ПОУЧАТЬ или ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ? Роль Семейной гостиной в формировании крепких положительных взаимоотношений между детским садом и семьями воспитанников.
статья

Афимьина Виталина Сергеевна

В данной статье приведен портрет современных родителей (амбициозных и высококомпетентных в профессиональном плане, обеспокоенных проблемами быта, занятых работой и мало эмоциональных со своими детьми), описаны проблемы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями и пути их решения через организацию и проведение семейных гостиных. Приведены план и тематика семейных гостиных на три возрастные группы.

(Рецензия от 15.11.2021 Викульевой Е.В., воспитатель МБОУ ОШ №12, высшая квалификационная категория).

 

Изменения в обществе приводят к изменениям в семье, меняются отношения между супругами, между детьми и родителями. Сложный период XX века абсолютно изменил уклад семьи, а 90-е годы XX столетия еще более усложнили взаимоотношения в семье.

В сегодняшнем обществе мы можем увидеть абсолютно зеркальные социальные процессы и явления: мы видим вокруг высокообразованных людей и неграмотных, людей духовно развитых и бездуховных, очень богатых и бедных, фактически нищих. Отношение к детям в таких разносторонних семьях также самое разное. Некоторые семьи окружают своего ребенка высокооплачиваемыми профессионалами-педагогами, другие устраивают своих детей в детские сады с круглосуточным пребыванием. В одних семьях существуют строгие правила и требования к поведению, в других семьях, напротив, преобладают вседозволенность и попустительское отношение.

И это картина нашей современности. Что же еще характерно для современных родителей, какие они?

  1. Сегодня родители вынуждены много работать. В погоне за благосостоянием, удовлетворением личных амбиций, карьерным ростом родители, как следствие, уделяют ребенку меньше времени и внимания.
  2. Современные родители – это поколение 90-х годов. В этот период почти в каждом доме появились компьютеры или игровые приставки, дети стали меньше играть во дворе, стали забываться детские игровые традиции и правила, старшие дети перестали передавать игровой опыт младшим. Кроме того, современный мир заставляет родителей беспокоиться за безопасность своих детей на улице, поэтому общение со сверстниками во дворе чаще сокращено.
  3. Родители сегодня проводят много времени перед мониторами телевизора, компьютера… Ребенок, копируя поведение близких взрослых, делает также. Мы все, устремив взгляд на экраны, стали эмоционально отдаляться друг от друга. Родители стали меньше говорить со своими детьми, особенно о чувствах. И эта эмоциональная блокада истощает психику наших детей. Ребенку необходимо делиться своими эмоциями, а также внимание и интерес взрослого к его чувствам. На уровне взгляда, эмоций, прикосновений. Очень важно интересоваться переживаниями ребенка и максимально выражать свою любовь к нему.
  4. Гипервозбуждение – еще одна особенность современных родителей. Причем мы сейчас говорим о гиперактивности взрослых, которой заражаются наши дети. Подражание взрослым – вот причина агрессивного поведения детей. Сегодня взрослые все время чем-то недовольны, пытаются чего-то достичь, стараются держать себя в форме и пытаются все делать быстро, испытывая при этом стресс, и проявляя агрессию, которая может быть не физической, а вербальной. В порыве эмоционального возбуждения или гнева, забыв обратить внимание на то, где находится наш ребенок, мы показываем ему нормы поведения, которые они перенимает и показывает в своем общении со сверстниками и другими взрослыми.
  5. Поменялись ценностные ориентиры современного общества потребления. Снизилось внимание к формированию чувств ответственности и трудолюбия. Господствует установка на развлечения. И, пускай иногда неосознанно, но родители передают эту установку своим детям.
  6. Во времена огромного выбора различных кружков и секций, в погоне за желанием научить своих детей всему и сразу, родители отбирают у них самое ценное – радость детского возраста. Наши дети слишком быстро взрослеют и начинают жить по взрослым законам, теряя неповторимость и уникальность мира детских фантазий и волшебства.
  7. Высокая компетентность и осведомленность родителей во многих вопросах (правовых, экономических, однако в меньшей степени в вопросах развития и воспитания) и образованность родителей.

Педагоги и психологи отмечают возрастание негативного восприятия родителями детей. Большинству родителям трудно развить тему «какой у меня хороший ребёнок», а о том, «какой плохой ребёнок», могут говорить часами. Одновременно и сами дети затрудняются сказать что-то хорошее друг о друге. Кроме того, современные родители с неохотой, а часто с негативом, слушают советы или пожелания от своих педагогов (в детском саду или школе) по вопросам воспитания их детей. Родители скорее обратятся за информацией в Интернет или обсудят этот вопрос с друзьями, выделив не правоту педагога заметившего проблему в воспитании их ребенка.

В условиях экономической и социальной нестабильности, под страхом «оказаться на обочине» жизни в следствии потери рабочего места, финансов или накоплений, заболевания, современные родители сами приходят в состояние неуверенности и эмоциональной нестабильности, а за всем этим пришел и новый социальный страх «неуспешности» детей. Родители отчаянно опасаются того, что их ребенок не будет готов к школе, не сможет справиться со школьными требованиями, будет неконкурентоспособен по сравнению с другими детьми, окажется малоценным в глазах педагогов и сверстников, они не видят надежд на будущее для такого ребенка.

Несомненно, Вы знаете, какое огромное влияние оказывает на воспитание ребенка в первую очередь его семья, его родители. Даже лучшие учителя, работающие по современным программам, не могут конкурировать с родителями. Именно семья на интуитивном глубоком душевном уровне даёт понять ребенку, что такое жизнь и по каким правилам в ней можно действовать. И действительно: "Семья – это место, где формируются люди " (Ф. Бэкон), где возникают их отношения с людьми, с миром.

Взаимодействие с родителями является важной областью профессиональной деятельности педагогов.

Когда образовательная организация и семья закрыты друг от друга, ребенок одновременно живет в двух, не взаимодействующих, системах. Так у ребенка возникают противоречия, непонимание, сомнения. Чтобы этого избежать, эти два мира должны быть тесно связаны друг с другом. Главное в этом взаимодействии — это доброжелательность, доверие и взаимопонимание. Для этого педагоги должны уметь говорить, располагая к себе и заинтересовывая собеседника, и, конечно, создать условия, чтобы в детских садах было тепло и комфортно не только для детей, но и для их родителей.

Семья и детский сад два важных института воспитания и развития ребенка. Их функции различны, но для полноценного, содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и воспитателей. На современном этапе работы ДОО актуальна тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей. Возможны разнообразные формы взаимодействия с родителями, но наиболее эффективной, на мой взгляд, является семейная гостиная.

«Семейная гостиная» – это модель взаимодействия родитель-ребенок-педагог.

Такая модель взаимодействия, как нельзя, лучше способствует сплочению отношений между родителями и педагогом, между детьми и родителями, между педагогом и детьми.

На этих встречах дети и родители вместе с педагогом играют, поют, танцуют, создают индивидуальные и коллективные работы из разных материалов, с использованием традиционных и нетрадиционных техник.

Анализ результатов опроса, проводимого среди родителей средней группы (всего приняло участие в опросе 51 родитель), показал, что только 13% опрошенных родителей знают, что такое семейная гостиная и хотели бы, что бы в нашей группе проводились семейные гостиные. 87% опрошенных родителей не знают понятия семейная гостиная, но хотели бы узнать.

На основании полученных результатов опроса и изученной литературы для родителей было подготовлено сообщение «Что такое семейная гостиная?» для сообщения на Установочном родительском собрании, после чего было предложено проведение тематических гостиных в нашей группе. Родители поддержали идею единогласно. Проводить Семейные гостиные было решено 1 раз в два месяца.

После этого родителям было предложено несколько тем на выбор. Анализ анкет позволил выявить приоритетные направления работы Семейной гостиной и составить тематический план встреч на учебный год с учетом пожеланий родителей. К участию в семейных гостиных были приглашены специалисты дошкольной образовательной организации: педагог-психолог, учитель-логопед и др. далее подобные опросы по выбору тем встреч в Семейной гостиной проходили в конце учебного года для составления перспективного плана заседаний на будущий учебный год.

Цели цикла встреч: Оказание психолого-педагогической поддержки семье в вопросах воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

 Задачи:

  • Оптимизация детско-родительских отношений
  • Оказать психолого-педагогическую помощь родителям в поиске адекватных путей, средств, методов воспитания и обучения.
  • Гармонизация межличностных отношений в семьях воспитанников
  • Способствовать установлению партнерских отношений ДОО с семьей.
  • Формирование позиции «любящего взрослого»

В таких гостиных мы создаем условия для участия родителей и их детей в игре и продуктивной деятельности.

Структура заседаний Гостиной:

  1. Теоретическая часть – проводится не в форме лекции-поучения, а в форме живого диалога, родители получают информацию по теме заседания, задают вопросы, делятся мнениями, формулируют и обсуждают проблемы с педагогами и специалистами.
  2. Практическая часть – нацелена на реализацию (или хотя бы примерную реализацию) методов, приёмов, подходов, способствующих разрешению обозначенных проблем.
  3. Коммуникативная или интерактивная часть – подразумевает практическое взаимодействие всех участников образовательных отношений в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых, мастер-классах и пр.).
  4. Обратная связь – этап рефлексии, это та часть заседания, на которой все участники Гостиной могут поделиться своими мыслями и ощущениями, проанализировать полученную информацию и впечатления. На этапе «обратной связи» родители могут получить небольшое «домашнее задание» по теме заседания, буклеты, распечатки с рекомендациями, заданиями и тому подобные практические материалы, чтобы использовать их в процессе воспитания ребёнка.

За три учебных года в нашей группе было проведено 12 заседаний Семейной гостиной:

 

Дата

Тема

Практическая часть

средняя группа (4-5 лет)

октябрь

«Играем вместе»

Совместная игровая деятельность родителей и детей в ходе Гостиной

декабрь

«Семейные ценности»

Мастер-класс по изготовлению оберега для дома «Домик»

февраль

«Папа в воспитании»

Совместна игровая деятельность пап с детьми

апрель

«Услышьте меня!» (совместная встреча с педагогом-психологом)

Заочное участие детей группы – видео-интервью

старшая группа (5-6 лет)

октябрь

«Здоровый ребенок – счастье родителей»

Создание фотостенда «Наши спортивные достижения

декабрь

«Волшебные руки мастера»

Мастер-класс по изготовлению подсвечника из CD-диска

февраль

«Бабушки и дедушки в воспитании ребенка»

Мастер-класс «Изготовление куклы -берегини»

апрель

«Развиваем любознайку»

Мини-концерт «Друзья природы»

подготовительная группа (5-6 лет)

октябрь

«Знатоки ПДД»

Викторина для детей «Знатоки ПДД», родители – члены жюри и зрители

декабрь

«Мультфильмы – за или против?»

Заочное участие детей группы – видео-интервью «Мои любимые сказки и мультфильмы»

февраль

«Компьютер и ваш ребенок»

Заочное участие детей группы. Видеоролик «ИКТ в жизни детского сада»

апрель

«Игры моего детства»

Мастер-классы от родителей «Игры моего двора»

В последние годы прилагаются большие усилия по повышению доступности дошкольного образования как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях. Повышению охвата детей услугами дошкольного образования содействует развитие альтернативных форм дошкольного образования. Одной из таких форм является Семейная гостиная.

В работе Гостиной используются разнообразные методы и приемы активизации родителей: постановка проблем, предложение для обсуждения различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников, опыта работы, анализ педагогических ситуаций, проведение тренингов, практических занятий и др. Обязательное завершение встречи — подведение итога, рефлексия. Очень значимы Гостиные с участием детей, ведь именно в таком формате мы наблюдали развитие и укрепление детско-родительских отношений, укрепление связи между поколениями (дети-родители-бабушки и дедушки), повышение взаимопонимания между педагогами и родителями воспитанников.

Участие в работе Гостиной помогает родителям:

  • провести время со своими детьми в неформальной и «не домашней» обстановке;
  • снять эмоциональное напряжение – так называемого «конфликта поколений», появившегося и у родителей, и у детей. Появляется желание идти на контакт друг к другу, пересмотреть устоявшиеся нормы в связи с вновь возникшими обстоятельствами, чутко реагировать на изменение семейного климата и двигаться в направлении его улучшения, родители и дети научаться слышать друг друга и вставать на противоположную сторону.
  • обменяться положительными эмоциями с детьми;
  • в процессе совместной практической деятельности (мастер-классы) почувствовать себя творцом и созидателем, разделить с детьми радость от создания различных поделок;
  • возродить семейные и иные традиции. Родители и дети обогатили семейный досуг культурными мероприятиями, благодаря которым семья укрепляется и сплачивается;
  • дает возможность поностальгировать и поделиться своим игровым опытом со своими детьми;

Таким образом Семейные гостиные являются прекрасной формой взаимодействия с семьями воспитанников в детском саду, которая позволяет педагогам в легкой, неформальной обстановке  повышать психолого-педагогическую культуру родителей, которая в свою очередь поспособствует сохранению целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизации семейных отношений, формированию равноправных и равно ответственных партнёров.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon pouchat_ili_vzaimodeystvovat_afimina_vs.pdf123.62 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников при формировании культуры безопасности у дошкольников посредством использования интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»

quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали себе глаза, поломали бы ноги и за...

Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников через семейные клубы

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющимрешающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и длясоциального, экономического культурологического развития общества. Всовремен...

Семейный клуб как средство социализации дошкольников с целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей

Еще в 1989г. Концепцией дошкольного воспитания было определено, что "семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей"....

Конспект коррекционного занятия по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений в детском коллективе. «Дружба»

Конспект коррекционного занятия по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений в детском коллективе. «Дружба»...

Консультация для воспитателей: «Взаимодействие педагогов детского сада с семьями воспитанников по формированию навыков безопасного поведения дошкольников»

В детском саду работа с родителями по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста выстроена через различные формы....