развивать образное восприятие. Учить сочетать две разные техники рисования. Познакомить детей с техникой рисования палочкой, по бумаге, покрытой воском и тушью). Развивать чувство композиции.
Декабрь
- Следы в зимнем лесу? (Зимний пейзаж)
Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью, развивать навык работы толстой кистью методом нажима на кисть и тонкой кистью методом рисования кончиком кисти.
- Снежинки (Тарелочка из темного картона, гуашь)
Научить правильно составлять композицию на листе бумаги, развивать умение работать восковыми карандашами и гуашью. Продолжать развивать у детей моторику пальцев, руки; учить детей видеть ориентир на листе бумаги и аккуратно и последовательно выполнять задание.
Январь
- Зимний вечер (пейзаж на темном картоне)
Продолжать учить детей рисовать гуашью при помощи кистей разного размера, закреплять представление о цвете; развивать творческое воображение.
- Новогодняя сказка
Учить правильно располагать изображение на листе и передавать размер объектов их окраску, развивать эстетические чувства.
Февраль
- Снежная семья. Оттиск смятой бумагой
Совершенствовать технику рисования «оттиск смятой бумагой». Учить передавать особенности героев рисунка.
- Снегирь на ветке (пластилинография)
Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе.
Март
- Подснежники
Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
- Мимоза для мамы (рисование ватными палочками)
Упражнять и закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать чувство композиции.
Апрель
- Черемуха
Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток. Продолжать знакомить с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма.
- Звёздное небо. (Набрызг, печать поролоном по трафарету.)
Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техник.
Май
- Какого цвета весна? (монотипия)
- Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски. Продолжать учить детей работать с кистями разной толщины.
2. Закреплять умение работать с акварелью, комбинировать две техники вместе.
18. «Мир на земле»
Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны. Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «Юный конструктор»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Юный инженер»
Данная программа предназначена для развития и воспитания детей 6-7 лет. При ее реализации используются новейшие информационные технологии, что позволяет более эффективно привить навыки профессионально...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог».
quot;Юный эколог"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник» (для детей 4-5 лет) (далее Программа) направлена на создание условий для развития личности ребёнка, р...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юные скульпторы» для детей дошкольного возраста (4- 5 лет)
quot;Юные скульпторы" программа дополнительного образования...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Юные артисты"
Направленность дополнительной образовательной программы «Юные артисты» художественная: театральное искусство. Программа направлена на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного ...