Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у детей дошкольного возраста».
материал

Каландадзе Лидия Михайловна

Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год  по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у  детей дошкольного возраста».

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год  по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у  детей дошкольного возраста».

Актуальность.

Музыка и движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски, танцы и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

На первом этапе реализации плана я изучила методическую литературу, проанализировала теоретические материалы по теме развития у дошкольников музыкально-ритмического развития, составила картотеку упражнений, речевых игр, игр и хороводов с пением, танцев. Дополнила библиотеку методической литературой («Палочки – скакалочки» Е.Попляновой, «Танцы народов Севера для детей, Зимние танцы, пляски, хороводы для дошкольников, Танцы, пляски, игры, хороводы – Весна, «Топ – хлоп малыши»), подобрала необходимый музыкальный материал. Для танцев были изготовлены атрибуты.

На втором этапе был проведён анализ результатов, подведён итог работы, обобщён опыт.

На третьем этапе приступила к реализации, полученного в процессе самообразования опыта - применение музыкально – ритмической, танцевальной деятельности.

На четвёртом этапе – организация и проведение разнообразных форм и видов музыкально – ритмической деятельности.

Работа осуществлялась в непосредственно  образовательной области «Музыка» (на музыкальных занятиях) с  учётом  возрастных и психофизиологических особенностей детей.

Большое место занимают музыкально-ритмические упражнения, где дети учатся и упражняются в бодрой ходьбе, перестроении, бегать легко и стремительно, используя всё пространство группы, учатся ощущать окончание музыкальной фразы, выполняют танцевальные движения. Упражнения развивают ритмическую чёткость и ловкость движений. Например: приставной шаг, бег и прыжки, упражнение для рук с лентами, ходьба с остановкой на шаге, лёгкий бег и ходьба, передача платка, «Большие и маленькие ноги», «Великаны и гномы», «Роботы и звёзды», вальс, «Отойди – подойди» и др.  Эти движения несут в себе различные ощущения: зрительные, слуховые, кинестетические (ощущения связанные с движением в пространстве) и др. Они также тренируют мышечную основу организма, что позволяет говорить о них как способе сохранения и укрепления здоровья. Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети непроизвольно активизируют саморазвитие таких психофизических качеств, как координация, ориентировка в пространстве, развитие чувства равновесия. В своей работе придерживалась принципа от простого к сложному. Все упражнения носят в основном игровой характер и просты в исполнении.

Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушением речи, поскольку помогают им координировать пение и движения, упорядочивать темп и движения. В работе были использованы следующие танцы, хороводы: «На горе то калина», хоровод «Елочка, заблести огнями», Северный хоровод,  хоровод «Во поле берёза стояла», хоровод «Веснянка», «Листопад»  и др.

Особенно привлекательны для детей коммуникативные танцы-игры: так как они построены в основном на жестах и движениях, позволяют ребёнку раскрепоститься, например: «Хей – хей, привет тебе», «В этом зале все друзья», «Найди себе пару», танец – игра «Северное царство», «Буги – вуги», Хлопай – топай» и др.

Игра, относящаяся к музыкально-ритмическим движениям, является основным видом деятельности дошкольников. Применялись следующие игры: «Кот и мыши», «Из гусеницы в бабочку», «Ледяные фигуры», «Ищи», «Гуляем – играем», танец «Птичек», танец – игра «Весёлые снежки» и др.

В разделе «Развитие чувства ритма» большое внимание уделялось речевым играм, упражнениям на координацию речи и движения, например: «Самолёт», «У оленя дом большой», «По дорожке», «Зимние забавы»  и др. Детей привлекает ритмика и созвучие стиха, а потешки, считалки неотделимы от игр детей и массовых танцев.

Для речевых игр использовала игру на палочках. Игра с палочками - увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, тембровый слух. Дети с удовольствием играют в игру «Ритмическое эхо», «Старинные часы», «Куда ножки вы идёте?».  Дети учатся пользоваться выразительными средствами, которые являются общими для речи и музыки. Это темп, регистр, ритм, тембр, фразировка.

 «Звучащие жесты» - игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье языком. Использовала их как сопровождение речевых упражнений. Например: «Ручеек – журчалочка», «Мороз»,  «Осенняя разминка» и др. Это привлекает внимание детей и делает занятие интересней, способствует развитию вниманию и координации движений.

В течение года к праздникам с детьми были разучены тематические танцы: танцы с листьями, полька («Ты и я», новогодняя), танец с лентами, «Весёлый каблучок», «Танец звёздочек», «Снежный вальс», танец «Снежинок», пляска для мальчиков «Будем мы солдатами», «Будущие воины» и др.

На праздничных утренниках применяла форму взаимодействия с родителями  - танцы с мамами ко Дню матери, ко Дню 8 марта, на выпускной.

Работу над ритмическим развитием нужно вести планомерно и постоянно в различных видах музыкальной деятельности, в различных вариантах.

Работу по развитию музыкально – ритмической деятельности  считаю успешной, потому что сам процесс движения под музыку приносит детям радость, положительно сказывается на психическом здоровье детей, помогает раскрепоститься, обрести уверенность в себе. У детей сформировался комплекс определенных умений: слушать, воспринимать музыку, импровизировать (проявление творчества), двигаться под музыку, отражая в этом движении свое отношение к музыкальному образу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год.Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».Выполнила воспитатель: И. В. Мещерякова    МБУ №90 ...

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...

План самообразование на 2019-2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...

Отчет по самообразованию воспитателя средней группы Фатиховой за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности»

Главное достоинство метода экспериментирования – заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах  изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объекта...

Отчет по самообразованию за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности» (Презентация)

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...

ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»

Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....