ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ
консультация (старшая группа)

Лемара Чабанова

В материалах консультации рассматриваются основные трудности построения взаимотношений с родителями, этапы и формы эффективного взаимодействия 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ

Качество современного дошкольного образования во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

Выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ – важнейший стратегический шаг во взаимодействии сотрудников ДОУ с семьями воспитанников. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса необходимость, продиктованная современными устоями.

Таким образом, перед ДОУ стоят достаточно сложные задачи, требующие профессионализма педагогов:

  • работа в тесном контакте с семьями воспитанников;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Учитывая специфику и отличия в воспитании в различных семьях современных родителей можно условно классифицировать на следующие подгруппы:

1) Родители, которые очень занятые на работе и им детский сад просто жизненно необходим.

Задача сотрудника ДОУ: организовать, так называемые, «домашние задания», заранее предупреждать о намеченных мероприятиях.

2) Родители с удобным графиком работы и неработающими бабушками и дедушками. Такие родители, как правило, не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения.

Задача сотрудника ДОУ: не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

3) Семьи, с неработающими мамами. Ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получение навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, развития и обучения.

Задача сотрудника ДОУ: выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительского комитета и активными помощниками педагогов.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает несколько этапов:

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.

Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Иными словами, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

Приоритетными направлениями в деятельности сотрудников ДОУ служат:

  • повышение профессиональной компетентности сотрудников ДОУ по вопросам взаимодействия с семьями их воспитанников;
  • приобщение родителей к участию в жизни ДОУ и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
  • повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы (нетрадиционные) – сайты, фотовыставки, устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Планируя ту или иную форму работы, сотрудники ДОУ должны исходить из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.

Требования к формам взаимодействия:

*оригинальность, *востребованность, *интерактивность.

В последнее время наметились новые, перспективные направления сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. К ним относятся:

Информационно-аналитические

  • анкетирование;
  • опрос;
  • "почтовый ящик".

Наглядно-информационные

  • родительские клубы;
  • мини-библиотека;
  • информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»;
  • выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей».

Познавательные

  • родительские гостиные;
  • нетрадиционные родительские собрания;
  • устные журналы;
  • экскурсии.

Досуговые

  • праздники;
  • совместные досуги;
  • акции;
  • участие родителей в конкурсах, выставках.

Естественно взаимодействие сотрудников ДОУ с семьями воспитанников, независимо от выбранных направлений, должны основываться на общих принципах взаимодействия:

  • доброжелательный стиль общения;
  • индивидуальный подход к родителям;
  • тщательная подготовка к встречам;
  • сотрудничество, а не наставничество, в интересах полноценного гармоничного развития ребенка.

Зачастую причины отсутствия взаимодействия ДОУ с семьей кроятся в банальном человеческом факторе, но это не означает что воспитатель должен оставлять попытки включать родителей ребенка в деятельность сада.

Родительское участие необходимо в:

  • организации образовательного процесса;
  • создании творческих групп, которые активно делятся своим опытом;
  • организации современной социально – развивающей среды в группах;
  • оказании дополнительных услуг;
  • разработке планирования разных видов на всех уровнях (общедошкольных планов; самостоятельной деятельности детей; совместной деятельности детей);
  • разработке собственных курсов, программ, планов для работы с родителями, детьми;
  • привлечении родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, Воспитатели ДОУ и родители всегда должны помнить, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕПОЛЬНАЯ СЕМЬЯ: ТРУДНОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНЯХ МЕЖДУ МАТЕРЬЮ И СЫНОМ

В статье описаны турдности во взаимоотношениях в неполных семьях....

Родительское собрание "Основные трудности при поступлении ребенка в детский сад"

Задачи:Образовательная: Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1,5-3 лет. Рассказать об особенностях данного периода развития.Воспитательная:...

Презентация на тему: "Исследование основных конфликтов во взаимоотношениях родителей и педагогов".

Данная презентация основана на материалах С.А. Дубравиной и Л.А. Кузнецовой и содержит в себе информацию по исследованию конфликтов между родителями и педагогами в детском саду. Она включает в себя ос...

Презентация к мастер-классу для педагогов по теме: «Коммуникативные методы построения взаимоотношений в коллективе».

ull;Задачи:•Мотивировать педагогов для анализа собственных взглядов и установок.•Познакомить педагогов с тестом определения собственных потребностей.•Проиграть разнообразные способы п...

Консультация для педагогов «Исследование основных конфликтогенов во взаимоотношених педагогов и родителей»

Консультация для педагогов на методическом объединении «Исследование основных конфликтогенов во взаимоотношених педагогов и родителей»...