НЕПОЛЬНАЯ СЕМЬЯ: ТРУДНОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНЯХ МЕЖДУ МАТЕРЬЮ И СЫНОМ
статья (старшая группа) по теме

Косыгина Анна Сергеевна

В статье описаны турдности во взаимоотношениях в неполных семьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alekseeva_e.e._govorkova_a.s._statya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.Е. Алексеева, А.С. Говоркова

Санкт-Петербург 

НЕПОЛЬНАЯ СЕМЬЯ: ТРУДНОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНЯХ МЕЖДУ МАТЕРЬЮ И СЫНОМ

Семья для ребенка – это та среда, которая оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка.  На примере отношений между членами семьи ребенок строит свои отношения со сверстниками, педагогами, а впоследствии создает свою семью. Именно поэтому так важно, чтобы семья была благополучной, важно, чтобы дома царила атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи. Но такую среду для ребенка трудно создать, если семья является неполной.

Особое внимание стоит уделить воспитанию мальчиков в неполной материнской семье. Ребенку необходимо сформировать представление о мужском поведении. Но как это сделать, если ребенок видит только женский тип поведения. Мальчику очень трудно в такой ситуации строить свое общение со сверстниками, особенно, девочками. Более того, нередко складываются искаженные взаимоотношения непосредственно между матерью и ребенком.

Как отмечает Л. Б. Шнейдер, основная проблема неполной семьи состоит в том, сможет ли такая семья создать условия для личностного роста детей и взрослого.

Каковы же особенности мальчиков старшего дошкольного возраста? Все больший интерес детей старшего дошкольного возраста, как отмечает Смирнова Е.О., направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Именно в общении со взрослым мальчик старшего дошкольного возраста узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила, что влияет на его нравственное развитие. У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в сфере отношений, которая проявляется в способности принимать собственные решения.

Психологи отмечают социальную, гражданскую и психологическую незрелость мальчиков из неполных семей. Причинами этого являются: уменьшение роли отца в семье, неправильное воспитание в форме гиперопеки и вседозволенности, гипоопеки.

По мнению И.С.Кона дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, мальчики с трудом общаются со сверстниками, хуже усваивают истинно мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость. Эмоциональное состояние у мальчиков из неполных семей является  низким и угнетенным, мальчики из неполных семей часто испытывают чувство одиночества и трудности в общении в семье. Таким образом, для мальчиков из неполных семей характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение.

У мальчиков из неполных семей также наблюдается нарушения самооценки. Обследовав детей старшего дошкольного возраста Королева С.А. отметила, что у мальчиков из неполных семей образ себя носит аморфный, диффузный характер, искажается отношение к себе, нарушается восприятие своего положения в семье. Кроме того, самооценка детей, переживших развод, носит менее дифференцированный характер по сравнению с детьми из полных семей.

Целью нашего исследования являлось выявление особенностей взаимоотношений матерей и сыновей старшего дошкольного возраста в неполных семьях. Задачи исследования: подобрать методики для изучения взаимоотношений матерей и сыновей; разработать программу психолого-педагогической помощи детям и родителям при нарушенном взаимоотношениях. Мы предположили, что взаимоотношения матерей и сыновей в неполных семьях будут отличаться от взаимоотношений матерей и сыновей в полных семьях.

Нами было проведено исследование на базе ГДОУ №116 комбинированного вида Выборгского района г. СПб; ГДОУ №99 Московского района г. СПб. В эксперименте участвовало 32 человека: 7 мальчиков старшего  дошкольного возраста из полных семей; 8 мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей; 7 матерей-одиночек, 8 матерей, воспитывающих ребенка в ситуации полной семьи; 2 воспитателя.

На первом этапе нами изучались взаимоотношения между матерями и сыновьями в полных и неполных семьях. Для этого были использованы следующие методики: методика «Какой я», тест «Рисунок семьи», Опросник «Семейное интервью» (автор А.И. Захаров), методика «Личностные ожидания ребенка в общении со взрослым», опросники для воспитателей (авторская разработка); опросники для родителей (анкета (авторская разработка), методика «Анализ семейных взаимоотношений» (авторы: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.), методика диагностики родительского отношения – ОРО (авторы: Варга А.Я., Столин В.В.).

Сравнительный анализ показал, что различия во взаимоотношениях между матерями и сыновьями в ситуациях полной и неполной семьи существуют. Ярко вырисовывается повышенный уровень  требований со стороны матери к ребенку в ситуации неполной семьи. В полных семьях уровень требований чаще всего является адекватным.

Степень самооценки у мальчиков из неполных семей также является нарушенным: в зависимости от ситуации в семье – завышенный или заниженный. Тогда как у мальчиков из полных семей уровень самооценки чаще всего адекватный. Следует заметить, что мальчики из неполных семей часто рассказывают о существовании отца (рисуют в рисунках, говорят с детьми (как отмечают воспитатели)), хотя общения с отцом не происходит в реальной жизни.

Безусловно необходимо отметить и тот факт, что мальчики из неполных семей боятся наказаний со стороны матери. И, как отмечают воспитатели, грубость к своим сыновьям у матерей-одиночек присутствует чаще нежели у матерей к сыновьям из полных семей.

На втором этапе по результатам исследования  будет проведена коррекционная программа для матерей и сыновей из неполных семей. Целью коррекционной программы является улучшение взаимоотношений между матерями и сыновьями в неполных семьях.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА УЛУЧШЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МАТЕРЯМИ И СЫНОВЬЯМИ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Существует потребность в психолого-педагогической помощи мальчикам старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей, однако недостаточно выделены особенности взаимоотношений матерей и сынов...

Психолого-педагогическая поддержка первого ребенка как условие формирования новых взаимоотношений между членами семьи

Статья о психолого-педагогической поддержке первого и каждого последующего ребенка, способствующей успешной социализации, выбору стратегий адаптивного поведения и гармоничному развитию личности в цело...

доклад "Семья как основной элемент в системе взаимоотношений между поколениями."

доклад "Семья как основной элемент в системе взаимоотношений между поколениями."...

Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией

Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией...

«Как преодолеть трудности в общении между взрослыми и детьми»

laquo;Как преодолеть трудности в общении между взрослыми и детьми»...

ПОУЧАТЬ или ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ? Роль Семейной гостиной в формировании крепких положительных взаимоотношений между детским садом и семьями воспитанников.

В данной статье приведен портрет современных родителей (амбициозных и высококомпетентных в профессиональном плане, обеспокоенных проблемами быта, занятых работой и мало эмоциональных со своими детьми)...

ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ

В материалах консультации рассматриваются основные трудности построения взаимотношений с родителями, этапы и формы эффективного взаимодействия...