Опыт работы по теме:«Специфика реализации музыкально- ритмических движений у детей с ОНР в условиях ДОУ».
(старшая группа) по теме

Митус Надежда Борисовна

Содействовать устранению речевых нарушений посредством музыкально - ритмических движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_teme.doc78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель работы. Содействовать устранению речевых нарушений посредством музыкально - ритмических движений.

 

                                 Актуальность опыта.

Нарушения речи – достаточно распространенное явление среди детей. Общее недоразвитие речи является наиболее распространенной речевой патологией. Дети с этим диагнозом составляют основной контингент  логопедических групп.

Детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: общей и мелкой моторики. Общая моторика теснейшим образом связана с развитием и формированием мелкой моторики и развитием речи. У значительной части детей имеется двигательная недостаточность, которая выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности».

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи преодолевается как  

педагогическими методами, включающими специальное  обучение  и  

коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.

      Работая с детьми логопедической группы и учитывая их особенности физического развития такие как: задержка развития двигательной координации, слабость связочно-мышечного аппарата, пониженная работоспособность и повышенная утомляемость, я пришла к выводу, что наиболее продуктивным видом деятельности для устранения данных отклонений является музыкально-ритмическая деятельность. 

        Ребёнку с нарушением речи при наличии определённых двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. 

Уделяя особое внимание этому виду деятельности, я пришла к выводу, что музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения  выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дают определённый психотерапевтический эффект.

        Моя задача состоит в том, чтобы у детей появилось желание и потребность жить в мире движений, ощущать радость, счастье, любовь, успех, получать удовольствие от занятий, наслаждаться красотой движений, научиться координировать свои движения, развивать у детей гибкость, пластичность, умение владеть своим телом и легко манипулировать им в движении, развивать чувство ритма, создать атмосферу эмоционального комфорта, эмоциональной отзывчивости, раскрепощенности, самостоятельности и творческой активности. Система работы по развитию музыкально-ритмических движений, разработанная мною для старших дошкольников с ОНР, как раз позволяет решить поставленные задачи в процессе музыкальной деятельности.

                                      Технология опыта (описание)

    Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста.

          Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.

Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она способствует формированию и развитию его двигательных навыков, ритмических способностей.

Свою работу с детьми по музыкально - ритмическим движениям я начинаю с обследования музыкально - ритмических навыков детей. Оно заключается в следующем: в начале учебного года составляю список детей и провожу индивидуальную работу по определению уровня музыкально - ритмических навыков, за основу беру три критерия уровня: высокий, средний, низкий.

Диагностика помогает мне определить индивидуальные особенности каждого ребёнка, его физические возможности, интересы, способности.

        Начальная диагностика в старшей группе показала, что В- 0%, С- 23%,

Н-77%. Таким образом, я выявила, что большинство детей имеют  недостаточный объем развития двигательных представлений, слабую ориентировку в пространстве, у детей отсутствует чувство согласованности в движениях и творческие проявления.

 ( Приложение 1- диагностика)

         Основной формой работы по музыкальному воспитанию являются музыкальные занятия.

 Поэтому, принимая во внимание особенности детей, имеющих речедвигательные нарушения, для устранения темпо-ритмических нарушений речи, моторного напряжения, скованности в движениях, дискоординации, я провожу в конце каждого месяца на основе разученных движений,  доминантное музыкальное занятие, которое основано на музыкально - ритмических движениях. Тематически занятие привязано к лексическим темам, согласованным с логопедом в группе.

        На музыкально - ритмических занятиях решаются следующие коррекционные задачи:

1.   Совершенствование общей и мелкой моторики.

2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Воспитание уверенности в своих силах.

3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

А для того чтобы успешнее реализовать поставленные перед собой задачи, я составила тематическое планирование по музыкально - ритмическим занятиям. План разработан на два учебных года для старшей и подготовительной к школе группы.

 ( Приложение 2 – план)

    Разработала ряд упражнений пальчиковой гимнастики и на координацию речи с движением по лексическим темам логопеда.

       На  занятии все упражнения объединяю общей темой и сюжетом. В сюжеты занятий ввожу образы героев сказок и мультфильмов, животных, игрушки, увлекательные приключения. На занятиях совершаются воображаемые путешествия, экскурсии, поездки. Все это эмоционально окрашивает процесс обучения, обеспечивает устойчивое внимание, а значит, способствует лучшей результативности.

        В нашей совместной деятельности с детьми я стараюсь вызвать интерес к данному виду деятельности, учу детей выражать свои чувства, помогаю каждому ребенку обрести веру в себя, поощряю любое усилие со стороны ребёнка, радуясь его творческим находкам. Дети активно и с удовольствием участвуют в занятиях, играх-инсценировках, танцах, в хороводах. Этому способствует удачно подобранный музыкальный репертуар. Использование атрибутов, сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей, не только на доминантных занятиях, но и в развлечениях, утренниках, мероприятиях с родителями.

         Для достижения оптимальных результатов музыкально - ритмических занятий ( Приложение 3- конспекты доминантных занятий), ввожу   элементы логоритмики, коммуникативные игры, танцы, строю их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и провожу по следующей схеме.

I.     Ритмическая разминка.

II.   Некоторые из видов музыкально-ритмических упражнений:

          упражнения для развития основных сторон внимания;

          упражнения, регулирующие мышечный тонус;

          упражнения для развития координации движений; упражнения на                                           координацию речи с движением;

     упражнения для развития тонких движений пальцев рук.

    Этюды на выражение различных эмоциональных состояний.                  

111.    Танец.

      Игра.  

1V.      Релаксация.

V.        Заключительная ходьба. ( Спокойная ходьба или бодрая под марш )

 ( Приложение 4, 5)

Свою работу по развитию движений под музыку строю по двум направлениям: ритмическая гимнастика, то есть упражнения с высокой двигательной активностью, целью которых является многократное повторение элементов, что помогает выработать тот или иной навык; и танцевальная гимнастика, которая требует выразительности, пластичности и гибкости.

       Наиболее результативной формой музыкально-ритмического воспитания  является музыкально-ритмическая разминка под музыку, 

. Упражнения ритмической  разминки воспитывают  координированные движения рук, ног  во время ходьбы и бега, правильную осанку.

Целью данных упражнений является внесение дисциплинированности и организованности в выполнении движения. Убедилась, что, благодаря присутствующему в разминке ритму, вялые и расплывчатые движения детей становятся четкими и целесообразными, преодолевается хаотичность, суетливость движений, нормализуется двигательное беспокойство, и движения  выполняются в темпе музыки.

   Для развития у детей с речевыми нарушениями, музыкально-ритмического слуха и способности координировать свои движения с речью, наиболее эффективными являются упражнения на координацию речи с движением, речедвигательные упражнения - это проговаривание текста с одновременным выполнением каких-либо движений. Речь с движением позволяет совершенствовать у дошкольников общую и мелкую моторику, вырабатывает чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.

          Речедвигательные упражнения всегда создают у детей хорошее настроение и вносят эмоциональный заряд в обучающее занятие. Речедвигательные упражнения обычно использую в начале занятия для создания эмоционального настроя: При выполнении таких упражнений дети регулируют свои движения, сначала по указанию педагога, потом самостоятельно, что очень важно для детей с речедвигательными нарушениями.

         Упражнения на координацию речи с  движением могут проводиться   без музыкального сопровождения, но сначала разучивается текст, затем движение. Поэтому текст можно разучивать с детьми на любых других занятиях.

          У детей, имеющих речевую патологию, наблюдается снижение мышечного тонуса, и как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков учу детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определённые группы мышц, регулировать степень их напряжения, переключать напряжение с одних мышц на другие. Эту  способность  вырабатываю в игровой форме и сопровождаю или речевой командой, или музыкой соответствующего характера (громкой - в момент напряжения и тихой - в момент расслабления). Упражнения на регуляцию мышечного тонуса могут выполняться детьми как с предметами (мячами, флажками, бубнами, обручами), так и без них. Для регулирования мышечного тонуса использую упражнения такие как: «Кулачки – кисти», «Поднимать и опускать плечи», «Деревянные и тряпичные куклы», «Север – юг» и др.

Особую роль в музыкально - ритмической деятельности с детьми, имеющими речедвигательные нарушения уделяю общеразвивающим и корригирующим упражнениям, упражнениям на тренировку основных видов движения, ориентацию в пространстве, координации движения. Также, упражнения для ориентации в пространстве провожу с использованием наглядных средств: графиков, схем, пиктограмм, что очень важно для формирования у детей, имеющих речедвигательные отклонения, зрительно-двигательной координации.  Убедилась в эффективности их использования, так как они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и используются для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно – двигательного аппарата.

        

Учитывая специфику детей логопедической группы, у которых отмечается недостаточное развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, двигательной), что, в свою очередь, плохо отражается на развитии мыслительной деятельности и речи использую специальные упражнения, активизирующие внимание, такие как: «Запрещенное движение», «Кого не стало», «Не опоздай!», «Бери флажок» . и др.

      Дети учатся сосредотачиваться, у них улучшается не только устойчивость, но и переключаемость внимания - способность переходить от одного действия к другому, появляется умение распределять своё внимание между несколькими видами деятельности.

      

       Упражнения  для  развития тонких движений пальцев  рук формируют координацию, силу тонких движений, вырабатывают навык выполнения действий с мелкими предметами.

       

          Часто использую этюды на выражение различных эмоциональных состояний, которые воспитывают у детей двигательные, ритмические движения, вырабатывают уверенность в себе, повышают  самооценку.

        

          Для развития коммуникативных качеств у детей логопедической группы и выработки умения согласовывать свои действия с движениями других использую танцы и игры. Такие игры помогают дошкольникам преодолеть робость, застенчивость, а также естественно и непринужденно выполнять самые различные танцевально-игровые действия с товарищами.

        

В работе с детьми с речевыми нарушениями для решения коррекционных задач использую  ритмические игры. Работа над развитием чувства ритма проводится во всех видах музыкальной деятельности,

 Логоритмические игры и упражнения создают на занятии положительный эмоциональный настрой и  стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но и корректируя нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.

Игра - основной вид деятельности дошкольников - имеет большое значение в музыкальном развитии детей, в интересной и непринуждённой форме способствует решению коррекционных задач.

Подвижные игры Способствуют развитию у детей духа соревнования, умения действовать в коллективе, укрепляют эмоционально-волевые качества личности, развивают образность мышления и творческую фантазию. Играя, ребёнок активно слушает музыку и непосредственно на неё реагирует.

Музыкальные игры воспитывают чувство ритма, способствуют уравновешиванию нервных процессов, регулируют мышечные усилия детей. В играх необходимы также быстрая реакция на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативность в выполнении заданий. Весь словесный материал (песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр) служит ещё одной важной цели - закреплению в речи дошкольников различных групп звуков. Кроме того, подвижные игры способствуют овладению детьми разнообразными видами движения - ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам. В музыкальном воспитании чаще всего использую игры: инструментальные (сюжетные и несюжетные), игры с пением, словом, а так же музыкально-дидактические игры.

Сюжетные игры отличаются яркими музыкально-игровыми образами. В этих играх есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Всё это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающимся сюжетом.

Игры с пением решают многие задачи музыкального воспитания (формирование интереса к музыке и пению, развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, чистоты интонирования), а также коррекционные задачи (нормализация психических процессов и свойств, тренировка двигательного аппарата, упорядочивание темпа движения и пения). К достоинствам игр с пением относится и то, что с их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения. Они улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают интонационный и поэтический слух, музыкальность. Текст лучше разучивать в процессе игры, так он лучше запоминается и соотносится с ритмом музыки.         Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра усложняется под влиянием развития речи. Играя, ребёнок максимально реализует свои возможности и способности.

Танец и пантомима - это вид деятельности, оптимальный для формирования и развития у дошкольников детского творчества. Одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка движений и освоению его. Поэтому нужно обучать их этому языку. В процессе обучения я знакомлю детей не только со значением отдельных движений, но и с принципами их изменения, а также с простейшими приёмами композиции танца.

Парные танцы строю на основных движениях (ходьба, бег, поскоки), ритмических хлопках, прыжках, притопах, элементах бальных танцев (боковой галоп, шаг, полька), использую элементы народных плясок (полуприсядка, ковырялочка и т.д.).

Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т.е. гораздо чаще, чем другие виды танцев.

Использование сюжетных, национальных, характерных танцев зависит от двигательных умений детей. Такие танцы обычно разучиваю с небольшой группой детей или индивидуально, с учётом развитости двигательных навыков детей.

        Упражнения на релаксацию  под музыку для снятия эмоционального и физического напряжения, регулирующие мышечный тонус; ввожу по мере утомления детей.

         Материал, изучаемый на музыкальных занятиях закрепляется на музыкально - ритмическом занятии и используется в самостоятельной деятельности детей (в группе в свободное время). Самостоятельная музыкальная деятельность помогает ребенку «раскрыться»: по-своему выразить то, с чем он познакомился на музыкальном занятии, проявить свою инициативу, самостоятельность, развить волевые черты характера, творческие способности, воображение, что очень важно для детей логопедической группы, имеющие различного рода психические нарушения.  Для этого в каждой группе организована соответствующая развивающая среда: музыкально-дидактические игры, множество ритмических игр, каталог логоритмических игр и упражнений. Данная работа проводится или совместно с воспитателем, или детьми самостоятельно.

         Таким образом, все перечисленные выше упражнения способствуют развитию у детей слухо-зрительно-двигательной координации; внимания и памяти; ритмического слуха; нормализации координации движений с речью; пространственной организации движений; выразительности и грации движений; общей и мелкой моторики; мимики? .(Эмоциональной сферы ребёнка)

         Успех совместной коррекционно–педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия всех специалистов ДОУ. Лексический материал, используемый на музыкальных, доминантных, тематических, интегрированных занятиях,  развлечениях, утренниках согласовываю с логопедом. (Приложение 6)

        Привлекаю воспитателей к активному участию в работе над музыкально - ритмическими движениями, чтобы воспитатели представляли смысл и перспективы работы, провожу консультации, даю рекомендации по самостоятельной деятельности детей в группах. ( Приложение 7)

        Свою работу провожу в тесном контакте с родителями. В группах выставляю наглядно - информационный материал, Мною были подготовлены консультации. Родители первые помощники во всех наших начинаниях, и поэтому я побывала на родительских собраниях, где рассказала о введении элементов логоритмики на музыкальном занятии, постаралась убедить родителей в необходимости и целесообразности своей работы. Часто  индивидуально беседую с родителями, знакомлю их с результатами обследования детей, советую, как можно дома заниматься с детьми.  (Приложение 8).

        Регулярно провожу праздники и развлечения, где родители могут увидеть работу с детьми по музыкальному развитию. В том числе и по музыкально - ритмическим движениям. Иногда сами родители становятся участниками представления. Так в рождественском представлении «В ночь перед  рождеством» мама одной воспитанницы сыграла роль - Деда Мороза, в тематическом занятии ко дню Матери «Слово древнее, святое» мамы исполняли колыбельные песни, пели частушки вместе с детьми, рассказывали потешки. На празднике, посвященном  8 марта « Джентльмен – шоу», мамы танцевали Вальс со своими детьми, учувствовали в оркестре на детских музыкальных инструментах, подыгрывая своим детям.

При таком комплексном подходе к осуществлению поставленных мною задач я достигаю главного: музыкально - двигательные навыки в детском саду, помогут сформировать и развить речь детей и войти в волшебный мир музыки: услышать, прочувствовать,  полюбить, понять и принять его!

                                     

                                  Библиографический список.

  1. Буренина, А.И. «Ритмическая мозаика»: программа по ритмич. пластике для детей дошк. и младш. школьного возраста / А.И. Буренина. - СПб.: ЛОИРО, 1997. - 128с.
  2. Волкова, Г.А. «Логопедическая ритмика»: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»./ Г.А. Волкова. - М.: Просвещение, 1985. - 191с.
  3. Гоголева, М.Ю. «Логоритмика в детском саду»: методическое пособие / М.Ю. Гоголева. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 120с.
  4. Громова, О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей»: Учебно-практическое пособие / О.Н. Громова, Т.А. Прокопенко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 64с.
  5. Картушина, М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет» / М.Ю. Картущина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 208с.
  6. Костина, Э.П. Камертон: «Программа муз. образования детей дошк. Возраста» / Э.П. Костина. - М.: Просвещение, 2004.- 223с.
  7. Раевская, Е.П. « Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет.сада / Е.П. Раевская и др. - М.: Просвещение, 1991. - 222с.
  8. Слуцкая, С.Л. «Танцевальная мозаика». Хореография в детском саду / С.Л. Слуцкая. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2006. - 272с.
  9. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. «Са-фи-дансе». «Танцевально-игровая гимнастика для детей»: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. - СПб.: «Детство-пресс», 2005. - 352с.
  10.  Чистякова, М.И. Психогимнастика / под ред. М.И. Буянова. - М.:                                  Просвещение, 1990. - 128с.

     11.  О.С. Боромыкова « Коррекция речи и движения»: Детство- пресс, 1998г.

     12.  М Ковалевская  « Музыкальная гимнастика для пальчиков» Издательство

            « Союз художников», Санкт- Петербург, 2006г.

     13.  Е.А. Поддубная    « Музыкальные пальчиковые игры»: М.- Школа      

            Развития, 2010г.  

     14.  А. Е. Чибрикова -Луговская    «Ритмика».  Методическое пособие для

           музыкальных руководителей  детского сада.  Москва. Издательский дом                                                                                    

           « Дрофа», 1998г.

   15.  М.А. Михайлова, Н. В. Воронина  « Танцы, игры, упражнения для            

          красивого движения». Академия Холдинг, 2000г.

   16.  Г.П. Фёдорова   « Танцы для детей». Методическое пособие для          

          музыкальных  руководителей. « Детство- пресс» Санкт- Петербург 2000.

   17.  А. Н. Зимина  «Образные упражнения и игры». Ассоциация авторов и

           издателей « Тандем», Москва, 1999г.

   18.  Т.С Овчинникова « Музыка для здоровья». Музыкально- ритмические    

          минутки, логоритмическая гимнастика. Издательство «Союз художников»          

          Санкт- Петербург, 2003г.

   19.  Щербакова Н.А. « Музыкальный сундучок». Методическое пособие для

          работников дошкольных образовательных учреждений и родителей.    

          Москва. Обруч, 2012г.

   20.  Погорелова Г.Г. « Музыкально- игровая гимнастика. Комплексы

          упражнений» 2008г. , Журналы «Музыкальный руководитель» №№ 1-6.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкально- ритмических движений у детей ( из опыта работы).

в публикации я делюсь опытом работы по совершенствованию музыкально- ритмических движений у детей....

"Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду с примерами ритмических игр.

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду.Памятка для родителей с примерами ритмических игр....

Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятиях через логоритмические упражнения.

Августовская конференция работников образования Мошковского района      Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в ус...

Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятиях через логоритмические упражнения.

Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятияхчерез логоритмические упражнения....

Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у детей дошкольного возраста».

Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год  по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у  детей дошкольного возраста...